Автор: Мамедова
Лаура, 8 класс
Руководитель: Лебедева Елена Александровна
ГБОУ СОШ № 367 Фрунзенского района г.
Санкт-Петербурга
Работа удостоена Диплома II степени на районном конкурсе авторских экскурсий, 2020 год
Автобусная экскурсия «По следам барона Штиглица» предназначена для учащихся 8–9 классов. Продолжительность экскурсии 2 часа.
Маршрут и хронометраж экскурсии
Остановка № 1. Особняк на Английской набережной. 10 мин.
Остановка № 2. Памятник Николаю I. 8 мин.
Остановка № 3. Здание государственного банка. 10 мин.
Остановка № 4. Училище им. Штиглица. 20 мин.
Остановка № 5. Балтийский вокзал. 18 мин.
Добрый день, дорогие экскурсанты! Я рада представить Вам свою автобусную экскурсию «По следам барона Штиглица». Каждая остановка на маршруте экскурсии связана с таинственной персоной барона Александра фон Штиглица. Барон Александр Людвигович фон Штиглиц был самым могущественным финансистом России XIX века, меценатом, равного которому не было в ее истории. Сам император Александр II советовался с бароном не только по государственным, но и по семейным делам. Штиглиц был первым управляющим Государственного банка Российской империи, и его прозвали «королем биржи». Он построил важные железнодорожные пути, вкладывал миллионы в другие значимые проекты. В памяти потомков барон остался благодаря созданию в Петербурге великолепного художественно-промышленного училища, которое сегодня носит его имя. Но как начинался триумфальный путь в России банкира, предпринимателя и мецената Александра фон Штиглица? И какой след оставил барон Штиглиц в истории Петербурга? Обо всём этом мы и поговорим на экскурсии.
ОСТАНОВКА № 1. ОСОБНЯК ШТИГЛИЦА НА АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
Наша экскурсия начинается у дома № 68 на Английской набережной. В середине XIX века это здание было известно петербуржцам как особняк семьи Штиглиц. Представьте, что менее двухсот лет назад именно в этом здании Александр Людвигович принимал гостей и решал важные государственные вопросы.
Здание возведено архитектором Александром Ивановичем Кракау в 1859–1862 годах. Кракау считался архитектором с большим вкусом, блестящим рисовальщиком и знатоком итальянского ренессанса. В этом стиле им и было выполнено здание особняка. Обратите внимание, восхитительный двухэтажный особняк значительно выделяется по высоте и пластической проработке среди соседних особняков, напоминая флорентийское палаццо и свидетельствуя о богатстве и могуществе своего владельца. Мощный антаблемент, высокие окна, обрамленные портиками из ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном. По центральной оси над входным порталом, обрамленным парными колоннами коринфского ордера – герб владельца, поддерживаемый фигурками путти.
Архитектор перестроил существовавшие ранее здания на двух соседних участках в единый комплекс, где сочетались парадные, жилые и служебные помещения. Весь комплекс занял квартал между Невой и Галерной улицей. Парадный особняк по Английской набережной и дом по Галерной улице соединены системой флигелей, образующих два двора. Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа. Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами. Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады – комнату, обращенную окнами на Неву. Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом – наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.
В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов. Один из корифеев русской живописи – Федор Антонович Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».
После смерти Штиглица в 1884 году для особняка наступил новый этап: в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем «всего» за 1,6 миллиона рублей по случаю его предстоящего бракосочетания с Принцессой Греческой, Александрой Георгиевной. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны, провел архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Зодчий завершил переделку ко дню свадьбы великого князя.
Далее мы проследуем по Английской набережной и свернем на Сенатскую площадь, после чего выйдем на Исаакиевскую площадь, где находится памятник Николаю I, созданный благодаря Александру Людвиговичу Штиглицу.
ОСТАНОВКА № 2. ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I
Мы находимся на Исаакиевской площади. Перед нами необычный памятник царю – конногвардейцу. Все расходы на возведение памятника Николаю I барон Александр Людвигович фон Штиглиц взял на себя. Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.
