Автор: Шарыгина Дарья 16 лет
Руководитель арт-студии: Коровина Марина Сергеевна
Художник-стилист: Михальчук Юлия Владиславовна
МБУ ДО Ивановский городской Дворец детского и юношеского творчества
Введение
Мода не имеет границ, она развивается и никогда не стоит на месте. Но при такой, казалось бы, скоротечности и изменчивости она имеет своеобразную цикличность. Сейчас все больше мы стали замечать на прилавках магазинов изделия из ткани, совсем не похожей по своим принтам на современную. Многие известные компании, такие как Gucci, Paul Smith, Prada или Еtro сейчас производят коллекции одежды из тканей, очень специфичной расцветки. Новый принт от Gucci очень похож на классический ивановский агиттекстиль или нашейный шарф от Hermès сложно отличим от ивановских ситцев, лежащих в шкафу у бабушки.
Актуальность темы данного исследования заключается в соединении исторических паттернов ивановской губернии прошлого века с современными стилистическими приемами и конструктивными особенностями.
Гипотеза: можно ли дать вторую жизнь ивановским ситцам в современной моде.
Объект исследования – ивановские ситцы на протяжении многих веков.
Предмет исследования – разработка и соединение ивановских ситцев для использования в коллекции «Приданое».
Целью данной работы является создание коллекции одежды из ситцев старого образца, производимых в городе Иваново, посредством изучения особенностей изготовления данных тканей и актуальных тенденций того времени.
Задачи:
- Понять, что же на самом деле из себя представляет народный костюм.
- Изучить особенности изготовления классических ивановских ситцев.
- Проанализировать актуальные формы и цвета того времени.
- Увидеть изменения в стране, повлиявшие на развитие данной отрасти промышленности.
- Найти корни известной многим тенденции агитационного текстиля.
- На основе собранных данных составить цветовую палитру и актуальные формы для будущей коллекции.
- Сопоставить с современными тенденциями.
Глава I. Исторические сведения
С самых древних времён у людей была потребность в одежде. Сначала одежда служила как средство защиты, позже как средство гендерного различия. Но ещё позже одежда приобрела социальный характер, стала проявлением личности и отражением статуса человека. Сейчас люди приписывают одежде такое свойство, как отражение характера человека, его внутреннего мира, способ выражения индивидуальности. Но на протяжении всего времени (за исключением доисторического) люди не забывали о моде. Она абсолютно непостоянна, и с каждым новым временным периодом появляется новая мода. И проявляется она совершенно в разных вещах: форма костюма, цветовая палитра, фактура ткани, посыл и т.д. Но мода зависит не только от времени, но и от места, в котором она существует. Это определенные привычки, обычаи и вкусы, существующий в определенное время в определенном месте. И именно поэтому искусствоведению известно такое понятие как народный костюм, костюм определенной местности. Причем местность эта будет иметь свою, узнаваемую одежду с устоявшимся набором отличительных признаков.
Народная одежда (в основном женская) есть крепость культурных и исторических традиций, но с другой стороны народный костюм был удивительно гибким и с очень быстрой скоростью заимствовал то, что делало девушку красивее и привлекательнее, а значит более успешной в жизни.
1.1 ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
В данной главе пойдет речь о народной одежде города Иваново. Иваново – относительно молодой город, поэтому его история не такая длинная, но при всём при этом наполненная и интересная. То, что сейчас составляет ивановскую область раньше принадлежало трём соседним губерниям России: Владимирской, Костромской и Ярославской. И за все время существование русской земли, лишь советская власть решила изменить положение дел и создать сначала ивановскую промышленную область (рис. 1), а затем и Ивановскую область как административную единицу.
Промышленная область была образована именно в Иванове по политическим соображениям. Иваново – центр революционных движений, родина первого совета, Русский Манчестер. Проще говоря, население этой местности от населения других отличало именно мировоззрение.
