Автор: Стенина Юлиана, 5 «А» класс
Руководитель: Иванова Наталия Олеговна,
ГБОУ Гимназия № 587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена Диплома I степени на районном конкурсе авторских экскурсий, 2020 год
Пешеходная экскурсия продолжительностью 1 час предназначена для учащихся 3-5 классов.
Маршрут экскурсии
ОСТАНОВКА № 1 «СТРАНИЦА ПАМЯТИ И СКОРБИ». «Кровавый перекресток» (перекресток Невского пр. и Садовой ул.). Расположение группы: за пешеходным переходом. Продолжительность 5-7 минут. Переход на следующую остановку 20 секунд.
ОСТАНОВКА № 2. «СТРАНИЦА ИСКУССТВА». Государственный театр Марионеток имени Е.С. Деммени (Невский пр., д. 52). Расположение группы: у входа в театр. Продолжительность 5-7 минут. Переход на следующую остановку 1 минута.
ОСТАНОВКА № 3. «СТРАНИЦА ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ». Блокадная парикмахерская. (Невский пр., д. 54/3). Расположение группы: внутри подъезда, на лестнице. Продолжительность 5-7 минут. Переход на следующую остановку 1 минута.
ОСТАНОВКА № 4. «СТРАНИЦА ЗВУКОВ ГОРОДА». Памятный знак «Блокадный репродуктор» (угол Невского пр., д. 54 и Малой Садовой ул.). Продолжительность 7-10 минут.
ОСТАНОВКА № 5. «КОШАЧЬЯ СТРАНИЦА». Скульптуры «Кот Елисей» и «Кошка Василиса» (Малая Садовая ул., д. 8 и д. 3). Продолжительность 5 минут. Расположение группы: около фонтана «Шар». Переход на следующую остановку 3 минуты.
ОСТАНОВКА № 6. «РАДИО-СТРАНИЦА». Дом Радио (Итальянская ул., д. 27). Продолжительность 7-10 минут. Расположение группы: напротив Дома Радио. Переход на следующую остановку 4 минуты.
ОСТАНОВКА № 6 «СТРАНИЦА КИНО». Кинотеатр «Родина», (Караванная ул., д. 12). Расположение группы: в сквере напротив входа. Продолжительность 5-7 минут.
Введение
Здравствуйте! Меня зовут Стенина Юлиана, я ученица 5 «А» класса Гимназии № 587 Фрунзенского района. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое.
27 января 2019 года Санкт-Петербург отмечал 75 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В 2020 году Россия готовится к 75-й годовщине Победы. По словам президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, «недопустимо, чтобы День Победы, саму историю Великой Отечественной сопровождали акции под отчет, связанные с какими-то формальными вопросами. Святые для людей символы следует оградить от формализма и пошлости. Эстафету памяти принимают уже правнуки победителей. И эта память должна оставаться чистой и объединять наше общество. Событиям юбилейного года, адресованным детям и юношеству, нужно уделить самое пристальное внимание…»
Я предлагаю Вашему вниманию пешеходную экскурсию для детей школьного возраста (с 3-го по 5-й класс). Она не похожа на обычную. Вам нужно будет представить, что Вы оказались в Ленинграде в начале Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года). Армия и ополчение еле сдерживали наступающих фашистов, а рев самолетов, вой снарядов, взрывы – аккомпанемент городской жизни. Прибывают беженцы, продовольствия уже не хватает. Жители роют окопы, устанавливаются преграды для танков, идет всеобщая подготовка к обороне.
В нашем, уже прифронтовом городе, началась срочная работа по укрытию и маскировке исторических памятников, мемориальных и декоративных скульптур и статуй. Надо было спасти и сохранить наследие петербургской культуры, которое знал и ценил весь мир. Ведь культура и есть тот рубеж, который отделяет варвара от человека разумного. Дать уничтожить петербургскую культуру – значит сделать шаг к гибели. А жителям блокадного города было необходимо в таких нечеловеческих условиях не только выжить, но и самим остаться Людьми.
Моя пешеходная экскурсия посвящена повседневной жизни Ленинграда в дни блокады. Экскурсию мы начнем от перекрестка Невского проспекта и Садовой улицы, продолжим по Невскому проспекту, повернем на Малую Садовую улицу, пройдем по Итальянской улице и завершим на Караванной улице. В ходе экскурсии, я расскажу, как маскировали Ленинград и для чего это делали, мы посетим блокадную парикмахерскую, услышим звуки войны, увидим необычных жителей Ленинграда, прочитаем стихи блокадных поэтов и увидим военную хронику в блокадном кинотеатре. Моя экскурсия будет дополнена фотографиями, аудиозаписями для того, чтобы Вы смогли почувствовать время, в котором оказались ленинградцы.
ОСТАНОВКА № 1 «СТРАНИЦА ПАМЯТИ И СКОРБИ»
Мы с вами находимся на главной улице Санкт-Петербурга. Назовите, пожалуйста, эту улицу? Правильно! Это Невский проспект!
Перед нами перекресток Невского проспекта и Садовой улицы, угол дома 52 по Невскому проспекту. Это место ленинградцы называли «Кровавым перекрестком». Еще задолго до Второй мировой войны, 4 июля 1917 года (в революционный год) здесь была расстреляна мирная демонстрация рабочих и солдат. А во время блокады Ленинграда этот перекресток еще раз подтвердил свое трагическое название. Но об этом я расскажу немного попозже.
Скажите, пожалуйста, когда началась Великая Отечественная война? Да, правильно! 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась на территорию нашей Родины.
Первая воздушная тревога в Ленинграде была объявлена уже на второй день Великой Отечественной войны – 23 июня 1941 года, ночью в 1 час 45 минут. В начале сентября 1941 года самолеты врага смогли прорваться к Ленинграду, и начались массированные бомбардировки, которые продолжались в течение первых трех месяцев осады. Артиллерийские обстрелы начинались внезапно, но всегда утром или вечером, когда люди шли на работу или с работы. Обстреливали несколько раз в день.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Немецкая армия и ее союзники окружили город плотным кольцом с целью сломить сопротивление населения и овладеть городом. Линия фронта проходила всего в 16 километрах от Зимнего дворца. Это было совсем близко отсюда.
Врагам Ленинград с его жителями, зданиями, музеями и скульптурами, был не нужен. Фашистам нужен был только выход и полное господство на Балтийском море, порт, Балтийский флот и крупный железнодорожный центр. Им нужна была дорога на Мурманск и Архангельск, откуда приходила помощь от союзника – Финляндии. Ленинград и Ленинградскую область, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии Адольф Гитлер обещал отдать своим союзникам.
А город собирались сровнять с землей. На стенах домов были надписи «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Одна из надписей сейчас находиться на доме № 14 по Невскому проспекту – сохранилась в память о тех страшных годах. Мы сейчас с вами находимся на той самой стороне, которая была наиболее опасна при артобстреле.
Посмотрите внимательно на Невский проспект, какой он красивый, как блестит шпиль Адмиралтейства. Именно ленинградские памятники служили немцам точками для прицельного огня. На защиту города поднялись все жители. Купола соборов и шпили было решено закрыть серо-голубыми маскировочными чехлами или закрасить. Скульптуры обшивали досками, обкладывали мешками с песком, засыпали слоем земли или закапывали.
Только четыре памятника не были укрыты. Памятник Александру Васильевичу Суворову у Троицкого моста и две фигуры полководцев – Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклай де Толи у Казанского собора. Решением Горисполкома (городской исполнительный комитет) они не были закрыты, и проходящие мимо войска, направляющиеся на фронт, отдавали им воинское приветствие. За время блокады три фигуры полководцев каким-то чудом не были повреждены осколками.
Не был укрыт и памятник Екатерине II на площади Островского, установленный в честь императрицы в 1873 году. Посмотрите на противоположную сторону Невского проспекта, там находится Екатерининский сад с этим монументом. По какой причине именно его не укрыли, источники умалчивают. Но памятник тоже не пострадал.
А жители защищали город. На улицах появились аэростаты, которые поднимались в воздух и мешали вражеским самолетам вести прицельный огонь.
Точно рыбы, аэростаты
Выплывают на вахту в небо.
Мне пока еще страшно за статуи,
А совсем не за ломтик хлеба!
Укрываем и шпиль и купол
Пеленою защитных одежд.
Серой дымкой город окутан,
Не сверкает ничто, нигде.
Но тревога на каждом лице –
Мы оставили Мгу. Мы в кольце.
Варвара Вольтман-Спасская
Окна домов крест-накрест пересекали бумажные ленты. Как Вы думаете, зачем? Чтобы стекло не разбилось от взрывов.
