Автор: Иванова Алеся, 4 «А» класс
Руководитель: Нарыжнева Вера Викторовна,
классный руководитель
ГБОУ лицей № 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа заняла 1 место на Открытом городском конкурсе детских исследовательских работ и проектов по направлению «искусствоведение» «Искусство – видеть, знать, любить», 2021 год
1. ВВЕДЕНИЕ
Памяти дедушки посвящается…
Свою исследовательскую работу я хочу посвятить моему дедушке (рис. 1) и выразить слова благодарности учительнице, что предоставила мне такую возможность.

Леонид Иванович Шашков – самобытный художник, мастер резьбы по дереву, собиратель предметов старины, основатель Тазовского районного краеведческого музея на полуострове Ямал, участник выставок народного художественного творчества в г. Салехарде и г. Тюмени (рис. 2, 3), за что был не раз награждён дипломом лауреата. Его имя внесено в список художников Тюменской области.


На мой взгляд, проведение подобных исследовательских работ очень актуально в наше время, т.к. они показывают, насколько богата наша страна творческими и талантливыми людьми.
Цель работы – развитие творческой деятельности художника на протяжении всей жизни.
Задачи, которые я ставила:
- собрать информацию о жизни, творчестве и увлечениях Шашкова Л.И;
- освежить в памяти его картины;
- пообщаться с родными и близкими людьми художника;
- провести анкетирование одноклассников.
Объект исследования – жизнь и творчество Шашкова Л.И.
Предмет исследования – картины и детище художника – краеведческий музей.
Гипотеза: если человек творческий, то творчество проявляется во всём!
Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.
К моему глубочайшему сожалению, исследование носит теоретический характер, т.к. дедушки уже нет в живых, а мои воспоминания о нем крайне малы в силу возраста, когда он умер, мне было 6 лет и наши встречи при жизни были редкими. В том возрасте я уже интересовалась его картинами и мечтала, что позже он сможет мне показать и передать свое мастерство, но не успели…
В своей работе я руководствовалась рассказами мамы, бабушки, ознакомилась со Сборником информационно-аналитических материалов «Культура Ямала» № 1 от 2019 года, где художнику Л.И. Шашкову посвящен целый раздел – подвижники.
Мы должны знать историю и гордиться замечательными людьми, которые вносят свой вклад в её развитие, учиться у них прекрасному восприятию мира, доброте.
Перед началом исследования я провела опрос среди своих одноклассников. Опрошено было 24 человека. Я им задала следующие вопросы:
- Знаете ли Вы современных художников?
- Какой жанр живописи из наиболее распространенных нравится больше: пейзаж, натюрморт, карикатура, портрет, религиозная живопись?
- Является ли профессия художника престижной в наши дни?
- Приходилось ли Вам посещать краеведческий музей?
Результаты получились следующие:
- к сожалению 60% опрошенных не знают современных художников;
- большинству ребят нравятся пейзажи;
- 50% считают профессию художника престижной в наши дни;
- почти 70% ребят посещали краеведческий музей и знакомы с историями их создания.
Я считаю необходимым знакомить молодое поколение с творческой деятельностью современных художников.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Биографическая справка
19 ноября 1955 года в белорусском г. Кричев Могилёвской области на свет появился мальчик Лёня Шашков. Его семья была очень дружная, отец Иван Михайлович после войны работал на железной дороге, а мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В 1972 году Леонид окончил 10 классов в г. Кричев.
В 1974 году Леонида забирают в армию. Поначалу он служил в Челябинской области, в городе Чебаркуль. Затем его отправили в город Шверин в Германии. Служил Леонид Иванович в Шверине полтора года.
Так случилось, что после армии судьба забросила его на Север. В поисках интересной работы и романтики вместе с другом они оказались в городе Сургут, там несколько дней жили на вокзале. Потом увидели вывеску «Гипротюменьнефтегаз», а ниже объявление о наборе желающих работать в геологоразведочной экспедиции. Нужна была бригада молодых людей, которые поедут работать в п. Тазовский. Подбирали команду в основном из парней, не успевших обзавестись семьями.
Леонид Иванович вместе со своим другом попал в эту бригаду, и вскоре они отправились в далёкое и загадочное Заполярье, в край суровых морозов и метелей для того, чтобы проверить свои силы. Леонид Шашков вспоминал: «Приехали в Тазовский примерно в начале марта. Потому что помню, как восьмого марта уже отплясывали на дискотеке в рыбозаводском клубе».
Началась работа. И в то же самое время у молодого человека появляется одно очень интересное хобби – собирательство диковинных предметов старины, которые нередко попадались в тундре: бронзовые чаши, кувшины, медные бляхи, керамика и многое другое. В то время у молодёжи проснулся интерес к истории, а порождён он был легендами о «златокипящей Мангазее» – торговом городке на берегу реки Таз, что в трёхстах километрах вверх по течению от посёлка Тазовский. Не один раз бывали там молодые геологи в поисках древних кладов.
В какой-то момент геологоразведочную экспедицию расформировали, но Леонид так и остался на Тазовской земле. Вскоре он женился и привез молодую жену на крайний Север, где они прожили более 30 лет…
На Тазовской земле Леонид Иванович много сменил профессий – работал плотником, помогал в строительстве домов.
Однажды в посёлок приехал художник из Ленинграда, он должен был оформить местный клуб. В помощники себе художник выбрал именно Леонида Ивановича, во время совместной работы увидел в парне талант к рисованию. Он посоветовал ему пойти учиться. Прислушавшись к совету, Леонид Иванович в 1985 году поступает в Московский заочный народный университет искусства на факультет станковой живописи и оканчивает его в 1989 году. Так, приехав на Север с геологической экспедицией, Леонид Шашков остался здесь навсегда и до конца своих дней считал Ямал своей второй малой родиной.
2.2. Творчество
2.2.1. Макет «Златокипящая Мангазея»
Большую часть жизни дедушка собирал и изучал различные экспонаты, это были артефакты Тазовской земли, а также Мангазеи. Объездив тундру вдоль и поперёк, Леонид Иванович решил запечатлеть эти моменты в своих картинах. Он делал макеты различных строений из дерева. Так, он сделал деревянный макет города Мангазея (рис. 4, 5), который до сих пор стоит в стенах Тазовского музея.