Культура ивановской области всегда была самостоятельной. И мы вправе говорить об одежде этой местности, как о культурном явлении, гораздо более древнем, нежели время ее собрания или изготовления. Начиналось все в деревенских избах с ручными ткацкими станками. Главный «экономический советник» Петра I Татищев в своих «Экономических записках» наставлял, что «надлежит ткачам всех крестьянских баб учить ткать широкие тонкие холсты, пестрядь и шерстяные кушаки и сукна тонкие, для скорости иметь самопрялки… Холсты и пряжу белить сонцом, поливая водою… и катать на катке…» Поначалу производство в Иванове было полотняным. Холсты набивали масляными красками по образцу петербургской отделки заварными красками. Второй российский реформатор Екатерина II в 1775 году своим манифестом провозгласила свободу «каждому… добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия…». Крестьянам стало сложение жить. И чтобы заплатить барский оброк, все стали закупаться оборудованием для производства полотен. Именно это стало предпосылкой к развитию полотняного производства как в Ивановской области, так и в промышленности в целом.
В начале XIX века ивановский край из полотняного превращается в ситцевый. Ивановская ситцевая промышленность была настолько успешна, что уже в первой трети этого же века она была готова для перехода от мануфактур и ручного труда к крупному машинному производству.
Ситцы – это то, чем славилась Ивановская земля. Местные мастера качественно и увлечено выполняли свою работу, что и дало ивановским ситцам такое распространение.
В качестве сырья теперь используется хлопок (часто привозной). Так же значительно расширяется набор колеров: сахарный, алый, багрецовый, темно-лимонный, червчатый, краснокирпичный, рудо-желтый. В это время цветные плоскости окрашивались запарными (заварными) красителями, а для печатания контуров использовались масляные краски. Растворенный в крутом кипятке состав распаривали на огне в медном или оловянном сосуде, затем заливали водой и добавляли клеевую загустку. Ткани, напечатанные таким способом яркие и красочные. Но эти ткани имели свойство линять после 2–3 стирок, поэтому они получили свое название – «линючки» (рис. 2), а красители стали называть верховыми или смывными. Однако это не повлияло на популярность этого материала. Применяли для окраски тканей и кубовый краситель. Важное место в отделке тканей занимали такие вещества, как камедь, романовский уксус, купоросное масло, крахмал.
Важно: Большинство красителей того времени делались из растительных материалов или имели натуральное происхождение.
В Ивановской области выпускали продукцию 4-х видов: ситцы, полуситцы, выбойки и набойки. Все они отличались характером материала и крашением. Ситцы – самый высокий сорт набивных тканей в этот период, изготавливаемый из наиболее тонких хлопчатобумажных тканей, набивались заварными прочными красками. Полуситцы – смешанные материи из хлопчатобумажных и льняных нитей (рис. 3). Ситцы нашли широкое применение в народной одежде – из них шились сарафаны, женские и мужские рубашки, передники, платья. Декоративные, плательные и рубашечные ситцы делались с соответствующими для каждого вида изделий узорами.
Наиболее распространенные сорта: белоземельные – с цветочными, чаще всего красными узорами по белому фону (рис. 4), черногрунтовые – мелкоузорные или с крупными цветочными узорами, травчатые выбойки с белым или цветным узором растительного орнамента по красному фону (рис. 5). «Кубовые» набойки – с белым узором по синему фону (рис. 6). Актуальную цветовую палитру составляли глубокий синий, приглушённые оттенки красного и молочный. Так же использовались чёрный, коричнево-оливковый, фиолетовый и золотой. Очень редко использовался чистый белый цвет, что связано с особенностями ткани. При такой на первый взгляд мрачной и приглушенной гамме имелись яркие акценты в виде красных, белых, зелёных и светло-голубых пятен. Контрастные сочетания красок в узорах ивановских ситцев – характерный прием русского декоративно-прикладного искусства. Самым актуальным сочетанием было синий фон, красно-розовые розы и мелкие зелено—голубые ягодки и листочки. На платках использовался цветочно-растительный узор и кайма в виде прямоугольной рамки из крупных и мелких цветов или «огурцов», так же существовал геометрический узор (рис. 7). Середина платка была заполнена мелкими цветами, букетами из веток и цветов, закономерными лепестковыми плафонами или «огурцами», разбавленными меткими цветами. Так же платки бывали однотонными, не имеющими каймы или без узора в середине (рис. 8).