А также вешались плотные шторы или одеяла, чтобы ночью не было видно света. Он мог служить сигналом или ориентиром для вражеского самолета и за этим строго следили дежурные из отряда местной противовоздушной обороны (МПВО). Витрины магазинов закладывались мешками с песком или забивались досками. Например, витрины Елисеевского магазина, который мы увидим с Вами чуть позже, были заколочены досками, и на них вешали плакаты с патриотическими лозунгами: «Смерть врагам! Отстоим любимый город Ленина!», «Враг у ворот. Защитим Ленинград!», «От ворот поворот!». Там же вывешивали сообщения с фронта: «Последние известия».
Город стал серым и безликим, а ночи – черными и молчаливыми. Там, где мы с Вами находимся (пересечение Невского проспекта и Садовой улицы), в годы блокады была трамвайная остановка. Именно это место очень часто подвергалось вражеским обстрелам. В августе 1943 года здесь в результате фашистской бомбежки погибли одновременно 43 человека и тяжело ранено 9 человек.
За время блокады погибло очень много ленинградцев: от бомбёжек, голода и холода, но благодаря этим людям, город не был сдан врагу.
Жители блокадного города сохранили нам наш красивый город, а как же они сами здесь жили, творили и сочиняли?
Мы направляемся с вами дальше по Невскому проспекту, который в то время назывался «Проспектом 25 октября». Историческое название проспекту вернули лишь 13 января 1944 года, перед самым снятием блокады Ленинграда (27 января 1944 г.).
ОСТАНОВКА № 2. «СТРАНИЦА ИСКУССТВА»
Здесь вы видите вход в Государственный театр Марионеток имени Евгения Сергеевича Деммени – первый в России профессиональный театр кукол. На первом этаже расположена касса, а сам холл и сцена театра находятся на втором этаже. Коллектив театра работал до конца января 1942 года, пока не отключили воду и свет. Многие его артисты ушли на фронт и не вернулись, многие погибли во время блокады.
Но была группа артистов, которая выступала с куклами этого театра на передовой. Самый знаменитый спектакль театра «Юный фриц» по сценарию советского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
Премьера спектакля состоялась в июне 1942 года, спектакль побывал на трех фронтах и показывался перед советскими солдатами более 650 раз.
Сценарий написан в стиле сатирического памфлета, злой сатиры. Эта истории о том, как у одной женщины-немки появляется сын, которому суждено стать солдатом. Она поет ему про это колыбельную песню:
«Спи, младенец мой
кудрявый,
Левой-правой, левой-правой.
Баю-баюшки-баю,
Крест получишь ты в бою.
Будешь ты фельдфебель бравый,
Левой-правой, левой-правой.
Баю-баюшки-баю,
Крест получишь ты в бою…»
Мальчик вырастает, женится, учится, сдает экзамен и идёт воевать. На войне лопоухий нескладный «истинный ариец» под влиянием фашистской идеологии превращается из человека в злую обезьяну. Главный герой во время спектакля обрастает шерстью, у него увеличиваются глаза и нос, меняется лицо и вылезают зубы.
Потом животное помещали за решетку и в зоопарке демонстрировали зрителям как редкой ценности экспонат: «потому, что для науки всякий ГАД необходим».
Юный Фриц, или экзамен на аттестат «зверости»
Юный Фриц, любимец мамин,
В класс явился на экзамен.
Задают ему вопрос:
– Для чего фашисту нос?
Заорал на всю он школу:
– Чтоб вынюхивать крамолу
И строчить на всех донос.
Вот зачем фашисту нос!
Говорят ему: – Послушай,
А на что фашистам уши?
– Ухо держим мы востро,
Носим за ухом перо.
Все, что ухом мы услышим,
Мы пером в тетрадку пишем –
В наш секретный “ташен-бух” *
Вот зачем фашисту слух!
Вопрошает жрец науки:
– Для чего фашисту руки?
– Чтоб держать топор и меч,
Чтобы красть, рубить и сечь.
– Для чего фашисту ноги?
– Чтобы топать по дороге –
Левой, правой, раз и два!
– Для чего же голова?
– Чтоб носить стальную каску
Или газовую маску,
Чтоб не думать ничего.
(Фюрер мыслит за него!)
Похвалил учитель Фрица:
– Этот парень пригодится.
Из такого молодца
Можно сделать подлеца!
Рада мама, счастлив папа:
Фрица приняли в гестапо.
1941 год
*Записная
книжка (нем.)
Для кукольного спектакля требовалось большое количество кукол (более двадцати), а еще две главные куклы и четыре актера.
В качестве сцены использовалась складная пятистворчатая ширма. В ней были отверстия с открывающимися ставнями, из них появлялись куклы. В спектакле использовались разные виды кукол: на пальцах, на нитках, на тростях. Каждая кукла была сделана вручную. Самая смешная кукла была Гитлер, у нее вылезали глаза и открывался рот. Спектакль длился более 30 минут, и ему требовалось музыкальное сопровождение.
Всякий раз спектакль вызывал бурю аплодисментов и смех. Почти все куклы спектакля «Юный фриц» дошли до наших дней, а этого могло и не случится. Их потеряли при авианалете, когда эвакуировали людей. Один человек нашел чемодан с реквизитом в одном заброшенном доме недалеко от линии фронта, на обозе переправил их в Ленинград и вернул театру.
Театр пережил военные невзгоды вместе со страной и народом, а после войны возродился. 1 декабря 2018 года первому профессиональному театру кукол России исполнилось 100 лет.
Ежегодно 9 мая Государственный театр Марионеток имени Евгения Сергеевича Деммени дает традиционное импровизированное представление в окнах, выходящих на Невский проспект, с участием артистов с куклами из спектаклей театра. А 10, 11 и 12 мая в фойе театра выставляются куклы из легендарного спектакля «Юный Фриц». В эти дни в театр можно сходить на экскурсию, в которой Вы узнаете о жизни и творчестве артистов.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что в Ленинграде в дни блокады были театральные премьеры, создавались новые коллективы, в кинотеатрах показывали фильмы и мультфильмы, работали дворцы пионеров и были новогодние вечера. Но об этом мы поговорим на другой остановке.
А как вы думаете, что очень важно для артиста в его внешнем виде? Правильно, быть опрятным и причесанным! Сейчас мы пройдем дальше по Невскому проспекту, чтобы открыть страницу чистоты и красоты.
ОСТАНОВКА № 3. «СТРАНИЦА ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ»
Мы с вами находимся на Невском проспекте дом 54/3. В годы блокады здесь находилась парикмахерская, которая работала каждый день без выходных и перерывов.
Зимой водопровод и канализация не работали. Ленинградцы – истощённые, замёрзшие, голодные – с замиранием сердца ждали весны, солнца и тепла. Но с приближением весны боялись вспышек эпидемий. Улицы и набережные, проспекты и переулки, площади и дворы были завалены мусором и нечистотами, было много грязного снега и льда. 26 марта 1942 года объявили мобилизацию на 12 дней всего трудоспособного населения в возрасте от 15 до 60 лет на очистку города.
В первый день трудовой мобилизации на очистку города вышли 143 тысячи человек. На домах пестрели плакаты: «Городу-бойцу – грязь не к лицу», «Грязь – беда, борись с бедой, бей лопатой, смывай водой!», «Везде! На заводе, в квартире, в быту – борись, как на фронте, за чистоту».
В апреле официально было зафиксировано: 318 тысяч ленинградцев вручную убрали город.
Только к маю 1942 года в большинстве домов были восстановлены водопровод и канализация. Вновь открылись бани, прачечные и парикмахерские.
Но в парикмахерской на Невском проспекте мастера работали каждый день. Воду работники носили в вёдрах из проруби на Фонтанке, а зимой 1942 года на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта (на «Кровавом перекрестке») появилась воронка после артобстрела и пробила водопровод.
Туда люди приходили за водой из всех ближайших домов. Грели воду на керосинках, а лак для волос изготавливали самостоятельно, смешивая мебельный лак, одеколон и цветной полировочный лак.
Клиенты приходили каждый день. Основными посетителями парикмахерской были бойцы, уходящие на фронт. Приходили актеры, располагавшихся поблизости театров – Александринского и Музыкальной комедии. Но были люди, которые приходили просто погреться. Сами парикмахеры вспоминали, что на ленинградцев страшно было смотреть. Крайне истощенные, заросшие и покрытые коростой грязи. Спутанные, давно нечёсаные волосы на голове. Грязные клочья вместо бороды. Чёрные шеи и щеки, закопчённые у огня «буржуйки». Горожане были похожи на пещерных жителей.