Конная статуя изображает Николая I в парадной форме конногвардейца небрежно – и непоколебимо – сидящего на гарцующей кавалерийской лошади. В фигуре всадника Клодту удалось передать портретное сходство и черты характера царя – бесстрастное выражение холодного лица, низко надвинутая на лоб каска с орлом, сверкающая кираса – металлические латы, закрывающие грудь и спину, подсумок на поясе и длинный плащ, лосины и высокие сапоги – ботфорты. Так форма лейб-гвардии вошла в историю мировой культуры. Конной натурой послужил любимый жеребец государя – Амалатбек.
Глядя на отлитую из бронзы скульптуру, мы не предполагаем, что она полая, как кувшин, и воспринимаем ее всей массой. Нам она кажется тяжелой. На самом деле слой бронзы тонок, и благодаря этому в отливке передаются все мельчайшие подробности лепки. Для того, чтобы металл не деформировался под собственным весом, скульптуры изнутри укреплены металлическим каркасом, продолженным металлическими столбами, идущими сквозь пьедестал до его основания.
Для этого основной вес фигуры смещен к двум имеющимся точкам опоры. В круп лошади насыпано несколько пудов картечи. Противовесом является цельный чугунный хвост.
Постамент выполнен из белого мрамора, малинового порфира и сердобольского гранита с бронзовыми украшениями: скульптуры, рельефы и барельефы – аллегорические, декоративные и повествовательные.
В верхней части постамента на скругленных углах помещены четыре сидящие женские фигуры с портретным сходством жены и дочерей Николая I – императрицы Александры Фёдоровны, великих княгинь Марии, Александры и Ольги. Фигуры изготовил скульптор Роберт Карлович Залеман. Эти статуи олицетворяют основные черты царствования Николая I: статуя с зеркалом Правды – это Мудрость, с крестом и раскрытым Евангелием – Вера, с весами и карающим мечом – Правосудие, а та, что с копьем и щитом сидит на льве – Сила. Статуя Правосудия имеет портретные черты императрицы Александры Федоровны. Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым идет накладная бронзовая надпись: «Николаю I – Императору Всероссийскому.1859 – й».
Верхний ярус пьедестала с трех сторон украшен воинскими атрибутами: с западной представлено вооружение, относящееся ко времени Николая I, с восточной – древнеславянское, а с южной – кавказское.
Ниже расположены горельефы. Они рассказывают о важнейших деяниях царствования Николая I: 1825 – подавление восстания декабристов; 1831 – обращение к народу на Сенной площади во время Холерного бунта; 1832 – награждение Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»; 1851 – осмотр Веребьинского моста во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге. Скульптором горельефа, изображающего награждение Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи» является Роберт Карлович Залеман, а остальных барельефов – Николай Александрович Рамазанов.
Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находится знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.
Около памятника разместились фонари, выполненные архитектором Робертом Вейгельтом. Они и до сих пор считаются одними из самых красивых в Петербурге. Ограду вокруг памятника спроектировал архитектор Людвиг Бонштедт. Сейчас мы с вами пройдем в автобус, где я вас познакомлю с биографией барона Александра фон Штиглица, и мы проследуем к зданию Ассигнационного банка, сыгравшему большую роль в жизни барона.
ОСТАНОВКА № 3. ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА
Перед нами дом 21 по Садовой улице. В правление Екатерины II итальянским архитектором Джакомо Кваренги в 1783–1789 годах было возведено здание Ассигнационного банка на месте сгоревшего морского рынка. Это было вызвано необходимостью ввода в оборот бумажных ассигнаций.
Кваренги создал оригинальную пространственную композицию, функционально оправданную и логически продуманную. В центр участка, ограниченного подковообразным зданием – хранилищем монет, архитектор вписал главный корпус. Две открытые колоннады связывают их. Подковообразное здание обращено торцовыми фасадами на Садовую улицу. Главный фасад здания центрирован ризалитом с фронтоном и колоннадой, объединяющей два верхних этажа. В нижнем этаже размещены три парадные двери.