В то время костюм представлял из себя индивидуальную вещь, имеющуюся в единственном экземпляре и представляющую определенную историческую и художественную ценность. Актуальные формы и приемы мы можем рассмотреть на отдельных примерах:
Мещанский наряд (рис 9): лиф свободный, на притачном поясе внизу, распашной впереди. Рукав вшивной, 3/4, есть манжет. Воротник отложной с закруглёнными краями. Широкая юбка в пол, на поясе собранная в мелкую складку. Из фурнитуры имеются пуговицы. Есть потайные карманы в юбке.
Важно: Много юбок в ивановской области перешивалось из более старых платьев или из вещей, привозимых из прилежащих областей.
Сарафан-платье (рис. 10): сарафан с отрезной кокеткой над грудью. По кокетке полотнище собрано в редкие неглубокие складки.
Сарафан из домотканой пестряди (рис. 11): лиф собран на резинку, лямки узкие. Юбка длинная широкая с карманами в боковых швах. Имеются две пришитые полоски по низу подола.
Сарафан подгрудный (рис. 12): на широких и длинных лямках-крылышках. По переду собран в неглубокие складки, по спинке складки частые, сверху имеется кулиска. Снизу по одному боку пришита тесьма с бахромой.
Рубаха длинная (рис. 13): с кокеткой, в которою заложены встречные складки, обеспечивающие объём изделия. Срез проймы заложен в мелкую складку в технике «треугольник», дающей пышную сборку и фиксацию начала. Такой способ бытовал на территории Ивановской области.
Рубаха составная (рис. 14): отрезная по талии. Воротник-стойка, рукава прямые, от плечья из кумача, вышитого вручную.
Лиф (рис. 15): спереди фигурная кокетка с отделкой из фабричного кружева. Сзади расположена более маленькая кокетка, отделанная так же. На узкий нижний рукав блузки нашит более широкий, доходящим до локтя рукав, присборенный по окату. Застежка расположена по горловине и плечу по пройме, параллельно боковому шву.
Юбки (рис. 16) отличают примерно идентичные внешние качества: длинная, широкая, на поясе собрана в складки или на резинку. Застежка сбоку. Была мода на пояса и завески (рис. 17), на выделение достоинств женской фигуры. Верхняя одежда шилась из драпа или плюша. По вороту всегда была отделка из меха или бархата. Длина – ниже середины бедра или до пола, изделие приталено.
Большинство моделей объёмные, но приталенные; имеются рукава-фонарики и рукава с объемными плечами. Длина изделий не выше середины колена. Популярность имеют всевозможные сборки и складки. Имеется мода на вышивку и кокетки.
1.2 РЕВОЛЮЦИЯ И ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ
Февральская и октябрьская революции 1917 года: инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была Российская социал-демократическая партия большевиков под руководством В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. В результате в России сменилась власть: буржуазное правительство на пролетариат.
Революции 1917 года в России – это попытка свергнуть власть и установить новые режимы жизни, целями которой были посторонние справедливого общества с равенством людей в правах и обязанностях, борьба против войн.
Важно: Одним из главных лозунгов революции был «Фабрики – рабочим».
Важными причинами для рассмотрения влияния революции на ивановскую область являлись:
- Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия в Первой Мировой войне.
- Тяжелые условия жизни рабочих.
- Почти полная безграмотность народа.
Большевики пытались добиться своих целей путём национализации и передачи в государственную власть собственность средств производства земли, так же искореняли частную собственность.
Итогами революций 1917 года в России, изменившими жизнь рабочих, положение производств и т.д. стало:
- В России полностью сменилась элита.
- Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество.
- Идеология православия сменилась коммунистической.
- Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу.
- Грамотность населения стала всеобщей.
- В СССР не было безработицы.
- В последние десятилетия руководство СССР добилось: почти полного равенства населения в доходах и возможностях.
- Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых.
- Отсутствие стимулов к труду, абсолютная централизация экономики, огромные военные расходы привели Россию (СССР) к значительному технологическому, техническому отставанию от развитых стран мира.
Так как для создания нового общества нужно было поднять производство власти начали заниматься этими вопросами. Поднятие экономики – об этом свидетельствовал тот факт, что общий объём промышленного производства превысил объём производимой продукции в 7,7 (рис 18). Для промышленности СССР характерна высокая степень концентрации производства. Научно-технический прогресс, внедрение новой техники, технологии, механизации и автоматизации процессов – основа роста производственных мощностей. Главные направлением развития промышленности на этапе развитого социалистического общества – электрификация и химизации производства, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов. Ускорение технического прогресса проявляется также в увеличении числа установленных механизированных поточных линий, автоматических аппаратов на промышленных предприятиях. Большая часть оборудования для лёгкой промышленности до 1917 ввозилась из-за границы (рис. 19). Внедряются современное оборудование и новые технологические процессы.