5 сентября 2002 года на внутренней стене здания у входа в парикмахерскую была установлена мемориальная доска, выполненная петербургским художником Алексеем Коцюбинским. На доске выбита надпись: «Эта парикмахерская работала всю блокаду (1941-1944). В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасёт мир».
В 2006 году историческая парикмахерская была закрыта.
Скажите, пожалуйста, а у многих из вас есть радио дома? Нет? Сейчас мы узнаем все последние новости по телевизору, Интернету. В блокадном Ленинграде жители узнавали новости по радио. Сейчас мы дойдем до угла дома и послушаем звуки блокадного Ленинграда.
ОСТАНОВКА № 4. «СТРАНИЦА ЗВУКОВ ГОРОДА»
Сейчас мы находимся на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта дома 54. Здесь расположен памятный знак «Блокадный репродуктор».
Первый репродуктор появился на Гостином дворе в 1924 году, еще до войны. Из-за формы их называли «рупорными громкоговорителями».
В самом начале блокады Ленинграда таких динамиков было установлено на улицах города около 1500 штук. Они были расположены так, чтобы прохожий непрерывно находился в зоне их звучания. Вещание шло из Дома Радио (улица Итальянская, дом 27). Это здание мы увидим через несколько минут.
Сердце Ленинграда (отрывок)
…Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров – ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое «живем!».
Не дремлет город осажденный…
Всеволод Азаров
Ежедневно громкоговорители передавали вести с фронта, транслировали концерты и радиопередачи, передавали стихи и читали письма солдат, а так же из репродукторов звучала «воздушная тревога» и «отбой». Давайте послушаем звук воздушной тревоги. За годы блокады ленинградцы 649 раз слышали тревожный вой сирен, и 3091 раз из репродукторов доносилось сообщение об артиллерийском обстреле. Вот его звук. А вот благословенный ликующий сигнал отбоя.
В перерывах между передачами, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой. Звук метронома называли «живым биением сердца Ленинграда». Давайте его послушаем.
Именно это место, где мы сейчас с Вами находимся, часто попадало в кадры военной хроники, поэтому было решено установить памятный знак «Блокадный репродуктор», посвящённый труженикам ленинградского военного радио эфира и подвигу ленинградцев.
Открыт он был 8 мая 2002 года. Проект предложен студентом исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Кириллом Страховым. Воплотил идею архитектор Анатолий Петрович Чернов. Текст на мемориальной доске гласит: «Здесь у репродукторов в дни героической обороны Ленинграда 1941-1944 годов жители блокадного города слушали сообщения о событиях на фронте».
9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучало великое произведение композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – седьмая «Ленинградская» симфония. Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Горожане смогли услышать симфонию только благодаря мужеству и отваге многих людей.
Симфония транслировалась по радио, и через репродукторы её могли услышать не только ленинградцы и советские солдаты на передовой, но и немецкие солдаты. Её услышала вся Европа. Давайте послушаем небольшой фрагмент главной партии Седьмой симфонии 1 части «Мир и война».
Удивительно и то, что именно в этот день немецкие войска собирались триумфально войти в Ленинград. У них были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторан гостиницы «Астория». А вместо этого ленинградцы на 355-й день блокады устроили концерт.
Музыка звучала 80 минут. И за это время на город не упал ни один снаряд. Наши артиллеристы подавляли огонь немецких орудий. Музыка «разорвала» адское кольцо Ленинграда раньше, чем пушки. Один немецкий солдат, попавший в плен, признался: «Тогда, 9 августа 1942 года, я понял, что мы проиграем эту войну».
Когда стихли последние аккорды, к дирижеру подбежала студентка, Люба Шнитникова. С букетом! Это тоже было невероятно – живые цветы, проросшие сквозь блокаду. Их вырастил у завода «Светлана» дедушка Любы, академик Захарий Григорьевич Френкель. А народ встал со своих мест и стоя рукоплескал.
В стихотворении «Баллада о музыке» Юрия Воронова, очевидца этих событий, воспето все мужество зрителей и музыкантов и оглушительный успех концерта.
Баллада о музыке
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист.
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Юрий Воронов
Скажите, пожалуйста, а какие звуки мирной жизни вы знаете? (Ответы экскурсантов). Послушайте, пожалуйста, и скажите, чьи это звуки? (Ответ экскурсантов). Правильно! Это кошачье мяуканье. А теперь давайте пройдем и посмотрим на этих необычных жителей Ленинграда.
ОСТАНОВКА № 5. «КОШАЧЬЯ СТРАНИЦА»
Сотый день
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Юрий Воронов
Во время блокады хлеб можно было получить только по карточкам и очень мало.
Люди искали хоть что-нибудь съедобное. Люди съели всех домашних животных, переловили и съели всех уток в парках и голубей на улицах.
Несмотря на жестокий голод, некоторые из ленинградцев смогли сохранить своих любимцев. Они их прятали и запирали в квартирах от голодных безумных людей.
Одного рыжего кота – «слухача» сберегли зенитчики, он помогал им на слух определять приближение фашистских самолётов. В тот момент, когда вражеский самолет приближался к городу, поведения кота резко менялось и зенитчики успевали объявить тревогу и приготовиться к отражению налёта.
В одной квартире жил кот Максим и попугай Жак. Однажды кот забрался в клетку, но не для того, чтобы съесть птицу, а для того, чтобы согреть своего приятеля. Тесно прижавшись, зверь и птица грели друг друга своим теплом. Вскоре Жака не стало, а кот перенёс блокаду и умер в 1957 году, прожив достойную кошачью жизнь.
С исчезновением кошек и котов, на измученный город обрушилась новая беда – стало много крыс. Крысы передвигались по городу огромными массами. Даже трамваи останавливались, когда серая масса переходила дорогу. Большими стаями они передвигались от склада к складу, от дома к дому. Они съедали все на своем пути, залезали в квартиры и нападали на спящих людей. Возникла угроза эпидемий!
Грызунов пытались давить танками, бронетехникой, расстреливали, травили, даже организовывали специальные бригады по уничтожению животных, но любые меры оказались не эффективными. Нужны были коты и кошки!
Сразу после прорыва блокады Ленинграда, в апреле 1943 года, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета Петра Сергеевича Попкова. С начала Великой Отечественной войны Ленсовет был фактически подчинен Военному совету Ленинградского фронта. Для принятия оперативных решений из состава Исполкома выделена «четвёрка» (председатель Исполкома П.С. Попков, его заместитель П.М. Мотылёв, Н.А. Манаков, И.А. Андриенко), постановления которой имели силу решений Исполкома. Так вот вышло постановление доставить в Ленинград из Ярославской области четыре вагона простых дымчатых кошек, которые считались лучшими крысоловами. Многие животные были пойманы на улицах, а некоторые люди приносили даже своих питомцев. За две недели вагоны были заполнены ящиками и корзинками с животными.
Эшелон с «мяукающей дивизией» – так его прозвали блокадники – под тщательной охранной, прибыл в Ленинград. Горожане занимали за котами очереди за два дня. Несколько животных успели выпустить на вокзале, а остальных раздавали прямо на платформе. Удивительно: четыре вагона кошек разошлись по рукам буквально за полчаса!
Битва между кошками и грызунами была очень жестокой. Кошки смогли отогнать крыс от продовольственных складов. Кошек поселили в хранилище музеев и дворцов для защиты произведений искусств от нашествия грызунов.
Сегодня в Государственном Эрмитаже числятся в штате 50 животных. Они исправно несут свою службу и охраняют культурное наследие России от грызунов. Каждый имеет имя, придуманное сотрудниками Эрмитажа, паспорт с фотографией и безупречную репутацию.
В январе 1944 года килограмм хлеба продавался за 50 рублей, а зарплата достигала 200 рублей, зато цена за котенка в городе доходила до 500 рублей. Это было очень дорого.
После снятия блокады в город вместе с продуктами и вещами первой необходимости доставляли еще кошек и котов. На этот раз их привозили из Омска, Иркутска, Тюмени, Ишима, Заводоуковска, Ялуторовска и других городов Сибири.
За вклад в мирную жизнь Ленинграда героические кошки были отмечены особо.
Давайте посмотрим на этих героев. Для этого вам нужно взглянуть на фасады домов. Посмотрите: бронзовый кот Елисей примостился на уровне второго этажа Елисеевского магазина (Малая Садовая улица, дом 8), а напротив него – кошка Василиса, она поселилась на карнизе дома № 3 (Малая Садовая улица, дом 3). Глядя на Елисея и Василису многие, наверное, думают, что они просто «украшение» Петербурга, может быть, и Вы так думали. Но теперь знаете, что кошки помогли выстоять ленинградцам.