Архитектор столкнулся с проблемой градостроительного порядка: ему предстояло разместить свое сооружение на открытом участке, ограниченном магистралями, в мало застроенной части города. Однако его постройка ориентирована только на Садовую улицу. Задний фасад банка, обращенный к каналу Грибоедова, не получил равноценного архитектурного решения и был скрыт каменной стеною.
Здание охраняли чугунные грифоны, украсившие перекинутый через Екатерининский канал в 1825–1826 гг. Банковский мостик.
С 1818 по 1860 год в этом здании размещался также Коммерческий банк.
В 1860 году Ассигнационный банк был упразднен, и на его месте разместился Государственный банк. Первым руководителем Государственного банка стал Александр Людвигович фон Штиглиц. Одновременно с организацией Государственного банка императором Александром III был утверждён его Устав. Государственный банк унаследовал активы, пассивы и имущество этого учреждения, включая помещение. Внешне оно напоминало особняк богатого вельможи – впрочем, как и многие из зданий контор Коммерческого банка.
Заняв пост управляющего Государственным банком, Александр Штиглиц ликвидировал свои частные банкирские дела, но в его руках остались все нити финансового управления империей. То, что именно Александр Людвигович Штиглиц возглавил Государственный банк, обеспечивало переход многих функций придворного банкира к новому финансовому учреждению, которому предстояло играть ведущую роль в банковской системе России. На Государственный банк была возложена обязанность вести международные расчеты, и эта функция сохранялась за банком до 1866 г., то есть пока Александр Штиглиц оставался на посту управляющего. За время его правления были заключены три внешних займа и, по мнению министра финансов М.Х. Рейтерна, в непосредственном ведении которого находился Государственный банк, все три увенчались блестящими успехами.
Как глава Государственного банка Александр Штиглиц вынужден был постоянно заниматься изысканием средств, необходимых для поддержания бюджета. В 1863 г. для подкрепления кассы Государственного банка были выпущены 5-процентные банковские билеты на сумму 10 млн. рублей. В 1864 г. был заключен первый англо-голландский заем на сумму 47,9 млн. гульденов и 1,9 млн. фунтов стерлингов. В том же году состоялся первый внутренний 5-процентный с выигрышами заем на 100 млн. рублей. Полученные деньги должны были пополнить средства Государственного казначейства, из них планировалось финансировать также сооружение дороги из Москвы к Черному морю.
В 1866 г. Александр Штиглиц был уволен с этой должности по собственному желанию с оставлением при Министерстве финансов по кредитной части и в качестве почетного члена Совета торговли и мануфактур. До конца жизни он получал свыше 3 млн. рублей годового дохода и считался одним из самых влиятельных и богатых людей России. Штиглиц был признан не только в России, в 1879 году французский президент Мак-Магон наградил его орденом Почётного легиона за заслуги по организации Всемирной выставки в Париже.
Здание на Садовой улице вплоть до 1917 г. являлось своеобразным символом финансового могущества империи: в подвалах Государственного банка хранился золотой запас страны.
В настоящее время на месте здания Ассигнационного банка расположен Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет.
Далее мы проедем к одному из самых выдающихся памятников наследия известнейшего барона, прославивших его как мецената – к Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица.
МАТЕРИАЛ НА ПРОЕЗДЕ
Пока мы приближаемся к нашей следующей остановке, я расскажу Вам о семье Александра Штиглица, в частности, о не менее значимой персоне в истории Российской империи – его отце – Людвиге Ивановиче Штиглице.
Родился Александр Штиглиц в семье придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица (1778–1843) и Амалии Анжелики Кристины Готтшалк (1777–1838).