Началось строительство крупнейших текстильных предприятий на территории Ивановской области. В период с 1925 по 1935 в Иванове были построены несколько фабрик: фабрика им. Дзержинского, «Красная талка» и крупнейшее по тому времени текстильное предприятие лёгкой промышленности в СССР – Меланжевый комбинат – на эту стройку приехали несколько тысяч рабочих из разных уголков страны. Таким образом, производимые в Ивановской области ткани стали дешевле и качественнее, расширяется применение более ярких и стойких красителей. Ивановцы стали производить ткани и изделия из местной ткани все больше. Актуальный во все времена местный ситец заиграл в буквальном смысле новыми красками, стал плотнее и удобнее в изготовлении изделий. С тех пор ивановская текстильная промышленность свою работу практически не приостанавливала.
Теперь одежда приобрела оттенок городского костюма. Женская одежда стала заимствовать некоторые приемы из мужского костюма (например, воротник косоворотки – планка или отложной воротник с треугольными краями). Длина женского костюма резко уменьшилась до колена. Платки почти утратили свою былую красоту и насыщенность. Цвета и мотивы орнаментов стали строже и приобрели геометрический характер, плетение – проще. Стали преобладать очень темные цвета. Появился очень необычный феномен для российского общества такой как унисекс. Женская одежда приобрела черты мужской: рубахи под пояс, бесформенные вещи. Женщины, представительницы пролетариата, которые активно строили рабочую страну, не могли носить наряды дворянок, которые шились женщинам высокого положения. Основным критерием для них было удобство той или иной модели, ведь они работали в этой одежде.
Рассмотрим изменения на конкретных примерах:
Юбки (рис. 20), в большинстве своём, были сшиты из ткани с геометрическим узором и выкроены по косой. Часто по верху юбки были заложены выточки или складки. Редко имелся пояс или разрез сзади.
Блуза (рис. 21): воротник-стойка, у ворота маленькие защипы. Спереди разрез и вставка из другой ткани. Имеется отделка белыми строчками поверх темной ткани и застежка на одну пуговицу на вороте.
Хлопковая блуза с вышивкой (рис. 22): отложной воротник, спереди планка. Рукав втачной. Имеет общин мужской рубахи дореволюционного периода.
Платье (рис. 23): отрезное по талии, с длинными рукавами и широкими манжетами. Отложной воротник. Спереди на груди вставка из светлого шёлка. Юбка собрана в складку, спереди – два кармана с клапанами. Заниженная талия.
Наряд «парочка» городская (рис. 24): блуза, собранная в сборку по талии и юбка с выточками по всему периметру. Косынка и воротник из кружева.
Верхняя одежда перестала быть приталенной и шилась из плотной блестящей ткани. Отсутствовало различное украшение в виде меха или бархата.
Светлых тонов в послереволюционное время почти не было. Самыми актуальными гаммами были темно-зелёная и мелкие светлые вышитые цветы по манжете и воротнику, чёрная с миниатюрным геометрическим орнаментом в виде горошка. Модными считались темно-синий, болотный, кофейный и темно-бежевый. Стал применяться чистый белый цвет в кружеве и кружевных деталях на одежде. Платки перестали быть такими красочными, нежели раньше. Стало актуально носить платки чёрных, синих или коричневых тонов со светлыми полосами по кайме. Цветочный узор в больших количествах потерял свою актуальность и стал применяться только в качестве вышивки на манжетах, воротниках и т.д. Популярность набирали геометрические узоры такие, как клетка и горох, и однотонные изделия.
Государством были установленные универсальные фасоны и модели рубашек и юбок. Не было никакой отделки, никаких складок и так далее. Пиком популярности тогда пользовались головные уборы и куртки-авиаторы из черной кожи. Пользовались популярности у мужчин и женщин гимнастёрка с ремнем на поясе. После образования СССР мировоззрение людей, отношение к работе, производству и даже самым обычным бытовым вещам категорично поменялось. Изменение людей было неотъемлемой частью создания социалистического общества. Именно так Советский Союз породил не одно поколение новых людей. Но что же было у них в головах?