Есть версия, что две фигурки друг напротив друга на Малой Садовой – это памятник ярославским кошкам.
Скульптуры были отлиты из металла в натуральную величину и установлены в 2000 году, сначала Елисею (25 января), затем Василисе (1 апреля). Автор идеи – историк Сергей Борисович Лебедев, скульптор – аниматор Владимир Алексеевич Петровичев (автор памятника Зайчику у Петропавловской крепости), архитектор Лариса Викторовна Домрачева, спонсор – Илья Николаевич Ботка. А клички коту и кошке придумали сами жители города.
По легенде в предрассветные часы, когда улица пуста, а вывески и фонари горят уже не так ярко, то можно услышать, как бронзовые животные «перемяукиваются» между собой. Как вы думаете, о чем они могут переговариваться? Наверное, обсуждают последние новости?
Мы с вами уже знаем, что новости с фронта жители Ленинграда могли узнать из газет или по радио. Давайте теперь пройдем к Дому Радио, откуда велась трансляция этих новостей.
ОСТАНОВКА № 6. «РАДИО-СТРАНИЦА»
* * *
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза –
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
Ольга Берггольц
Мы с вами подошли к необычному зданию. К сожалению, его фасад обтянут строительными лесами. А вот как он выглядел до ремонта. Для нашей безопасности, давайте пройдем во внутрь Ленинградского Дома Радио, перед входом есть барельефы и там мы продолжим нашу экскурсию.
Когда-то это был дом Благородного собрания, построенный в 1912-1914 годах, тремя братьями архитекторами Косяковыми: Владимиром, Георгием и Василием Анатольевичами. Это единственная их совместная работа. Благородное собрание – это был клуб для чиновников, купцов и дворян. Здесь проводились балы, маскарады и концерты. Во время Первой мировой войны (1914-1918) здесь располагался японский госпиталь, где жены иностранных дипломатов работали медсестрами. После 1917 года в здании обосновался Дворец культуры. На втором этаже размещался кинотеатр «Колос» с оркестровой ямой для озвучения немого кино, гостиница, рестораны, концертные залы. С 1932 года в доме находился Комитет по радиофикации и радиовещанию.
Отсюда в годы блокады «говорил» Ленинград! Здание находится на углу улицы Ракова (ныне Итальянской улице) и Малой Садовой улицы. Для немецких летчиков это был важный объект, и его нещадно обстреливали. Рядом рушились дома, а Дом Радио стоял, вещание не прекращалось. Как это ни удивительно, но 12 тысяч километров проводов трансляционной сети удавалось поддерживать в полном порядке — восстановительные бригады связистов работали оперативно при их малейших повреждениях.
В подвале под могучими сводами были оборудованы бомбоубежище и резервный радиовещательный узел с маленькой студией на случай, если в дом попадет бомба.
Основное радиовещание шло из студии на четвертом этаже в глубине дома. Все сотрудники радио: техники, журналисты, редакторы, актеры, дикторы – находились практически на казарменном положении, не покидая своих постов. Многие даже жили здесь. Работники Ленинградского радио разделили с горожанами их нелегкую судьбу – также мерзли, голодали, но ни на секунду не оставляли трудовой вахты, работали в верхней одежде и перчатках, а писали карандашом.
Радио называли «нитью жизни», а связь с Большой землей – «вторым хлебом». Радио слушали везде: на улице, в госпиталях, в квартирах, в бомбоубежищах, на заводах, в окопах. В домах это были черные «тарелки» на стенах, на улицах – громкоговорители. Радио призывало, мобилизовало, объявляло, убеждало, информировало, предупреждало. Это было сделано, для того, чтобы город не поддался панике.
Передачи начинались со слов «Говорит Ленинград!». Николай Черкасов, Ольга Берггольц, Всеволод Вишневский, Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев – имена дикторов и журналистов радио блокадного Ленинграда стали настоящими символами Победы.
В пять часов утра передавался первый выпуск «Последних известий». Его корреспонденты, несмотря на голодную слабость, через весь город пешком отправлялись на заводы, в госпитали и школы, собирали информацию и возвращались вечером в Дом Радио делать выпуск новостей.
Велись специальные программы о том, как надо действовать в момент воздушных бомбежек и артобстрелов, как оказывать первую помощь пострадавшим, что делать во время пожара. Сообщалось о снижении нормы хлеба, о разрушенных домах вовремя бомбежек.
Была передача «Письма на фронт и с фронта». К концу 1942 года около 20 тысяч писем фронтовиков и тружеников тыла было прочитано в прямом эфире.
Передача «Красноармейская газета по радио», дважды в неделю рассказывала о боевых действиях воинов Ленинградского фронта. Фронтовые корреспонденты записывали и выпускали в эфир беседы с воинами. Горожане, затаив дыхание, ожидали этих передач в надежде услышать голоса родных и близких людей.
Ежедневно транслировались сообщения Совинформбюро, передачи «Слушай, фронт! Говорит Москва», звучали радио выпуски газет, музыка, песни, поэзия, рассказы, передавались ленинградская хроника событий, новости культуры и искусства. Дикторы по ночам в эфире читали русскую классику. Существовал иностранный отдел радио, который говорил со слушателями на немецком и финском языках. Отдельное вещание велось для партизан и жителей оккупированных районов области, а также для воинов фронта и моряков Балтики. На радио нередко выступали известные люди: поэты, композиторы, артисты. Голос Ленинграда был слышен не только по всей стране, но даже в столице Великобритании – Лондоне. Шли передачи из Севастополя и Одессы.
Были и детские передачи «Костёр» и «Юный патриот». Перед ребятами выступали герои Ленинградского фронта, для них передавались очерки о подвигах бойцов и командиров, выступали рабочие и добровольцы.
День за днём радио поддерживало боевой дух ленинградцев, вселяло уверенность, пробуждала веру в победу, поднимала мужество и стойкость.
Во время блокады музой Ленинградского радио была Ольга Федоровна Берггольц. Никому неизвестная поэтесса, никогда не выступавшая по радио, пришла в октябре 1941 года в радиокомитет и предложила свою помощь. Она говорила с жителями Ленинграда стихами, в которых отражалась вся правда блокадной жизни. Это ее знаменитую фразу ждали слушатели: «Слушай, родная страна, с тобой говорит Ленинград!». Именно голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного другав застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Давайте послушаем передачу Ольги Берггольц от 16 октября 1941 года.
Перед Вами бронзовый барельеф посвященный мужеству работников Ленинградского радио в дни блокады. Дата открытия – 22 марта 2011 года; Архитектор – Вадим Леонардович Спиридонов; скульптор – Вадим Иванович Трояновский.
Давайте прочитаем строки О. Берггольц, высеченные на камне:
«И, спаяны сильней, чем кровью рода,
родней, чем дети одного отца,
сюда зимой сорок второго года
сошлись – сопротивляться до конца»
(Из поэмы «Твой путь»)
«…И даже тем, кто всё хотел бы
сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей»
(Из стихотворения «Стихи о себе»)
Радио первым приносило и радостные вести. Ночью 18 января 1943 года по радио объявили о прорыве блокады, а диктор Михаил Меланед зачитал приказ о снятии блокады 27 января 1944 года. В этот день в 20:00 был салют! А по радио до утра играла музыка.
Залпы победы
Улицы, ограды, парапеты,
Толпы… Толпы… Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица… Лица… Выраженье глаз.
Счастье… Радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
Вера Инбер, 1944 год
В настоящее время Дом Радио является режимным объектом, и попасть туда довольно сложно, так как в 2000 году сюда переехало телевидение «Пятый Канал».
Шестиэтажное здание давно нуждалось в ремонте, но вокруг него много слухов и домыслов. И петербуржцы очень сильно обеспокоены реконструкцией Дома радио. И есть почему!
Здание не только является «Объектом культурного наследия», памятником истории и культуры Российской Федерации. Внутри него сохранились уникальные элементы архитектуры: парадная лестница дома Благородного собрания, парадный зал с расписными стенами и потолком, флигель во дворе, памятные мраморные доски и барельефы, концертные залы с высокими одиннадцати метровыми потолками с профессиональной акустикой, запутанные коридоры и многоярусным сложные лестницы с оптическим обманом. Здесь есть коридор Ольги Берггольц и студия, работавшая в годы блокады, музей Дома Радио, который открылся в 1977 году.
