Кулёв Александр Вадимович,
доктор педагогики, доктор философии, кандидат педагогических наук
Выполнение исследовательской работы школьниками по определенной теме завершается написанием итогового отчета. Как и в случае с рефератом, оформление исследовательской работы начинается с титульного листа. На нем указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена работа; фамилия, имя исполнителя; название работы и ее жанр (в данном случае – исследовательская), приводятся также фамилия и инициалы руководителя работы, его должность и ученая степень; название населенного пункта, где выполнена работа, год ее написания.
После титульного листа в структуре оформленной исследовательской работы идет ее «Содержание». Ниже приводится конкретный пример оформления «Содержания» в работе, посвященной изучению поведения волнистого попугайчика.
Во «Введении» дается краткое биологическое описание объектов исследования (составленное на основе анализа информации из литературных источников), указываются причины избрания данных объектов и темы исследования; формулируются цель, задачи работы и научная гипотеза.
Обзор литературы (глава 1 исследовательской работы) пишется и оформляется так же, как и в случае с рефератом (см. четвертую главу этой книги).
В главе «Материал и методика исследования» дается характеристика индивидуальных особенностей изучаемых объектов, условий их содержания в лаборатории (школьном уголке живой природы). Далее подробно описываются ход работы, т.е. все действия наблюдателя или экспериментатора, нацеленные на получение и статистическую обработку научных результатов. В этом разделе приводят и описание места исследования; указывают календарные сроки его выполнения, общую продолжительность работы, число повторных опытов или наблюдений; называют использованное в процессе исследования оборудование.
В главе «Полученные результаты и их обсуждение» предлагается словесное описание результатов, которое иллюстрируется фотографиями, схемами, графиками, диаграммами, таблицами. О правилах их оформления, а также о порядке ссылок на них в тексте работы мы уже рассказали в четвертой главе этой книги, на примере реферата. В ряде случаев при оформлении исследовательской работы возможно разделение этой главы на две: «Полученные результаты» и «Обсуждение результатов». Оба варианта изложения материала имеют свои достоинства и недостатки и могут быть использованы по усмотрению исследователя. В любом случае хочется обратить внимание на один очень важный момент. Иногда при изложении результатов авторы довольствуются только приведением таблиц и графиков, не сопровождая их никаким текстом, поясняющим оформленный таким образом цифровой материал. Это неверно. Таблица или график – это всего лишь иллюстрация к соответствующему тексту работы, и поэтому его наличие обязательно.
В «Заключении» подводятся итоги выполнения исследовательской работы; указывается, какие из поставленных задач автору работы удалось решить (и с какой степенью успешности); формулируются выводы и практические рекомендации (если они необходимы), отмечаются конкретные возможности и направления продолжения исследования. Центральное место здесь занимают выводы, которые автор делает на основании полученных им результатов. Для юного исследователя удобным оказывается такой способ оформления итогов работы, когда конкретный вывод является ответом на поставленную во «Введении» определенную исследовательскую задачу.
Требования к оформлению списка использованной литературы предъявляются такие же, как и в случае с реферативной работой.
Наконец, в работе могут быть приложения, которые следуют за списком литературы и не входят в основной объем работы. Каждое приложение должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. В приложение могут войти разнообразные иллюстративные материалы, протоколы наблюдений, результаты первичной обработки материалов, которые не было возможности или особого смысла включать в основную часть работы. Подчеркнем, что «Приложение» не является обязательной частью работы, а в некоторых случаях оно даже оказывается лишним.
Оценивается исследовательская работа по следующим основным параметрам:
- Содержание работы (умение анализировать литературу, правильность ссылок на литературные источники и их уместность, логика изложения материала, объем и достоверность полученной информации, убедительность умозаключений и выводов).
- Оформление работы (опрятность, наличие полей, правильность оформления списка литературы, качество выполнения иллюстративного материала, наличие эстетического вкуса при оформлении титульного листа).
- Качество выступления на защите (четкость и грамотность изложения содержания работы; умение пользоваться иллюстративным материалом в процессе доклада; убедительность ответов на вопросы аудитории).
Из последнего пункта вытекает необходимость обсудить требования, предъявляемые к устному докладу учащегося как этапу публичной защиты выполненной им исследовательской работы по биологии.