Из истории города Мангазея:
«МАНГАЗЕЯ (Тазовский город) – русский город в Сибири (1601–1672 годы); археологический памятник федерального значения – городище в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Мангазея построена по указу царя Бориса Фёдоровича Годунова на правом берегу реки Таз в 280 км от её устья, в месте впадения речки Осетровка (Мангазейка), как место сбора в казну дорогого экспортного меха (соболя и лисицы) от русских промышленников.
На неприютном берегу, покрытом кочками мха да низкорослыми деревцами, был построен город. В «Расписном списке города Мангазеи» за 1626 год было сказано: «над Тазом-рекою стоял красивый рубленый пятибашенный кремль-детинец…». Златокипящая. Мангазея стала притягательным центром, куда спешили крестьяне со всей Руси. Здесь они искали свободы и возможности разбогатеть на соболином промысле. Уже через 10 лет после основания в Мангазею стекался ясак не только от местных племён самоедов (ненцев) и остяко-самоедов (селькупов), но и от енисейских остяков и тунгусов (эвенков). Город развивался очень бойко. Здесь торговые люди чувствовали себя привольно и активно действовали как зимой, так и летом. Товаров и денег было в изобилии, что позволяло вести активное строительство. Все постройки в городе возводились добротно, с перспективой на рост торговли. Слухи о богатствах Мангазеи быстро разлетелись по всей Руси. Именно это и позволило городу получить ещё и славу «златокипящей». Деньги помогали развивать город, они же были и причиной многих конфликтов. То, что возможность обогатиться в этих краях появилась слишком у многих, не могло не обеспокоить властные структуры. Первым звонком стал в 1619 году царский указ о запрете Мангазейского морского хода. Ослушникам полагалось суровое наказание. Решение это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, чтобы перекрыть иностранным компаниям доступ к богатым пушниной районам страны, а во-вторых, надо было отвадить от этих мест и крестьян Поморья. В 1642 году город здорово погорел, а в 1672 году царь Алексей Михайлович вообще поставил точку на истории Мангазеи. Город был оставлен населением. Но народ ещё долго хранил память о городе-мечте. Он оставался в преданиях, легендах, устном творчестве, да и в немногих сохранившихся в архивах документах. Действительно, очень долго многие считали, что это город из легенд. Словом, что-то вроде сибирской Трои.
Примечательно, что в нашей стране всегда есть энтузиасты, которым небезразлична история своей родины, нашлись среди них и искатели Мангазеи. Планомерное исследование Мангазеи началось ещё в 1862-1863 годах. Экспедиция Ю.И. Кушелевского на шхуне «Таз» побывала на этих землях. И хотя первые результаты были не очень удачными, они позволили довольно точно определить места будущих изысканий.
Первым, кто обнаружил легендарное городище, стал русский путешественник В.О. Маркграф. Он точно определил место мангазейского городища, обследовал его и отправил отчет в Русское географическое общество. В дальнейшем научно-археологическое изучение Мангазеи продолжилось, и сегодня ни у кого нет сомнений в существовании «златокипящей» Мангазеи.» (рис. 6).