Больше всего тревожит петербуржцев сохранность архива Музея блокадного радио. В нем хранятся уникальные фотографии людей, которые работали в блокаду, аппаратура того времени, напольные часы для записи передач и блокадный радиоархив.
Здание собираются отдавать под оркестр и оперу дирижёра Теодора Курентзиса, ранее работавшего в Перми, а на верхних этажах разместят рестораны и отель. Судьба памятника и музея до сих пор не определена.
Есть много архитектурных ансамблей, которые находятся в центре города, которые смогли сохранить свое историческое значение и хорошо вписались в современную жизнь. Я предлагаю Вам сходить в кинотеатр. Пойдем? Вперед!
ОСТАНОВКА № 7 «СТРАНИЦА КИНО»
Здание, где сейчас располагается Киноцентр «Родина», было построено в 1914-1915 годах на Манежной площади по проекту выпускников Императорской Академии художеств, архитекторов Константина Семёновича Бобровского и Бориса Яковлевича Боткина, и было изначально задумано как место для Петроградского губернского Кредитного общества (Банк), которое и занимало верхние этажи вплоть до 1918 года. Фасады и интерьеры выполнялись по эскизам известного скульптора-модельщика Александра Евстафьевича Громова. Наверху здания находились банковские конторы и большой зал для операций с ценными бумагами, бельэтаж был отведен под «живую фотографию», а цокольные помещения занимали коммерческие магазины. Память о прежних владельцах до сих пор хранят позолоченные статуи двух грифонов под крышей.
В 1917 году здесь открывается синематограф «Splendid Palace» («Блестящий Дворец»), названный так за пышность убранства, который становится лучшим кинозалом Петербурга.
Постепенно набирая популярность, данное публичное заведение становилось одним из лучших кинозалов в нашей стране того периода. Некоторое время спустя его название поменялось, и он стал называться «Рот-Фронт» в знак солидарности с германским рабочим классом, а уже после снятия блокады кинотеатр назовут «Родина».
Именно в этом кинотеатре в 1918 году состоялась премьера первого советского художественного фильма «Уплотнение», снятого по сценарию наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. В фойе есть памятная мраморная доска, посвящённая этой премьере.
Интересно, что в 1924 году в качестве тапёра по вечерам здесь работал молодой Дмитрий Дмитриевич Шостакович, бывший тогда студентом консерватории.
В 1937 году кинотеатр получил статус первого в стране Детского кинотеатра.
В военное время этот кинотеатр, как и другие кинотеатры в Ленинграде, практически не прекращал свою работу.
В начале войны кинотеатры показывали преимущественно довоенные фильмы, а с сентября 1941 года стали показывать военные хроники и первые «Боевые киносборники» – фильмы, снятые на фронте и в тылу. Показывали их перед демонстрациями художественного кино. Для солдат на фронт и по деревням выезжали автомобили «Кинопередвижки».
Всего в блокадном Ленинграде работали 20 кинотеатров. Кинотеатры не отапливались, не хватало электроэнергии, умирали от дистрофии киномеханики, контролеры, кассиры.
И все же фильмы шли! Сеансы часто прерывались воем сирены – начинались бомбежка или артиллерийский обстрел. Зрители спускались в бомбоубежище, но, как только раздавались звуки отбоя, люди возвращались и продолжали смотреть картину. Зрители-блокадники заворожено смотрели на экран, видели своих любимых артистов и мирную жизнь.
Как вы думаете, в эти страшные годы выпускались новые художественные фильмы? Да!
Киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Алма-Ату, однако с первых дней войны киностудии активно работали над выпуском кинопродукции, призывавшей на борьбу с врагом.
В блокадном Ленинграде остались работать только кинодокументалисты. На протяжении всей блокады продолжала работать студия «Леннаучфильм».
Ленинградские операторы снимали хронику жизни осажденного города – как выпекают хлеб, тушат пожары в результате попадания снарядов в дома, как замерзают прямо на улицах люди, как несут в ведерках воду из Невы. Они готовили киносюжеты о действиях войск, защищавших Ленинград, а также ездили в командировки в другие регионы.
Корреспондентская застольная
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «Лейкой»* и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Жив ты или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать
И чтоб, между прочим,
Был «фитиль»** всем прочим,
А на остальное – наплевать!..
1943
г.
Музыка Матвея Блантера
Слова Константина Симонова
*
Фотокамера «Лейка»
** Сатирический киножурнал «Фитиль»
Проявка киноматериалов круглосуточно шла в цехе обработки пленки и здесь же, в Ленинграде, фильмы монтировались и оперативно выходили на экраны кинотеатров.
В декабре 1943 года «Ленинградская правда» опубликовала письмо ленинградки А. Корзинкиной с жалобой на один из кинотеатров. Она жаловалась, что в огромный зал кинотеатра приходят едва 30-40 посетителей, в театре нестерпимый холод, окна заделаны плохо, а по полам гуляет ветер, дирекция театра не утруждает себя организацией показа лучших и новых картин, оборудование старое, нет хорошего звука, кадры прыгают, экран поминутно темнеет.
Через несколько дней после этого газета «Ленинградская правда» подготовила собственную статью о ситуации в городских кинотеатрах. Газета писала, что Ленинград располагает сейчас всеми условиями для того, чтобы показать широким массам все лучшие фильмы, которые выпускаются в стране. В городе работает достаточно кинотеатров, большинство из них хорошо оборудованы.
Ленинград всегда отличался образцовой работой своих театров, кинотеатров и домов культуры.
Во время блокады Театр музыкальной комедии поставил 16 премьерных спектаклей, и ни разу не был отменён ни один спектакль. А 31 декабря 1941 года артисты Музкамедии сделали большой новогодний концерт для жителей блокадного Ленинграда.
В самое суровое время блокады 18 октября 1942 года в Ленинграде открылся новый театр – «Городской» или как сами его называли ленинградцы «Блокадный», труппу которого составили артисты из разных театров, все те, кто не покинули город. Ныне он Академический театр им. Комиссаржевский (улица Итальянская, дом 19). Так же возник Театр народного ополчения, был «Фронтовой цирк» и «Танцевальный агитвзвод». Театры укрепляли в человеке силу духа, помогали выжить, вселяли надежду.
В 1942 году в кинотеатре «Родина» была установлена ёлка для детей из детских домов, проводились новогодние утренники.
Помимо отечественных фильмов в кинотеатрах показывали и американские фильмы, а для детей в кинотеатре «Родина» показывали мультфильм «Бэмби» анимационной студии Уолта Диснея.
О репертуаре театров и кино ежедневно ленинградские газеты публиковали вместе со сводками с фронта. Информация о спектаклях вывешивалась на афишных тумбах, а так же афиши висели на стенде около Екатерининского сквера.
Для детей работали Дворцы пионеров. Один из таких был расположен в Аничковом дворце. Для маленьких, но повзрослевших зрителей, актеры своими силами устроили новогоднее преставление, а солдаты собирали продовольственные подарки.
Сегодня Городской детский киноцентр «Родина» тесно переплетается с «Домом Кино», поскольку располагаются они в одном и том же здании. Оба кинотеатра ориентированы не только на детскую публику, но и активно занимаются кинопросвещением, проводят кинофестивали, показывают авторское некоммерческое, фестивальное, неигровое, анимационное кино. Киноцентр был награжден «Золотой медалью» «Ленфильма» и Петербургской Федерацией кинопрессы «За многолетнюю просветительскую деятельность средствами кинематографа», а так же имеет многочисленные благодарности от детских, общественных и благотворительных организаций.
В этом здании с 2001 года размещается Петербургский Музей кино. Коллекция музея довольно необычна, вы не сможете ее увидеть ни на стенах, ни на стеллажах, как это принято на других музеях. Для того чтобы стать участником осмотра экспонатов, каждый человек должен сесть в уютное кресло перед удобным экраном, на котором будут транслироваться все «выставки» музея.
Идея создания Петербургского Музея кино возникла в конце 1990 года, когда фильмы стало снимать дорого и невыгодно. Музей кино – это виртуальный музей.
Начало положила программа из трех фильмов, посвященная японскому классику – режиссеру Ясудзиро Одзу в конце 2001 года. С той поры Петербургский Музей кино стал неотъемлемой частью культуры города. За годы существования Петербургский Музей Кино пополнился фильмами, появились тематические фотоэкспозиции, возникла регулярная программа «Киноэнциклопедия».Частые гости на экране – советская классика, призеры кинофестивалей, резонансные работы современных авторов.