Контроль со стороны государства, вознаграждение и стимулирующие охватывали все стороны жизни человека в СССР, поэтому житель союзного государства ориентируется именно на них. Одновременно с этим он ожидает, что его обманут, недодадут; он уклоняется от своих обязанностей и ворует. Он подозрителен во всем, что касается «нового» и «иного», недоверчив, пассивен, пессимистичен, завистлив и тревожен. Типичный советский человек имеет свойство переносить вину на других – правительство, депутатов, чиновников, начальство, западные страны, приезжих и т.п. У него развивается тотальная фобия и неприязнь ко всему новому, чужому и иностранному.
Такой, новый, уклад мыслей людей привёл к созданию в Ивановской области нового течения. Не обошлось и без давления властей. Они считали, что новая одежда позволит совершиться преобразованию общества в разы быстрее. Деятели революционного искусства презирали «бессмысленный» цветочный орнамент, считали его вредным и даже опасным. Организатор московской текстильной секции Лия Райцер призывала к «войне с цветами» и созданию орнаментов-ребусов с использованием лозунгов и аббревиатур.
Требование государства – создание особой предметной среды, не вызывающей у людей ассоциаций с бытом дореволюционной России. Дизайн тканей отображал символику СССР и направления его развития: индустриализацию и механизацию сельского хозяйства. Агиттекстиль был призван формировать новое сознание. Ткани использовались как для пошива одежды и аксессуаров (например, платков), так и для изготовления плакатов и панно.
Полотно агитационного текстиля оформлялось орнаментами, в которые входили как традиционные элементы, например, цветы или огурцы, так и новаторские — серп и молот, трактор, комбайн, самолёт и теплоход, звёзды и шестерёнки, колосья и ракеты, стройки и фабрики, отражавшие общественно-политические процессы, происходившие в стране: индустриализацию, электрификацию и коллективизацию. Наряду с подъёмными кранами, станками, паровозами и снопами встречались фигуры созидателей нового строя – рабочих и крестьян. Нередко на агитационных тканях можно было встретить различные аббревиатуры: КИМ, МОПР, СССР, РСФСР, ВКП(б) или цифры 4 и 5, передающие лозунг «Пятилетку в четыре года».
Это была не просто красивая ткань с узором, в которой можно было с довольным лицом расхаживать по городу. Это была ткань с посылом, смыслом, означавшая соглашение с политикой советских правителей. Это явление просуществовало относительно не долго так как было подвергнуто жесткой критике и в скором времени было забыто (рис. 25–27).
1.3 ИВАНОВСКИЕ СИТЦЫ СЕГОДНЯ
На данный момент тканная промышленность в ивановской области развивается немного в ином русле. Как таковых ситцев теперь практически не производят, за исключением компаний «Шуйские ситцы», «ЯКОВЛЕВСКАЯ ЛЬНЯНАЯ МАНУФАКТУРА», «Текстильпром» и фабрики «Красный Октябрь», которые производят ткани ситцевой группы, полульняные и льняные полотна. Производство большинства ивановских фабрик направлено на изготовления полотна для рабочей одежды, пастельного белья и парашютов, на изготовление трикотажных тканей и изделий из них.
Производимые на ранее указанных фабриках ситцы имеют паттерны как идентичные аутентичным ситцем 18 и далее веков, так и современные. Но нынешние ситцы не имеют такой цены, нежели раньше; ситцы сейчас не такие богатые, как раньше. На данный момент текстильная промышленность в ивановской области не является ведущей, а, следовательно, не имеет большого количества средств для развития. Именно поэтому ситцы не представляют такой ценности, которую представляли ранее. Тем не менее, не являясь ведущей отраслью производства в Иванове, в текстильной промышленности в последние десятилетия наметился очевидный подъем. Это связано как с улучшением экономической конъюнктуры, так и с тем, что на рубеже десятилетий в регионе завершился процесс банкротств текстильных предприятий, продолжавшийся всю вторую половину 90-х годов. Нестабильная экономика России повлекла за собой падение производства в 2008 году практически на 20 процентов. Большую популярность, нежели создание тканей, в ивановской области имеет швейная промышленность.