Основателем династии был умерший в 1798 г. Лазарус Штиглиц из г. Арользена. Своим шести сыновьям он дал первоклассное по тем временам образование. Будущий отец Александра, Людвиг Штиглиц оказался самым удачливым из братьев. Его сметливость, оборотистость, точный расчет и самообладание определили надежный и быстрый коммерческий успех. Он приехал в Россию в начале XIX века, и первый свой капитал заработал в 1812 г. во время войны с Наполеоном. В том же году Людвиг Штиглиц отказывается от иудаизма и принимает лютеранство. Этот шаг Людвиг совершил вполне обдуманно. Распространявшиеся на иудеев юридические ограничения сковывали его многообразную деятельность, и он предпочел отступничество. Император Николай I пожаловал ему титул барона. После кончины Людвига Штиглица в 1843 г. его громадное состояние, которое оценивалось в 14 млн. руб., унаследовал сын Александр Людвигович Штиглиц. Согласно истории, Александр уже подготовил всё, чтобы отойти от дел, как ему передали слова императора о том, что было бы жаль, если бы такое уважаемое в мире и в России учреждение закрылось. Ситуация не оставила Штиглицу выбора – вместе с наследством к нему перешли банкирский титул и безупречная репутация – теперь от него ждали следующих шагов…
А мы тем временем подъезжаем к Академии имени Штиглица, которая в советское время носила имя скульптора Веры Мухиной. В студенческой среде это престижное высшее учебное заведение с огромным конкурсом на поступление именовали просто Мухой.
ОСТАНОВКА № 4. АКАДЕМИЯ ШТИГЛИЦА
Мы с вами прибыли на Соляной переулок. Здесь располагается два очень интересных здания, соединенных в единый архитектурный комплекс, который прославил имя барона Штиглица. Это дом № 13–15.
Дом № 13 – здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица было заложено 1 июня 1878 года. Его строительство осуществлялось по проекту архитекторов Александра Ивановича Кракау и Роберта Андреевича Гедике при активном участии Максимилиана Егоровича Месмахера, талантливого зодчего и первого директора Училища, торжественное открытие которого состоялось 29 декабря 1881 года. Позднее было принято решение построить здание музея, главной целью которого стало обеспечение тесного контакта рисовальной школы с коллекцией. То есть, изучение практического опыта художественных ремесел на подлинных предметах, представленных не только собранием самого барона Штиглица, но и образцовыми произведениями прикладного и промышленного искусства прошлых эпох, пожертвованных различными частными лицами, небезразличными к судьбе отечественной художественной промышленности.
По архитектурному стилю здание музея относят к историзму. Архитектор соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века. Творчески переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры.
Первый этаж фасада сложно рустован, окна второго этажа украшены колонками коринфского ордера и архивольтами, по углам здания на уровне второго этажа архитектор предусмотрел полуциркульные ниши для скульптур. Тяжелый парапет завершает балюстрада. На фризе изображены грифоны, держащие цепи с цветными мозаичными вставками и медальонами, выполненными преподавателем Училища скульптором А.Г. Бауманом. В мозаике выложены имена выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. В скульптурных медальонах содержатся профильные портреты Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Гиберти, Антонио Филарете и других прославленных деятелей западноевропейского искусства.
Центральная часть фасада выделена ризалитом и заканчивается треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Данная многофигурная композиция также была выполнена А.Г. Бауманом. В центре композиции изображен атлетически сложенный коренастый человек с бородой и в рабочем фартуке – художник-труженик. Скульптура имеет портретные черты самого Максимилиана Егоровича Месмахера.
Завершает фронтон фигура Славы, которая летит навстречу дружной семье искусств и ремесел, венчая ее лавровым венком.