На лестнице Дома кино и кинотеатра «Родина» нас встречает симпатичный Мальчик-кентавр. Монумент был спроектирован по рисунку художницы Нади Рушевой, скульптор Дмитрий Борисович Пахомов. Вылитый из бронзы памятник Кентавренку стоит на небольшом постаменте из серого гранита, а венки на голове и в руках мальчика позолочены. Общая высота симпатичной и изящной скульптуры – 1,65 метра.
Открытие монумента состоялось в торжественной обстановке в 2003 году и было приурочено к открытию 13-го Международного кинофестиваля анимационных, документальных и короткометражных игровых фильмов «Послание к Человеку». Победителям фестиваля вручаются миниатюрные статуэтки кентавров.
В греческой мифологии кентавром называли фантастическое существо – получеловека-полуконя. Этот символ олицетворяет идею единения человека и зверя. В этом образе слились воедино свирепость и доброта человеческой природы и конфликт между ними.
Так же и у нашей экскурсии. С одной стороны Вы узнали про тяжелую жизнь ленинградца во время блокады города, с другой стороны их мужество и желание жить позволило сохранить наш с вами любимый город, человеческие отношения и наши традиции.
Заключение
Ежегодно 8 сентября и 27 января петербуржцы с благодарностью вспоминают защитников нашего города.
Это и торжественные, и трагические даты в истории Петербурга – Ленинграда. Это даты начала и конца безмерно тяжёлой блокадной жизни города, которая длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года).
Эти события вошли в мировую историю как самая длинная и страшная по своим последствиям осада города.
Петербуржцы и гости города в эти дни собираются на Невском проспекте и идут по памятным блокадным местам, возлагая красные гвоздики – символ победы. В школах города в эти дни читают стихи и очерки из блокадных дневников ленинградцев. По городу проходят встречи с ветеранами и блокадниками. Минутой молчания люди чтят память всех тех, кто защищал наш родной город Ленинград и нашу великую Родину.
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!..
Р. Рождественский
На этом, наша с вами экскурсия заканчивается. Возникли у вас вопросы во время экскурсии? Я с радостью отвечу на них и благодарю вас за внимание.
Приложение
ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА
1. Симфонический оркестр и Седьмая симфония
Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии – российский симфонический коллектив. Выступает в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Оркестр появился в 1931году и назывался Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В 1937–1950 главным дирижёром оркестра был Карл Элиасберг.
В дни блокады Ленинграда много оркестрантов умерло от голода. В связи с этим в декабре 1941 года были свернуты все репетиции.
Тем временем Шостакович Д.Д. был добровольцем народного ополчения и дежурил в качестве пожарного на крыше здания консерватории. Он переживал все те тягости, ужасы, голод и холод, что и ленинградцы, и это вдохновило его на создание симфонии № 7.
Первые три части симфонии Шостакович создал в блокадном Ленинграде. Он объявил ленинградцем по радио, что пишет симфонию, и она посвящается городу Ленинграду. Так композитор поддержал боевой дух, придал сил бороться с фашистами и жить дальше.
Вскоре композитор был эвакуирован в Куйбышев (Самара), где написал последнюю четвертую часть произведения. Но самого произведения могло и не быть, так как при посадке в поезд в суматохе были потеряны вещи, в которых были рукописи. Только по чистой случайности они были обнаружены в грузах, адресованных на Урал.
Структура симфонии:
I
часть – «Мир и война»
II
часть – «Воспоминание о мире»
III
часть – «Родные просторы»
IV
часть – «Победа»
Первая премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в городе Куйбышев (Самара) и транслировалась по радио на всю страну.
Потом премьера прошла 29 марта в Москве, где во время концерта была объявлена воздушная тревога, но дирижёр решительно продолжал выступление. В Москве Седьмую симфонию играли 30 марта и 6 апреля. Шостаковичу присудили Государственную премию первой степени. И каждый раз композитор подчеркивал, что произведение посвящается городу Ленинграду.
После этого заговорили о том, чтобы симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Для премьеры произведения партитуру симфонии доставили в город на самолете. Лейтенант Василий Семенович Литвинов под непрекращающимся огнем фашистских зенитчиков привез в блокадный город медикаменты и четыре папки – партитуру Седьмой симфонии.
Но надо было расписать музыкальные партии под каждый инструмент. Переписывали вручную Григорий Фесечко (вторая скрипка) и Михаил Смоляк (тромбон). Согревая пальцы своим дыханием, они упрямо выводили чёрные значки нот. На листках партитуры часто встречается значок «в.т.» – воздушная тревога – композитор помечал, когда они звучали.
Состав симфонического оркестра Симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича
В оркестре радиокомитета осталось всего 15 музыкантов. Остальные либо эвакуировались, либо умерли от голода, либо стали дистрофиками, не способными даже передвигаться. Даже сам дирижёр был очень слаб.
Но, несмотря на это, уже в апреле 1942 года оркестр начал репетиции. Для восполнения численности оркестра с фронта были отозваны недостающие музыканты. Всем музыкантам для восстановления сил были выписаны дополнительные пайки, а исполнителям на духовых инструментах выдали продуктовые карточки для рабочих на 250 граммов хлеба.
Репетиции продолжались по пять-шесть часов утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Музыкантам были выданы специальные пропуска, разрешавшие ходить по ночному Ленинграду. Этому делу в Ленинграде помогали все, кто мог. Дирижёр вспоминал, что у Филармонии встретил незнакомого человека, который протянул ему кулек со словами «вам и оркестру» – 300 граммов крупы.
В городе появились афиши, извещавшие о том, что 9 августа в Большом зале Филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Шостакович узнал о ленинградской премьере, находясь в Куйбышеве (Самаре). Он поздравил дирижера Карла Элиасберга телеграммой и был очень благодарен всем артистам оркестра.
Второе исполнение было организовано 12 августа специально для моряков в Доме Военно-Морского Флота – желто-белом здании с огромной парадной лестницей и небольшим залом, на углу Одиннадцатой линии Васильевского острова и набережной Невы. 13 августа вновь играли в Филармонии. На Невском проспекте, где тогда у «Пассажа» продавали билеты в Филармонию, очереди на Седьмую не уменьшались, оркестр повторил ее в Филармонии 15, 16 и 20 августа. Сыграв симфонию в августе шесть раз, оркестр должен был перейти к другим программам. Всего за годы блокады Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета выступал не только по радио, но и дал 400 концертов.
С осени 1942 года началось «шествие» симфонии по городам Советской страны. Состоялись премьеры в Ереване, Саратове, Свердловске, Оренбурге, Алма-Ате, Фрунзе, Челябинске.
Зарубежные премьеры Седьмой симфонии состоялись 22 июня 1942 года в Лондоне и 19 июля 1942 года – в Нью-Йорке.
* * *
Была война, и город, и блокада,
Но в этот день в неистовой тиши
Играл оркестр под небом Ленинграда,
Все остальные звуки заглушив.
Гудели трубы, бешено вздымаясь,
Метался барабанной дроби град,
Звучала «Ленинградская»… седьмая,
И ей внимал блокадный Ленинград.
Альты и скрипки яростно визжали,
Настойчиво солировал кларнет,
И вражеские пушки замолкали,
Буквально обезумев в тишине.
Оттуда …, из блокадного кольца..,
Торжественная музыка звучала,
Она была поистине началом..,
Она была началом их конца!
И, как подбитый зверь, почуял враг
Тогда, в прохладный августовский вечер,
Что не сломить Великий Ленинград,
Что город ЖИВ, и жить он будет вечно!
А в зале, позабыв про боль и страх,
Сидели наши бабушки и деды.
И в их войной измученных глазах
Светилась вера в скорую Победу.
Для них, познавших смерч блокадных дней,
Была дороже всяческих сокровищ
Симфония, что выковал в огне,
Под бомбами великий Шостакович.
Бесшумный ветром пронеслись года.
И мы – их дети, правнуки и внуки –
Встаем, едва заслушав эти звуки,
И замираем, как они тогда.
И словно память тех блокадных дней,
Мы свято чтим сокровище сокровищ –
Симфонию, что выковал в огне
Наш легендарный Дмитрий Шостакович.
Наталья Смирнова
2. Звуковой ряд
- Воздушная тревога.
- Объявление «Район подвергается артиллерийскому обстрелу».
- Отбой «воздушной тревоги».
- Метроном.
- Седьмая Симфония Д.Д. Шостаковича. Часть 1 Главная партия.
- Мяуканье котов.
- Передача Ольги Берггольц от 16 октября 1941 года.
- Михаил Меланед. Сообщение о полном снятии блокады Ленинграда.