Глава II. Анализ трендов современности
2.1 ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА
На данный момент, актуальной цветовой палитрой современности являются такие сочетания как оттенки белого в группе и насыщенные открытые цвета в меньшем соотношении; ультрамарин как моно-цвет, красный в сочетании с его оттенками, оранжевыми и коричневыми; все оттенки желтого и бежевого группой + красно-оранжевый / синий кобальт / ярко-голубой; яркий синтетический зеленый в сочетании с натуральными коричневыми, красными и желтыми тоже имеет огромное значение. Так же в тренде розовый, лиловый, бледно-желтый и салатовый в одном сочетании и в сочетании с белым, глубокие красные и сложные сине-зеленые с вкраплениями «пластиковых» синтетических светлых оттенков, бежевый + болотно-зеленый или красно-коричневые и белые (рис. 28).
Компания Pantone предоставила раскладку цветов, востребованных в 2020-м году. Самым модным и актуальным цветом этого сезона является классический синий (по кодировке PANTONE 18-3949 TPG) (рис. 29).
2.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Основным модным приемом этого года является многослойность. Она может быть выстроена с помощью эффекта надетых друг на друга вещей или за счет многослойных, выглядывающих друг из-под друга, тканей, шифона, сатина, сетки и так далее. Еще одним способом создания многослойности является разница длин слоев или вещей, разница их объемов или игра с пропорциями. Объемы эти могут быть как будто ошибочными, рандомными, ассиметричными.
Из многослойности может вытекать такой тренд как оверсайз. Вариант 1 – мягкие формы, за которыми угадываются реальные объемы фигуры за счет пластичности тканей или локализованности объемов ткани, окутывающие тело, волочащийся край, «обмякшие», но угадываемые прямые формы, стремящиеся к обтеканию. Вариант 2 – безграничное нагромождение слоев, зачастую выглядящее чрезмерным, создается за счет многослойности разнофактурных объемных элементов, надетые друг на друга вещи в стихийном порядке, спадающие с плеч, с бедер и т.д.
Самыми модными акцентами в предстоящем сезоне будут являться плечо, рукав и талия. Плечо, усиленное формой или объемом, округлое, острое или прямое, держащее полный объем или спадающее. А талия в свою очередь подчеркнутая поясом или кроем и вырезами на пояснице. Так же талия может наоборот игнорироваться в прямом и оверсайз силуэте. Широкий рукав на манжете, сборки по окату или рукав с дополнительным объемом сверху, зауженный к низу не должны пройти мимо нас.
Актуальным так же можно назвать пэчворк в материалах, конструктивные элементы разных стилей и тканей, собранные в одном предмете одежды, использование деталей винтажных и б/у вещей. Драпировки и плиссировка так же имеют место быть в списке трендов года. Складки и сборки любого типа, затянутые шнурками, резинками, ремнями и т.д. или свободно свисающие.
Исторический костюм то, что спустя года снова станет актуальным и носибельным. Использоваться могут элементы костюма любой эпохи – это могут быть отсылки к силуэту, тканям, конструктивным элементам. Исторический костюм можно использовать в сочетании с элементами других стилистических и исторических направлений. Основные заимствования – ворот, плечо, рукав. Из этого же направления без внимания не останутся традиционные плетения и вышивка, кружева и тесьма.
В сфере обуви и головных уборов так же доминирует многослойность. Актуальны шапки: балаклавы / капоры / косынки / оверсайз шляпы / капюшоны, большие шарфы классической прямоугольной формы, с принтом или вывязанным / вытканным рисунком.
Ткани тоже не маловажный аспект современной моды. Сейчас в тренде традиционные ткани новой волны: жаккард / гобелен, бархат / вельвет / велюр, букле и меланж, трикотаж мелкой сложной вязки / комбинация разных техник из одной нити, трикотаж крупной сменной вязки из разных нитей.