Боковые ризалиты украшены нишами, лучковыми фронтонами и скульптурами работы профессора М.А. Чижова. Эти фигуры в нишах также посвящены искусству и ремеслам: слева помещена женщина с книгой и скульптурой (аллегория искусств или покровительница искусства Афина Паллада), справа – мужчина с молотом в руках, присевший на край наковальни (аллегория ремесел или бог-кузнец Гефест, покровитель ремёсел). Венчает здание грандиозный стеклянный свод, который можно увидеть с правого берега Фонтанки. Этот купол, дающий естественное освещение центральному залу, является большим достижением российской строительной технологии XIXвека.
Перед зданием музея в Соляном переулке стоят два замечательно красивых бронзовых фонаря-торшера, изготовленных в 1895 году также по проекту Месмахера. Фонари украшены фигурами путти, которые олицетворяют различные ремесла.
Основательно переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определенном историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нем. И, само собой, с момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга.
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году, но официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года, когда на одном из заседаний М.Е. Месмахер поднял вопрос о строительстве музея. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Он и выступил автором проекта. Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего. К моменту открытия в музее насчитывалось 15000 уникальных экспонатов. С ликвидацией музея в 1927 году часть экспонатов была передана Эрмитажу и другим музеям, часть распродана.
Сегодня музей снова живет полной жизнью: в его фондах хранится более 30000 экспонатов декоративно-прикладного искусства от античности до наших дней.
Центральное училище технического рисования стало главным делом всей жизни Штиглица. На создание училища Штиглиц передал Министерству финансов один миллион рублей «в память трудов покойного отца». А позднее барон дал указание в завещании перечислить еще более пяти миллионов рублей. Ни один меценат в России не выделял такие гигантские средства на развитие художеств и просвещение.
По этому поводу 22 января 1876 года сам император Александр II отправил Штиглицу благодарственный рескрипт, и с этих пор именно 22 января считается днем основания училища.
4 марта 1877 года Штиглиц был утвержден «пожизненным почетным попечителем» и председателем совета училища.
В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку. Учебный процесс был весьма интенсивным, во всем царила строгая дисциплина, порядок и чистота. Классы были отлично оборудованы и даже оснащены электрическим освещением (редкость по тому времени). Воспитанники Училища проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже и др. Кроме того, ученики участвовали в разнообразных выставках, в том числе и престижных международных.
Учебный курс в училище Штиглица состоял из общеобразовательных и художественных дисциплин. Общеобразовательный курс, рассчитывался на четыре года. К обязательным предметам в общехудожественных и специальных классах относились рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности.
Центральное училище технического рисования барона Штиглица в первоначальном виде просуществовало сорок лет и за это время оставило значительный след в истории отечественной культуры. Оно воспитало целую плеяду талантливых мастеров и педагогов, владеющих технологиями производства и способных к самостоятельной творческой работе.
Теперь я предлагаю проехать к заключительной остановке нашей экскурсии – Балтийскому вокзалу, вклад Штиглица в строительство которого неоспорим.
МАТЕРИАЛ НА ПРОЕЗДЕ
Продолжая разговор об Александре Штиглице, стоит отметить, что его шаги стали довольно успешными. Первой проверкой Александра на профпригодность стало получение дополнительных внешних займов на строительство Николаевской железной дороги, денег на которую катастрофически не хватало. В итоге ему это удалось. За семь лет работы он смог договориться о шести четырёхпроцентных займах на строительство.
По примеру своего отца Штиглиц сумел добиться уважения и у российских финансистов, которые в 1846 году выбрали его на должность председателя биржевого комитета Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что он многократно переизбирался на эту позицию вплоть до 1860 года.
Последующая Крымская война стала ещё одной проверкой для Александра. Казалось, ему удалось сделать невозможное – западные инвесторы практически отказывались ссужать деньги России, погрязшей в войне. Штиглиц сумел не только получить значительные кредиты, но и оформить их под весьма низкий процент – 5,5%. За что бизнесмен был удостоен титула статского советника. Кроме того, за успехи в размещении русских займов в Европе Николай I подарил ему золотую табакерку c императорским вензелем, украшенную бриллиантами. «За труды и усердие» он был награждён орденом Святого Владимира третьей степени.
