Авторы: Разгуляева Алена, 5 класс
Малыш Кирилл, 5 класс
Руководитель: Головина Марина Анатольевна
ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Работа удостоена Диплома III степени на районном конкурсе авторских экскурсий, 2020 год
Историческая, архитектурно-градостроительная, пешеходная экскурсия предназначена для учащихся среднего и старшего возраста. Продолжительность экскурсии 1 час 20 минут.
МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ
Остановка № 1 – станция метро «Автово», пр. Стачек, д. 90, к. 2
Остановка № 2 – станция метро «Кировский завод», пр. Стачек, д. 70
Остановка № 3 – станция метро «Нарвская», пл. Стачек, д. 2
Остановка № 4 – станция метро «Пушкинская», Загородный пр., д. 52А
Остановка № 5 – станция метро «Площадь Восстания», пл. Восстания, д. 2
Продолжительность осмотра каждой станции – около 10 минут, остальное время отведено на спуск и подъём по эскалатору и проезду от станции к станции.
ОСТАНОВКА № 1. СТАНЦИЯ МЕТРО «АВТОВО»
Здравствуйте, нас зовут Кирилл и Алена. Сегодня мы проведем для Вас экскурсию и расскажем о первых станциях Петербургского метрополитена, которые были признаны региональными памятниками культурного наследия.
Мы спускаемся в метро почти каждый день, но в повседневной суете даже не замечаем, насколько интересны архитектура и интерьеры станций Санкт-Петербургского метрополитена.
Петербургское метро – это красивейший комплекс станций, по оформлению не уступающих дворцовым интерьерам. Особенно это касается станций сталинского периода и станций, которые стали строить в 2000-е годы. Не случайно мы начинаем экскурсию здесь, около «Автово». Эта станция была открыта в 1955 году, и именно отсюда в сторону станции «Площадь Восстания» отправился первый поезд ленинградского метрополитена.
Вы удивитесь, но идея построить метро в столице Российской империи появилась еще в конце XIX – начале XX вв. Вероятно, это желание было вызвано существованием знаменитого Лондонского метро, которое является старейшим в мире, и было открыто аж в 1863 г., поэтому в Санкт-Петербурге также разрабатывались проекты для строительства метро.
Но этому помешали известные исторические события. Первая мировая война, Октябрьская революция отодвинули воплощение этой задачи на долгие годы. Однако в 1938 г. в Ленинграде все же было начато строительство метро, которое продолжилось и после окончания Великой Отечественной войны.
Наконец, в ноябре, 1955 г. в нашем городе открылся метрополитен. Чтобы войти в метро, проехать на поездах, полюбоваться первыми станциями, люди стояли в длинных очередях. Зайдём в вестибюль станции и убедимся в том, что станция «Автово» напоминает богато украшенный подземный дворец с широкой лестницей вместо эскалаторов, роскошными люстрами и впечатляющими колоннами. Центральные колонны, расположенные в середине подземного зала, облицованы рельефным прессованным стеклом, а остальные мрамором.
Обратите внимание, что оформление станции подчинено теме обороны Ленинграда и Победы в Великой Отечественной войне: стены и люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, а в вестибюле расположено мозаичное панно «Победа». В 2014 году издание TheGuardian включило «Автово» в список 12 самых красивых станций метро в мире, и мы гордимся этим.
А как же все начиналось? В 1949 году на Ленинградской зеркальной фабрике из художественного стекла был изготовлен макет фрагмента станции «Автово».
Макет в 1/10 натуральной величины был представлен на выставке в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. По первоначальному проекту, колонны должны были ещё и светиться, но воплотить идею в жизнь подрядчик не успел. А потом последовала серия выступлений Хрущёва о борьбе с архитектурными излишествами, и от идеи пришлось вовсе отказаться.
Также стоит отметить некоторые интересные факты. Например, каждая бронзовая люстра в подземном зале станции весит около 350 кг. А вот в кассовом зале наблюдается интересный акустический эффект. Если в центре зала слегка топнуть ногой, можно услышать эхо. Также, в первые годы работы Ленинградского метрополитена станция «Автово» была конечной. Чтобы пересесть на поезд в обратную сторону, пассажирам нужно было подняться в верхний зал, приобрести билет, пройти через контроль и спуститься обратно.
ОСТАНОВКА № 2. СТАНЦИЯ МЕТРО «КИРОВСКИЙ ЗАВОД»
Нашу экскурсию мы продолжаем на станции «Кировский завод», имя которой дал находящийся поблизости Кировский завод. Оформление станции посвящено развитию социалистической индустрии в стране. Горельефы над колоннами символизируют каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию. Потолок подземного зала поддерживают 62 колонны. Отливка, чеканка, мрамор – всё это придает станции особую величественность.