2.3 ПАТТЕРНЫ
Паттерны имеют огромное значение в этом году. Они могут быть самыми разнообразными. Абстрактные мотивы – мазки, неопределенные фигуры, беспредметная графика, вдохновение художниками XX–XXI вв. – сюрреализм, примитивизм, футуризм, мелкий контрастный рисунок, создающий эффект технических помех и ошибок смещение цветовых полей, «выпадение» пикселей – участков изображения, относящиеся к сфере диджитал один из актуальных мотивов этого сезона. Традиционные рисунки не только никуда не пропадут, а даже останутся важной частью костюма. Винтажные паттерны – рисунки обоев и традиционных орнаментов разных эпох, тартан или шотландка во всевозможных цветовых и композиционных вариациях, мелкий традиционный структурированный паттерн – ёлочка, галочки, пунктир и т.п., этнические крупные орнаменты в нетипичных цветовых решениях, например, ярких синтетических оттенков – это прекрасное решение для современной модели одежды. Анималистичные принты так же не обойдут нас стороной. Окраска или фактура шкуры змеи, леопарда или тигра будет актуальна так же, как и крупные цветы в живописном исполнении или изображение природных поверхностей.
Современные тренды позволяют наносить паттерны не только на гладкие поверхности, но и на фактурные материалы – мех, сетку, бархат и т.д. Поочередно нанесенные несколько схожих или разнородных принтов – не менее актуальный прием.
Глава III. Дизайн-концепция, проектирование и выполнение коллекции «Приданое»
Исходя из актуальных тенденций 2020 года, мы можем увидеть в коллекции «приданое» много приемов, схожих с современными трендами. В коллекции используются такие стилистические решения как: рандомные объемы и асимметрия, проявляющаяся в разности длин, различные пропорции. В большинстве моделей есть акцент на плечо с усиленным объёмом, округлое плечо, спадающее плечо. Талия в некоторых костюмах почеркнута, имеется традиционный силуэт, сидящий по фигуре. Наравне с этим мы использовали такой прием как оверсайз, присутствуют как аккуратные и мягкие формы, за которыми выделяется фигура модели, так и безграничное нагромождение слоев, подчеркивается округлость. Эта многослойность построена путем надевания одной вещи на другую, проглядывающих тканей из складок или вырезов. Широкие и объемные рукава стянуты лентами и шнурками, некоторые посажены на манжеты.
Основой является исторический костюм, отсылающий нас в эпоху создания традиционных ивановских ситцев. Акценты исторического костюма строятся на ткани и конструктивных элементах. За основные заимствования мы взяли плечо и рукав, сборки и вышивки, тесьма. Еще одним приемом является печворк и использование исторических вещей.
Дополнение стилистического образа идет через белые кадрильки, а-ля актуальные слим-чулки. Модными аксессуарами в коллекции являются «намордники» как украшения, бусины и буквальное подражание форме конкретных предметов. Прием – асимметрия.
3.1 КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ: ТЕМА, ИДЕЯ, ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
Изучив историю вопроса в первой главе, проанализировав изменения паттернов прошлого столетия в ивановской губернии и тенденций на конструктивно-стилистические приемы в костюме. В концепции коллекции акцент идет на ткани и их исторические паттерны, а также на смешение стилистических приемов на разных отрезках времени и их конструктивных форм. На основе материала второй главы появилась еще одна идея для коллекции, которая основывается на главном – многослойности, оверсайз объёмах и плюрализме. И в результате получилась концепция соединения цвета, формы и костюма.
Коллекция будет состоять из 10 комплектов. Это обусловлено тем, что в коллекции будет использоваться большая цветовая гамма, много стилистических приемов, акцентов. Несколько конструктивных приемов, такие как сочетание узкого и широкого силуэтов, поэтому было решено использовать такое количество моделей.
Идея коллекции построена на сохранении народных традиций и их использовании в современных контекстах. Было решено назвать коллекцию «приданое». Главная мысль (приданого) в том, что ивановские ситцы сами по себе являлись приданым. Ситцы – наше наследие. Основная линия и идея – возродить интерес общества к отечественным тканям и привить эстетику художественных приемов, используемых в ткани того времени, а именно, как раньше с душой и энтузиазмом изображался живой мир. 10 комплектов одежды это своего рода градация использования различных приемов из национальной одежды не только русской культуры, но и заимствование западных и восточных культур.