Кроме банкирского дела и торговли, Штиглиц занимался созданием новых промышленных предприятий, владел основанными им в Нарве суконной (Товарищество Нарвской суконной мануфактуры, 1847) и льнопрядильной фабриками (Товарищество Нарвской льнопрядильной мануфактуры, 1851). В 1854–1857 гг. он построил на собственные средства Петергофскую железную дорогу с ветвью в Красное Село и Балтийскую железную дорогу из Гатчины в Лугу, за что был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени. Об этом мы поговорим на нашей следующей остановке…
ОСТАНОВКА № 5. БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ
Мы прибыли на набережную Обводного канала, дом № 120. В 1853 году во времена Николая I на этом же месте началось строительство второй дворцовой железной дороги из Петербурга в Петергоф, построенной на средства Александра Людвиговича Штиглица. В строительство Штиглиц внес более 2 миллионов рублей. Для этой железной дороги и был построен вокзал, и до 1872 года он назывался Петергофским. Именно о вокзале я и хочу рассказать Вам более подробно.
Балтийский вокзал в плане напоминал букву П, охватывающую концевые участки путей. Над путями было устроено большое пролетное покрытие из железных ферм (разобрано несколько лет назад). Пространство крытого дебаркадера Балтийского вокзала хорошо освещалось через высокие арочные окна, устроенные в боковой восточной стене, и через огромный полукруглый проем в стене главного фасада. Прототипом Балтийского вокзала в известной мере послужил парижский Восточный вокзал, построенный в 1847-1852 годах архитектором Ф. Дюкенэ, главный фасад которого в верхней части был прорезан большим арочным окном.
Необычно крупные окна и железные стропильные фермы, перекрывающие пространство дебаркадера, своими откровенно инженерными формами внесли в облик его интерьера совершенно новые черты, непосредственно связанные с прогрессом строительной техники.
Спроектировал Балтийский вокзал архитектор Александр Иванович Кракау. Фасады вокзала А.И. Кракау оформил «в стиле ренессанс»: поэтажно размещенными пилястрами, наличниками ренессансного типа. Две симметрично размещенные невысокие башни подчеркнули общественную функцию здания, акцентируя его объем в пространстве привокзальной площади. Своего рода камертоном, предопределяющим характер архитектурного образа Балтийского вокзала, стал огромный застекленный арочный проем, занимающий всю верхнюю центральную часть его главного фасада. Благодаря чему зритель наглядно ощущал присутствие огромного крытого дебаркадера, находящегося в глубине, за главным фасадом, ощущал размах и ритм тех железных конструкций, которые перекрывали пространство дебаркадера. Этот проем, подобно «Дорожной песне» М. Глинки, как бы переносил человека в саму атмосферу железной дороги, с ее сверкающими лентами стальных путей, клубами пара, стуком колес, в «век девятнадцатый, железный», век пара, машин и металлических конструкций.
В витраже фасада установлены часы «Павел Буре», в ХХ веке переведённые на электрическое питание и работающие до сих пор.
На другом же конце дороги – в Петергофе был выстроен символический ответ этому ренессансному вокзалу – готический Петергофский вокзал (ныне станция Новый Петергоф) в исполнении другого талантливого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Вокзал имел П-образную форму с широким заходом для поездов со стороны Петербурга. Архитектор предусмотрел две арки – в то время лишь декоративные, – которые должны были закрываться чугунными воротами со сложным готическим рисунком. В дальнейшем они были использованы для продолжения движения поездов.
Вокзал воспринимался как готический замок, центральная часть которого, расположенная между стрельчатыми арочными проездами, устремляется ввысь, переходя в восьмиугольную ажурную башню, венчающую здание. Весь фасад покрыт легкой резьбой с использованием готических тем. Арочные замковые камни выполнены в виде картушей с гербом Петергофа.