Известно, что по первоначальному проекту на колоннах должны были укрепить мраморные доски с письмами ленинградцев «отцу народов» И.В. Сталину. Но, как и в «Автово», этого не сделали. Имя Сергея Мироновича Кирова, внесшего огромный вклад в развитие промышленности нашего города, также хотели увековечить, поставив ему памятник в торце перронного зала станции, однако по неизвестным причинам там установили бюст В.И. Ленина.
Обратите внимание на необычно мягкий и рассеянный свет, струящийся с потолка. Возникает полное ощущение, будто наверху, над сводами, находится чистое небо. Дело в том, что на станции «Кировский завод» впервые отказались от люстр, и освещение приближено к естественному.
Перроны, которые вы можете увидеть на станции, раньше имели асфальтовое покрытие, но несколько лет назад асфальт решили заменить гранитом.
ОСТАНОВКА № 3. СТАНЦИЯ МЕТРО «НАРВСКАЯ»
Следующей нашей остановкой будет станция «Нарвская», название которой было дано в честь Нарвских триумфальных ворот, расположенных на площади рядом со станцией.
Станция оформлена в стиле сталинский ампир с его торжественностью, монументальностью и ориентацией на классику. Она является самой богато украшенной скульптурами станцией Петербургского метрополитена.
Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других. Они должны напоминать пассажирам о трудовой доблести советского народа.
Первоначально на центральной стене подземного вестибюля находилось огромное мозаичное панно «Сталин на трибуне». В 1961 году его закрыли фальш-стеной. Согласно распространённой версии, за фальш-стеной изображение Сталина якобы сохранилось и до сегодняшнего дня. Однако, есть много исторических фотографий, сделанных в начале 1960-х гг., на которых панно со Сталиным уже демонтировано, а закуток, не отгороженный стеной, ещё сохраняется.
Настало время интересных фактов. Перегон «Нарвская» – «Кировский завод» был самым длинным на пусковом участке метро – 2,5 километра. Также, станция метро «Нарвская» 15 декабря 2011 года была внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
ОСТАНОВКА № 4. СТАНЦИЯ МЕТРО «ПУШКИНСКАЯ»
Наша экскурсия продолжается на станции «Пушкинская». Художественное оформление станции полностью посвящено А.С. Пушкину: над эскалатором размещен барельеф поэта, а в подземном вестибюле в торце установлен памятник, к которому петербуржцы регулярно приносят цветы.
Обратите внимание на оформление пространства, находящееся за памятником. Там можно видеть панно, на котором изображен парк в Царском селе, в котором любил гулять юный поэт. Благодаря арке, возникает впечатление, что там не панно, а настоящий парк.
Станция очень изящна по своей архитектуре: в нишах колонн установлены торшеры с хрустальными чашами, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки.
Формально станция вошла в состав пускового участка первой очереди Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» – «Автово», но ее реальное функционирование началось почти на полтора года позже. К моменту сдачи первой очереди был готов только подземный зал станции. Из-за проблем, возникших при строительстве, ни наклонный ход, ни наземный вестибюль построены не были.
Стоит отметить, что памятник А.С. Пушкину, установленный на станции, названной в честь поэта, стал первым памятником в отечественной подземке. Благодаря этому «Пушкинская» считается первым мемориалом в метрополитене СССР.
ОСТАНОВКА № 5. СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ»
Наша экскурсию мы заканчиваем на станции «Площадь Восстания». «Площадь Восстания» была конечной станцией первого участка первой линии Ленинградского метрополитена. Художественное оформление станции посвящено Октябрьскому вооружённому восстанию 1917 года. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются.
С обеих сторон станции, слева от входа, на втором пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные уцелевшие и доступные для всеобщего обозрения изображения И.В. Сталина в Санкт-Петербурге.
Площадь Восстания – первая в Петербурге-Ленинграде станция с двумя выходами. Наземный вестибюль станции, расположенный на площади Восстания на пересечении Невского и Лиговского проспектов, является символом Петербургского метрополитена. Второй наземный вестибюль встроен в здание Московского вокзала, он был открыт в 1960 году.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы можем сделать вывод, что во многих городах метро – историческое место. И это делает его еще одной достопримечательностью. Сегодня метрополитен Петербурга представляет собой настоящий музей, включающий 72 экспоната-станции.
Но особенным колоритом отличаются самые первые, именно они сохранили антураж и величие былой эпохи. Среди них Площадь Восстания, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово. Именно эти 8 станций петербургского метро входят в единый реестр объектов культурного наследия, и пять из них мы сегодня посетили.
На этом наша экскурсия заканчивается, вы можете смело задавать свои вопросы.
До свидания!