3. Экспонаты музея Радио
4. Краткие биографии блокадных поэтов, чьи стихи цитируются в экскурсии, и стихи, не вошедшие в основной текст
Азаров Всеволод (настоящее имя Илья Борисович Бронштейн). Русский советский поэт, публицист. Прошёл военным корреспондентом всю войну, участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождении Эстонии. На войне потерял всех родных. Умер в 11 апреля 1990 году в Ленинграде в возрасте 76 лет.
Берггольц Ольга Фёдоровна. Советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист. В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно выходила в эфир. На протяжении всей блокады тихий голос поэтессы поддерживал в ленинградцах победный дух, ее стихи вселяли надежду. Летом 1942 года поэтесса получила медаль «За оборону Ленинграда». После окончания войны именно ее слова были высечены на гранитной плите Пискаревского мемориального кладбища: «…никто не забыт и ничто не забыто». Умерла О́льга Фёдоровна 13 ноября 1975 года в возрасте 65 лет.
Гитович Александр Ильич. Русский поэт, переводчик. До начало войны жил и учился в Ленинграде. Во время Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от воинской службы, ушел в народное ополчение. Работал в газете «На защиту Ленинграда», совершил 14 боевых вылетов с летчиками. Был военным корреспондентом на Ленинградском и Волховском фронтах, участвовал в войне с Японией. Жил и творил в Ленинграде, умер 9 августа 1966 , в возрасте 57 лет.
Александр Гитович
Военный корреспондент
Мы знали всё: дороги отступлений,
Забитые машинами шоссе,
Всю боль и горечь первых поражений,
Все наши беды и печали все.
И нам с овчинку показалось небо
Сквозь «мессершмиттов» яростную тьму,
И тот, кто с нами в это время не был, –
Не стоит и рассказывать тому.
За днями дни. Забыть бы, бога ради,
Солдатских трупов мерзлые холмы,
Забыть, как голодали в Ленинграде
И скольких там не досчитались мы.
Нет, не забыть – и забывать не надо
Ни злобы, ни печали, ничего…
Одно мы знали там, у Ленинграда,
Что никогда не отдадим его.
И если уж газетчиками были,
И звали в бой на недругов лихих,
То с летчиками вместе их бомбили
И с пехотинцами стреляли в них.
И, возвратясь в редакцию с рассветом,
Мы спрашивали: живы ли друзья?
Пусть говорить не принято об этом,
Но и в стихах не написать нельзя.
Стихи не для печати. Нам едва ли
Друзьями станут те редактора,
Что даже свиста пули не слыхали, –
А за два года б услыхать пора.
Да будет так. На них мы не в обиде.
Они и ныне, веря в тишину,
За мирными приемниками сидя,
По радио прослушают войну.
Но в час, когда советские знамена
Победа светлым осенит крылом,
Мы, как солдаты, знаем поименно,
Кому за нашим пировать столом
Август 1943
Вольтман (Вольтман-Спасская) Варвара Васильевна. Поэтесса. Вместе с дочерью жила в блокадном Ленинграде. В июле 1942 года после ранения попадает в Ташкент. Вернулась в Ленинград после войны. В 1965 году готовит к изданию книгу «В кольце», в которую вошли блокадные и послевоенные стихи. Книга увидела свет в 68-ом, уже после смерти автора. Умерла Варвара Васильевна Вольтман-Спасская в июле 1966 года в возрасте 65 лет.
Воронов Юрий Петрович. Советский поэт, журналист, общественный деятель. Родился в Ленинграде в семье профсоюзного работника. Во время блокады шестиклассник Юра был бойцом аварийно-восстановительной службы, спасал уцелевших под развалинами. Пережил блокаду Ленинграда. Был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Много лет проработал главным редактором «Комсомольской правды», «Знамя», «Литературная газета». Умер в Москве 5 февраля 1993 в возрасте 64 года.
Юрий Воронов
Нас мучают бомбежки и
обстрелы.
Враги наш город покорить грозят.
Все больше мертвых на дорогах белых.
Но знаем мы:
Не сдастся Ленинград!
Мы ждем весну:
Она должна явиться!
Растает снег, деревья зацветут.
И солнце отогреет наши лица,
И над домами птицы запоют.
Нам тяжело.
Но мы о счастье бредим.
И зря фашисты
Гибелью грозят:
Кто думает о будущей победе,
Кто ждем весну –
Тех победить нельзя.
Инбер Вера Михайловна. Русская советская поэтесса и прозаик, переводчица, журналистка. Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, где ее муж работал директором 1-го Медицинского института. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Умерла Вера Инбер в Москве 11 ноября 1972 в возрасте 82 лет.
Маршак Самуил Яковлевич. Русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. В годы Великой Отечественной войны был в Москве, активно работал в жанре сатиры, публиковал стихи в газете «Правда» и создавая патриотические плакаты, где высмеивал немецких солдат и Гитлера. Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве в возрасте 76 лет.
Муратов Николай Евгеньевич. Русский советский художник-график, Заслуженный художник РСФСР. С первых дней Великой Отечественной войны стал солдатом Противовоздушной обороны (ПВО), регулярно нёс службу на крыше выставочного зала Ленинградской организации Союза художников РСФСР (ЛОСХ), тушил зажигательные бомбы. В то же время работал над созданием политических плакатов – к концу 1941 года были изданы в почтовых открытках пять из приблизительно двадцати нарисованных. Николай Евгеньевич умер в 1992 году в Санкт-Петербурге в возрасте 84 лет.
Николай Муратов
Как съели кукол
От голода спасенья нет нигде…
Но жив еще, коль мысли о еде.
Когда ж ты равнодушно лег в кровать…
«Нет. Рано, рано, рано умирать!»
По комнате бродил я как в бреду.
Хотя бы крошку, думалось, найду.
Искал в буфете, на полу в пыли.
Скелетик рыбный откопал в щели.
Но разве костью голод утолишь…
Приходят, наконец, покой и тишь…
Без сил валюсь в холодную постель.
Борьба за жизнь? Какая канитель!
На стол бросаю равнодушный взгляд:
Модели кукол выстроились в ряд.
Шушара – для спектакля «Буратино».
Лепил давно тот длинный нос крысиный.
Рисунки, лепка – это был мой хлеб.
Мой хлеб… Мой хлеб!..
Я вдруг оглох, ослеп…
Остановилось сердце там – в груди!
Одну лишь только память разбудил!
Я куклы до войны лепил из хлеба!
Из мякиша! А может это небыль!
А может сон иль обморок опять?
Но как проверить?
Просто взять и встать!
Признаюсь вам: я не любитель крыс.
Но эту б с удовольствием разгрыз.
Жаль, откусить не смог и полноги,
Ведь зубы все шатались от цинги.
Шушара мне была не по зубам.
Пришли друзья. Так что же делать нам?
Размачивали кукол до утра.
Вся краска с них снялась, как кожура.
Вот из Шушари вынули каркас.
И варево вскипело в тот же час!
Да с перцем, солью, лавровым листом!
Вкуснее ничего не ел потом…
Симонов Константин Михайлович. Русский советский поэт, писатель, общественный деятель, журналист, военный корреспондент. С началом войны призван на фронт в качестве корреспондента, публиковался в «Известиях», газете «Боевое знамя». Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе. После Одессы участвовал в боевом походе подводной лодки Л-4. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин .После войны работал главным редактором журнала «Новый мир». Получил награды и премии за мужество на фронте и за литературное творчество. Занимался политикой и был депутатом. Умер в Москве 28 августа 1979 года в возрасте 64 лет.
Константин Симонов
С
чего начинается память – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране, где непомнящих – нет,
Попробуем это представить…
Рождественский Роберт Иванович (имя при рождении – Роберт Станиславович Петкевич; 20 июня 1932, село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне – Алтайский край – 19 августа 1994, Москва). Советский и российский поэт и переводчик, автор песен. Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников». Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.
Роберт Рождественский
Минута молчания
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, – помните!
О тех, кто уже никогда не споет, – помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена на бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните!