В коллекции используется акцент не на цветовую гамму, а на «принтированность» самой ткани. В «приданом» идет градация от синего к рыжему. Плавный переход от голубого к ткани классического синего оттенка с крупными болотно-оранжевыми цветами, далее переход от синего к красному с мелкими темными цветами с вкраплением деталей из черной ткани с красными и желтыми мелкими акцентами. Так же есть переход к спокойному фиолетовому в гамме с синим, красными и белыми акцентами. Последними моделями являются костюмы из коричневых, оранжевых и желтых тканей. Мелкие цветы сменяются крупными, яркие – приглушенными, а цветы в свою очередь переходят в огурцы и мелкие горошки. Многообразие и великолепие цветов достигнуто мастерством ивановских художников и принтистов.
Заключение
Подводя итоги научной работы, была доказана актуальность темы исследования, благодаря изучению истории ивановского ситца, приемов производства, конструктивных особенностей костюма и изменения всего вышеперечисленного. Так же была установлена связь с традициями, найдены новые сферы их применения, что определяет несомненную актуальность данной работы.
Целью исследования являлось создание коллекции одежды из ситцев старого образца, производимых в городе Иваново, посредством изучения особенностей изготовления данных тканей и актуальных тенденций того времени. Современное общество имеет возможность отражать традиции и применять их сейчас в современных стилистических конструкциях. А также грамотно и со вкусом использовать и совмещать старинные ткани и паттерны с современными.
Были поставлены и решены следующие задачи исследования: во-первых, изучить особенности изготовления классических ивановских ситцев и проанализировать актуальные цвета и формы того времени, во-вторых, увидеть изменения в стране, повлиявшие на развитие данной отрасти промышленности и найти корни известной многим тенденции агитационного текстиля и в-третьих, на основе собранных данных составить цветовую палитру и актуальные формы для будущей коллекции, сопоставить их с современными тенденциями. В-четвертых, разработать перспективную оригинальную коллекцию под названием «Приданое».
Общие выводы. В исторической главе была изучена сущность исторического костюма. Рассмотрены актуальные расцветки и способы производства классических ивановских ситцев. Во внимание взято созданное в Ивановской губернии течение агиттекстиля. Изучены формы костюма до и после революции. На основе изученного материала были сформулированы гипотезы развития коллекции.
Во-первых, решено использовать старинные, коллекционные ткани, большинство которых из ивановской губернии прошлого столетия. Таким образом, главным акцентом коллекции стали ткани и исторические паттерны. Во-вторых, коллекция будет создана в эклектичном конструктивном приеме: многослойности, оверсайз объёмах. Совмещение и стилизация костюмов между собой, дополнение аксессуарами (в нашем случае жемчугом) – заимствование приемов в работе с одеждой у западных дизайнеров и модных домов. Главный акцент коллекции – это смешение народных традиций и их конструктивных форм.
В результате проделанной научной работы актуальность темы данного исследования обоснована, так как коллекция отвечает всем заявленным выше требованиям.
Список используемой литературы
- Народная одежда Ивановской области: иллюстрированный альбом/ Музей-заповедник народного быта. – Иваново: Издательство Товарищество «Роща Академии» – 160 с.
- Проект ARZAMAS / Курс № 56: открывая Россия: Иваново / Лекция: Ивановский ситец или модный принт?
- Проект ARZAMAS / Курс № 56: открывая Россия: Иваново / Лекция: Из крепостных в бизнесмены: история успеха
- Проект ARZAMAS / Курс № 42: Революция 1917 года
- Проект ARZAMAS / Курс № 40: человек против СССР
- Соловьёв А.А., Гусева М.А., Каменчук Л.Н., Комиссаров В.В. Введение // История края. Иваново: прошлое и настоящее: учебное пособие / рец. Маркова Т.Н. – Иваново: Ивановская ГСХА, 2011. – С. 3–8. – 298 с.
- Дианова, Мария Константиновна. 1917-й год в Иваново-Вознесенском районе: (хроника) / сост. М. К. Дианова и П. М. Экземплярский; под ред. И.П. Косарева и др.; Иваново-Вознесенск. губком ВКП(б). Губистпарт. – Иваново-Вознесенск: Основа, 1927. – X, 331 с.
- Журнал ТОГДА / статья: Агиттекстиль
- Рогинская Ф.С. Советский текстиль. М., 1930. С. 75-76.
- Тренд-бюро Trendsquire (http://trendsquire.ru/)