Также Александр Штиглиц спонсировал постройку деревянного моста через Обводный канал. Находился он на месте современного автомобильного Ново-Петергофского моста, который переброшен к площади Балтийского вокзала. До революции мост так и назывался – Штиглицким.
Штиглиц не ошибся. Петергофское направление было актуальным: здесь находилось большинство петербургских дач, на которые летом выезжала вся столица, от студентов до царской четы. Расчёты оправдались. Сначала Балтийская железная дорога была протянута до Петергофа. Затем была построена ветка, отходящая в Красное село, что дало особый толчок развитию Красного Села. Затем поезда стали ходить до Ораниенбаума, потом – в Ригу, Нарву и Ревель, связав Петербург с Балтией.
В 1931–1932 годах Балтийский вокзал первым из ленинградских вокзалов был реконструирован с целью увеличения пропускной способности. При реконструкции из-под купола здания убрали железнодорожные пути, все платформы стали упираться в одну общую лобовую платформу или распределительную площадку, на которой были оборудованы указатели для поездов. Эта площадка являлась как бы продолжением зала для пассажиров, значительно увеличившего свою вместимость после выноса железнодорожных путей.
Реконструкция изменила и наружный вид здания. Раньше входы в вокзал были боковыми. Левое от входа крыло было предназначено для августейшей семьи. Сюда царская чета прибывала и отсюда садилась непосредственно в поезд. Поезда, как и на Варшавском вокзале, прибывали под дебаркадер – огромный навес. Он сохранился, только пути, а их было всего два, убраны. Пройдя внутрь вокзала и сейчас можно ощутить объём дебаркадера, особенно благодаря его недавней реконструкции. Боковые входы в него были закрыты, а центральный вход был сделан на месте прежних трехарочных окон. Теперь пассажир попадал не в боковые помещения, а сразу под шатер во вновь оборудованный громадный зал, откуда направлялся к поезду, который был ему нужен.
На сегодняшний день Балтийский вокзал является одним из крупнейших вокзалов в России и вторым в Санкт-Петербурге по объему пригородных пассажирских перевозок.
За свои заслуги перед Российской империей, в частности за большой вклад в развитие железных дорог, барону Александру Людвиговичу Штиглицу воздвигнут памятник в Петергофе.
Александр Людвигович фон Штиглиц скончался 24 октября 1884 г. от воспаления легких. Отпевание было совершено в лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, а похороны согласно последней воле усопшего состоялись в Нарве в православном храме Св. Троицы, построенном Штиглицем для рабочих своих фабрик, несмотря на то что сам он был лютеранином. А.Л. Штиглиц был похоронен в фамильном склепе рядом с женой Каролиной, скончавшейся в 1874 году.
Первому управляющему Государственным банком барону Александру Штиглицу, банкиру и меценату, принадлежит несомненная заслуга в организации деятельности главного банка страны на первом этапе его истории и в налаживании контактов с мировым финансовым сообществом.
Александр Людвигович оставил значительный след в истории всей Российской империи, сделав ее могущественнее. Мы с вами прошли по самым значительным местам, составляющим наследие барона Штиглица и имеющим огромную историческую ценность для всей России. Надеюсь, моя экскурсия была интересна и познавательна для Вас.
Список использованной литературы
- Андреева Р.П. Культура средневековья в Санкт-Петербурге. – СПб: «Литера», 2008.
- Калюжная А.Д. Петром основанный сей град… – СПб: Тригон, 2003.
- Кичеджи, В.Н., Малышев, В.В. Загадки барона Штиглица. – СПб: Инф.-изд. центр ОАО «Петроцентр», 2015.
- Коршунова М. Ф. Джакомо Кваренги. – Ленинград: «Лениздат», 1977.
- Фролов А.И., Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. – СПб: «Глагол», 2008.
Список Интернет-ресурсов
- https://cbr.ru/
- https://peterhof.ru/
- https://ru.wikipedia.org/
- https://saint-petersburg.ru/
- https://walkspb.ru/
- https://design.wikireading.ru/
- https://vep.ru/