2.2.2. Основание краеведческого музея
Архивные кадры телестудии «Факт» п. Тазовский 1993 года повествуют о том, как работник Тазовского авиапредприятия, самобытный художник, мастер резьбы по дереву, собиратель предметов старины открыл в своей мастерской настоящую музейную комнату. Каких только интересных предметов и вещей не было на полках его мастерской! И всё это вперемешку с макетами, чертежами, рисунками…
В 90-е годы в связи с развитием газодобычи в район приезжало много гостей из разных уголков страны и из-за рубежа. Что показать, какие диковинки? Вот и вели всех домой к Леониду Ивановичу Шашкову. Конечно, эти стихийные экскурсии приносили хозяину коллекции определённые неудобства. В этот момент у Леонида Ивановича зарождается мысль о выделении специальной комнаты для выставки экспонатов.
Глава Тазовского района и заведующая райотделом культуры идею поддержали (распоряжение главы района № 505 от 20.10.1993 г.). А директором и единственным сотрудником музейной комнаты, конечно же, был назначен знаток всей этой старины Л.И. Шашков. Так хобби стало профессией, а в п. Тазовском в январе 1994 года появился первый зал будущего музея.
Поначалу музеем служила комнатушка площадью 11 м2, которая располагалась в здании районной телестудии «Факт». В этом небольшом помещении были размещены все экспонаты, которые приносили жители посёлка, но большая часть из них принадлежала директору (первоначально дедушка передал музею 99 экспонатов из личной коллекции). Музейные коллекции пополнялись за счёт поисково-экспедиционной работы, проводимой им же. Леонид Иванович руководил учреждением с 1994-го (приказ зав. отделом по культуре и туризму № 129 от 04.10.1994 г.) по 2006 год (рис.7).

С 2006 по 2013 год Леонид Шашков работал в музее художником-реставратором.
Особенно ценным экспонатом для музея стало полотно художника «Златокипящая Мангазея», а также макеты: древняя Мангазея, здание кремля, макет коча (рис. 8-10).



За четверть века своего существования районный краеведческий музей претерпел не один переезд. Уже на следующий год после открытия музей был переведён в здание бывшего отдела культуры (в настоящее время оно снесено), затем переехал в Центр национальных культур, где выделили только угол для хранения экспонатов, после этого под музей отвели небольшое помещение в здании церковного прихода. И только в 2000 году музей получил в аренду отдельное помещение площадью 150 м2 – это было приспособленное здание бывшего магазина. Для выставочных залов здесь уже отведено почти 70 «квадратов» (рис. 11).

Увеличивается и штат музея, появляются новые экспозиции. Музей становится культурным и научно-просветительским центром посёлка. И хотя в здании нет санузла, а кабинеты сотрудников не имеют окон, существует множество других неудобств, радует другое: основной фонд к этому времени увеличивается до 600 единиц хранения, часть из которых имеет историческую, научную и художественную ценность.
Появляется специальное музейное оборудование. В музее проводятся школьные конференции, уроки-экскурсии, повышается и уровень экскурсий. Всё это благодаря неутомимому труду директора, ведь Леонид Иванович всегда стремился к процветанию любимого детища.
Музей сегодня – это активно развивающееся научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, укомплектованное современным оборудованием, осваивающее инновационные технологии (рис. 12-15). Работники музея хранят память о его создателе (рис. 16), ушедшем от нас в сентябре 2016 года, о человеке, внёсшем весомый вклад в развитие музейного дела района, сохранение культурного наследия Тазовской земли. В канун юбилея учреждения было принято решение об открытии на здании музея памятной таблички в честь Леонида Ивановича Шашкова.





3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Леонид Иванович Шашков написал более ста пятидесяти пейзажей с изображением суровой природы, священных и исторических мест родного края, около десяти полотен с изображением православных святых, небольшое количество натюрмортов (рис. 17-20), пробовал писать портреты, но считал, что этот жанр живописи ему непостижим, но автопортрет у дедушки есть.













Часть его картин находится в экспозициях Тазовского краеведческого музея, большинство же работ он раздарил друзьям и знакомым.
Наряду с написанием картин дедушка занимался резьбой по дереву, коллекционировал старинные колокольчики и монеты, различные предметы старины.
Дедушка своими руками построил большой дом, в котором также все сделал сам. Последние годы жизни они с бабушкой жили в этом доме, сбылась его мечта, но судьба распорядилась иначе.
Моя гипотеза доказана – талантливый человек талантлив во всем!
4. Список использованной литературы (интернет-версии)
- Сборник информационно-аналитических материалов «Культура Ямала» № 1 от 2019 года.
- Энциклопедия. Всемирная история. Мангазея.
- Портал История.РФ.
- Официальный сайт