5. СЛОВАРЬ ЭКСКУРСОВОДА
АРТОБСТРЕЛ – обстрел позиций
и объектов противника из артиллерийских орудий
АЭРОСТАТ – воздушный шар,
летательный аппарат легче воздуха
БАРЕЛЬЕФ – изображение на плоскости,
в котором фигуры слегка выступают над поверхностью
БЕЖЕНЕЦ – человек,
оставивший место своего жительства вследствие войны
БЛОКАДА – окружение войск противника
с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью
прекращения его отношений с внешним миром
БОМБОУБЕЖИЩЕ – специальное укрытие
(в домах, в земле), защищающее от поражения авиабомбами
БУРЖУЙКА – железная печка-времянка
ВАРВАР – невежественный, грубый,
жестокий человек
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (22 июня
1941 – 9 мая 1945 гг.) — война Союза
Советских Социалистических Республик (СССР) против вторгшихся на советскую
территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии,
Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). Важнейшая составная часть Второй
мировой войны, завершившаяся победой Красной Армии и безоговорочной
капитуляцией вооружённых сил Германии
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1 сентября
1939 – 2 сентября 1945 гг.) – вторая
в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, Италией и
Японией. В войну было втянуто 61 государство с населением 1,7 миллиарда
человек. Военные действия велись на территории 40 государств, а также на
морских и океанических театрах. Главной причиной Второй мировой войны стал курс
Германии и ее союзников на насильственный передел мира
ГОСПОДСТВОВАТЬ – обладать властью,
преимуществом над кем (чем)-нибудь или где-нибудь
ДЕМОНСТРАЦИЯ – массовое шествие для
выражения общественно-политических настроений
ДИСТРОФИК – больной дистрофией
ДИСТРОФИЯ – расстройство, нарушение
питания тканей и органов
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО – фильм, в
основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ БОМБА – зажигалка
(разг.). Боевой припас (бомба) предназначенный для вызывания пожаров
ИЗОЛЯЦИЯ – лишение соприкосновения с
окружающей средой
КАЗАРМЕННОЕ ПООЖЕНИЕ – положение,
при котором обязательно безотлучное пребывание в воинской части или на
предприятии, т.е. постоянное и неотлучное нахождение на своем месте (днем и
ночью)
КАНОНАДА – сильная частая
стрельба из многих орудий
КЕРОСИН – горючая жидкость, продукт
перегонки нефти
КЕРОСИНКА – керосиновый прибор с
фитилями, служащий для приготовления пищи. Прибор заправляется керосином
КИНЕМАТОГРАФ (синематограф) –
отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений
МАССИРОВАННЫЙ – производимый большим
количеством
МОБИЛИЗАЦИЯ – перевод вооруженных
сил из мирного состояния в полную боевую готовность
МОБИЛИЗОВАТЬ – произвести мобилизацию
армии
ОБОЗ – вереница (несколько) повозок
с лошадьми
ОККУПИРОВАННЫЕ РАЙОНЫ – территория,
в которую вторглись вражеские военные силы и укрепили свои позиции
ОКОП – укрытие для стрельбы в виде
рва с насыпью
ПОЛЧЕНИЕ – войско, созданное в
помощь регулярной армии из добровольцев
ОРДА – толпа, банда
ОТРЯД МПВО – молодежные
добровольческие формирования МПВО (местная противовоздушная оборона),
создавались для помощи жителям города во время блокады
ОЧЕРК – небольшое литературное
произведение, краткое описание жизненных фактов
ПАМФЛЕТ – разновидность
художественно-публицистического произведения, обычно направленного против
политического строя в целом или его отдельных сторон
РЕВОЛЮЦИЯ – коренной или резкий
переворот
САТИРИЧЕСКИЙ ПАМФЛЕТ – жанр
сатирический (смешной), в котором нередко присутствуют ирония и сарказм, злой
юмор
СПЕКУЛЯНТ – лицо, которое занимается
скупкой или перепродажей товаров с целью наживы, личного обогащения
СПОНСОР ПРОЕКТА – лицо, которое
вкладывает свои деньги в определенное мероприятие. Инвестор
ТАПЁР – музыкант, пианист,
сопровождавший своим исполнением фильмы
ФОРМАЛИЗМ – следование правилам
ШИРМА – комнатная складная
переносная перегородка из рам, обтянутых материей
ЭВАКУАЦИЯ – мероприятие по
организованному вывозу (выводу) людей
ЭПИДЕМИЯ – широкое и массовое распространение
заразной болезни
6. Источники информации
Научная, учебная и специальная литература:
- Бубликова Г.Г., Ловянкова А.Ф., Ханукаев А.Н.. Шагалов А.З., Шамшур В.П. «Мы вышли из блокадных дней …», СПб., ГосНИОРХ, 1993
- Буров А. В. Блокада день за днем. Л.: Лениздат, 1979. «МАРТ 1942 ГОДА» URL:http://blokada.otrok.ru/library/burov2/10.htm
- Воскобойников В. «Санкт-Петербург». СПб. Золотой век. Норинт, 2003
- Гитович А. Песня Победы: Стихотворения. Ленинград, «Детская литература», 1985 г. С. 35-36
- Дмитриев В.К. «… Была война, была блокада…». Рассказы для детей. СПб, Корона принт, 2013
- Ефимовский Е. «Спасенный Петербург». СПб, «Левша», 2010
- Колпакова Д.Б., Суслов В.Н. «Был город фронт, был была блокада …». Ленинград, «Детская литература», 1984
- Кудрявцева Т. «Маленьких у войны не бывает». СПб. «Акварель, «Книжная лаборатория», 2015
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2016
- Хентова С.М. «Шостакович в Петрограде-Ленинграде». Лениздат, 1979
Электронные ресурсы:
- Блокадная парикмахерская. Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org
- Брусянин В. Блокадный киносеанс. Заметки подростка из осажденного Ленинграда. «МК в Питере», 22.01.2014. https://spb.mk.ruhttps
- Василинич П. В., Скребкова К. Ю. «Седьмая симфония Д. Шостаковича: прошлое и настоящее» // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. http://e-koncept.ru/2015/65330.htm
- Всемирная История. XX век в Истории России. «Июльский кризис. Конец двоевластия» // История России, 2017. http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/iyulskij-krizis-konec-dvoevlastiya.html
- «Ленинград. Блокада. Коты». // Деловой Петербург, АО «ДП Бизнес Пресс». Январь 2011. http://blog.dp.ru/post/1273
- Егорова И. «Слушай, родная страна, с тобой говорит Ленинград!». «Вечерний Петербург» № 186 (25455). 12.10.2015. http://www.vppress.ru/stories/Slushai-rodnaya-strana-s-toboi-govorit-Leningrad-28155
- Егорова У. «Говорит Ленинград!»: история ленинградского радио. // city-weekend. Октябрь 2015. http://www.cityspb.ru/blog-747615/0
- Изакова Ольга. «Как кошки спасли блокадный Ленинград от нашествия крыс» // Сайт «Роберт Хайнлайн» рубрика «Животные и праздники», 09.05.2017. http://tailytales.ru/2017/05/09/9197/
- История кинотеатра «Родина» https://rodinakino.ru/about/history
- ИТАР-ТАСС в рамках проекта «Ленинградская победа-70» рассказывает о 50 последних блокадных днях. https://tass.ru/spb-news/888846
- «Как работало радио в годы блокады в Ленинграде». // Петербургский Дневник. Январь 2014. https://www.spbdnevnik.ru/news/2014-01-21/kak-rabotalo-radio-v-gody-blokady-v-leningrade/
- Константинова Анна. ««Юный фриц» — реинкарнация возможна». «Петербургский театральный журнал». 2010–2017. Июнь 2010. http://ptj.spb.ru/archive/62/nora-62/yunyj-frits-reinkarnaciya-vozmozhna
- Мархасёв Л. «Судьба Дома радио». // Журнальный зал в РЖ. «Русский журнал», 1996 – 2017. Сентябрь 2003. http://magazines.russ.ru/neva/2003/9/marhas.html
- Музей кино в Санкт-Петербурге https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/muzei/muzey-kino-v-sankt-peterburge/
- О театре. Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени. http://www.demmeni.ru/?id=114
- Петроградское губернское кредитное общество – Кинотеатр «Родина». http://www.citywalls.ru/house3624.html)
- Радио «Петербург» // ОАО Телерадиокомпания «Петербург», 1998–2017. URL: http://www.5-tv.ru/radio/
- Репина А. «На Итальянской хранят память о блокаде». «Вечерний Петербург». 2009-2017. URL: http://www.vppress.ru/stories/Na-Italyanskoi-khranyat-pamyat-o-blokade-28007
- Санитарная очистка города, 1942. Большая Российская Энциклопедия. Академик, 2000-2019. URL:https://dic.academic.ru/
- Фотоколлажи Сергея Ларенкова в «Ковчеге» // «ВКонтакте» — социальная сеть 2017. URL: https://vk.com/event43559374
- Хватова Я. «Блокадный словарь» «Аргументы и Факты», Январь 2016 г. http://www.spb.aif.ru/society/people/blokadnyy_slovar_15_slov_osazhdennogo_leningrada