Автор: Сорокина Софья, 8 б класс
Руководитель: Благодыр Анна Николаевна
ГБОУ СОШ № 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена Диплома III степени на районном конкурсе авторских экскурсий, 2020 год
Пешеходная экскурсия «Площадь Ломоносова» предназначена для учащихся начальных классов. Продолжительность экскурсии около 90 минут.
Маршрут экскурсии
1 остановка – Мост Ломоносова
2 остановка – Набережная реки Фонтанки, д. 55
3 остановка – Академия балета им. А.Я. Вагановой
4 остановка – Министерство народного просвещения Российской империи
5 остановка – Министерство внутренних дел Российской империи
6 остановка – Памятник М.В. Ломоносову
ВСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, меня зовут Соня, и сегодня я вам расскажу о площади Ломоносова и некоторых постройках, окружающих эту площадь.
На заре истории Петербурга, в начале XVIII века, когда этот район был просто-напросто городской окраиной, на месте будущей площади располагались сады Аничкова дворца. В первой трети XIX века архитектору Карлу Росси, автору построек Александрийского театра, Главного штаба и триумфальной арки, здания Сената и Синода, поручили сделать перепланировку усадьбы дворца и всех прилегающих территорий.
Примерно тогда и возникла площадь, но своё
нынешнее название она получила не сразу. В самом начале своей историиэто была площадь Чернышева.
Так же назывался и нынешний мост Ломоносова, и нынешняя улица Ломоносова. Она
получила название в честь графа Петра Чернышева.
Статский советник, генерал-аншеф, граф Чернышев
был дипломатом во многих европейских столицах, таких как Берлин, Париж, Лондон,
Копенгаген и др. Он участвовал в Азовском походе, сражениях при Нарве и
Полтаве. Постоянно служа в России и много времени проживая за границей, граф
редко появлялся в Санкт-Петербурге, но имел рядом с Фонтанкой большое и богатое
имение, земли которого распространялись на те места, где располагался переулок,
мост и будущая площадь Ломоносова.
В центре площади в 1870-х годах разбили сквер. Работы по его созданию вёл знаменитый петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов, потребовавший от Санкт-Петербургской Городской думы навести на площади порядок. Вскоре в сквере перед зданием Министерства народного просвещения установили памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, в честь которого площадь в годы советской власти была переименована в площадь Ломоносова.
ОСТАНОВКА № 1. МОСТ ЛОМОНОСОВА
Сейчас мы находимся возле моста Ломоносова. Как я уже говорила, мост долгое время носил название Чернышев мост. Но когда мост только простроили, он получил ещё одно название, связанное с одной из императриц Российской империи. Её прозвали Великой. И вы, наверное, догадались, о ком идёт речь?
Да, сперва мост назывался Екатерининским, в честь императрицы Екатерины II. Но такое название продержалось совсем недолго, и уже к моменту капитальной перестройки в 1785 году он назывался Чернышёв, так же, как и подходящий к нему переулок.
Первоначально
мост был деревянным. В 1785–1787 гг. ветхий деревянный мост разобрали и
построили на этом месте новый каменный по проекту инженера Ж.Р. Перроне.
Это было массивное сооружение с тремя арочными пролетами. Два крайних были каменными, а центральный – деревянным. Центральный пролет разводили с помощью подъемных механизмов, установленных в четырех гранитных башнях. Со временем судоходство по Фонтанке сократилось, и разводной пролет потерял свою функцию. Некогда необходимые для развода моста тяжелые цепи, теперь свисали между четырьмя башнями, служа своеобразным декором этого строения. Башни моста похожи на открытые беседки, сверху которых находятся искусно вырубленные из серого гранита сферические купола, с шаровидными золочеными урнами. Ограждения моста были решены довольно просто. Они повторили узор набережной реки Фонтанки.
Особенность моста Ломоносова заключаются в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины.
Мост Ломоносова сохранил свой архитектурный облик почти неизменным. Однако решения о его перестройке и даже сносе всё же были. Были представлены и одобрены проекты совершенно новых конструкций. А всё потому, что проезжая часть переправы была слишком узкой для растущего города и инфраструктуры. По мнению Городской думы, башни мост не украшали, а только мешали проезду. Перестраивать мост с сохранением башен было дороже, и такая трата виделась невыгодной. Архитекторы Г.Г. Кривошеин и В.П. Апышков разработали совершенно новый проект, по которому предполагалось разобрать старый мост полностью и возвести новый, со стальным пролётным строением. Проект был одобрен, но его осуществлению помешала первая русская революция 1905 года.
В начале XX века мост был капитально отремонтирован. Руководил работами архитектор А.П. Пшеницкий. Опоры и своды моста полностью переложили, часть гранитных блоков заменили новыми. Вместо деревянного строения на месте бывшего разводного пролёта установили стальные балки.
Давайте рассмотрим фонари моста. Что вы видите?
В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков (каменных сооружений в виде столбов, сужающихся кверху) с гранёными фонарями. На специальных конструкциях, кронштейнах, служащих в данном случае для крепления на обелиске выступающих частей, располагаются золочёные фигурки морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день.
А теперь давайте перейдём к следующей нашей остановке и познакомимся со зданием, которое было примечательно своими жителями.
ОСТАНОВКА № 2. НАБЕРЕЖНАЯ РЕКИ ФОНТАНКИ, Д. 55
Мы с вами подошли к бывшему Доходному дому Ветошкиных. Знаете ли вы, что такое доходный дом?
Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду.
В середине XIX века этот дом на Фонтанке был каменным и трёхэтажным. Уже тогда в доме существовала гостиница «Европа», одна из старейших в городе, которой суждено было продержаться в этом доме вплоть до XX века. При создании знаменитого ансамбля Александринского театра архитектор К.И. Росси предполагал включить в ансамбль и участок с этим домом, но Дирекция императорских театров видимо не смогла договориться с домовладельцами и выкупить участок.
В течение полувека домом владели представители семейства купцов Ветошкиных-Полежаевых, здесь же располагалась их фруктовая лавка. В 1863 году И.М. Ветошкин решил кардинально перестроить существующий дом, надеясь в будущем извлекать из него наибольшую прибыль. В доме появились подвалы, увеличилась этажность со стороны двора – корпуса надстроили до пяти этажей, а лицевой по Фонтанке и Чернышёвой площади стал четырёхэтажным. Строительными работами занимался архитектор Р.Е. Бергман. В начале XX века новый владелец С.Н. Полежаев, родственник Ветошкиных, поручил архитектору П.И. Гилеву надстройку дома ещё одним этажом и переделку всех интерьеров.
Известной жительницей этого дома была Екатерина Павловна Корчагина-Александровская, которая поселилась здесь в 1915 году и прожила в этом доме вплоть до своей смерти.
Известно ли вам, кем была Екатерина Павловна Корчагина-Александровская? Думаю, что нет.
Е.П. Корчагина-Александровская – российская советская актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Она играла в Московском театре Е.Н. Горевой, в Санкт-Петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской, театре Н.Д. Красова, в театре Литературно-художественного общества. А с 1915 года и до конца жизни выступала на сцене Александрийского театра. Начиная с первых лет существования советского кинематографа снималась в кино. На этом здании установлена мемориальная доска в память Екатерины Корчагиной-Александровской.
С 1905 по 1912 год в доме
снимала небольшую квартиру Лидия Алексеевна Чурилова, более известная Лидия
Чарская. Это имя вам вряд ли что скажет, но в своё время она была известна как
детская писательница и актриса. Работе в Александринском театре Лидия Алексеевна
посвятила более шести лет.
В период работы на сцене Лидия взяла себе псевдоним Чарская, который придумала на базе слов «чары» и «очарование». Несмотря на все старания, театр приносил Чарской весьма скромный доход, и она решила попробовать свои силы в литературном творчестве.
Лидия посвятила литературному творчеству более двадцати лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Наиболее известны книги: «Сибирочка», «Смелая жизнь», «Записки маленькой гимназистки». Несмотря на популярность писательницы, издательства не спешили платить ей достойные гонорары. После революции книги Чарской стали массово запрещать, как и книги многих писателей дворянского происхождения. Книги Чарской были причислены к бульварной литературе, то есть к повествовательным книгам без художественного и культурного значения.
Также в этом доме находилась квартира российского революционера Леонида Борисовича Красина.
Рисунок 17. Камин в бутик-отеле «Росси»
10 декабря 1905 года на совещании членов центрального и петербургского комитетов РСДР (российская социал-демократическая рабочая партия) под руководством Владимира Ильича Ленина обсуждался вопрос о помощи Московскому вооружённому восстанию – первой русской революции. Сейчас в здании располагается бутик-отель «Росси». Новые владельцы по возможности постарались сохранить старые интерьеры. В ходе
работ был расчищен лепной декор во многих комнатах, но сохранились старинные камины и печи.
А сейчас мы поговорим о балете, и я предлагаю пройти к Академии балета им. А.Я. Вагановой.
ОСТАНОВКА № 3. АКАДЕМИЯ БАЛЕТА ИМ. А.Я.
ВАГАНОВОЙ
Почти 250 лет тому назад, в 1738 году, придворный балетмейстер, француз по национальности, Ж.-Б. Ланде) писал императрице Анне Иоанновне: «Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей, шесть мужского и шесть женского пола, для составления балетов и театральных танцев комического и серьезного характера. Эти ученики… через три года ни в чем не будут хуже лучших иноземных танцевальщиков». В мае того же года был подписан указ об открытии «Танцевальной школы». Около 1780 года она была переименована в «Театральное училище», сохранив это название до начала XX века.
Среди первых преподавателей было много иностранцев. Они добросовестно трудились, развивая незаурядные способности русских девушек и юношей. Ф. Гильфердинг, итальянские балетмейстеры Г. Анджолини и Д. Канциани и, наконец, знаменитый французский балетмейстер Ш. Дидло заложили фундамент русского профессионального хореографического образования.
Русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, одна из величайших балерин XX века, Анна Павлова являлась выпускницей Академии русского балета имени Вагановой. Мировая слава Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской, Веры Трефиловой, Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского и многих других так же увенчала безусловные достижения школы петербургского балета.
Петербургский балет был неразрывно связан со школой; «властителями дум» молодежи были знаменитые балетмейстеры XIX века Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. Петипа. Эти мастера-иностранцы не находили применения своим силам на родине, где уже во второй половине XIX века в балете царил застой. Первые европейские успехи воспитанниц Петербургского училища Е. Андреяновой, Т. Смирновой, Н. Богдановой, М. Муравьевой показали не только их талантливость, но и высокий уровень хореографического искусства в России. В последующие годы в училище преподают разные по своим творческим устремлениям мастера: Е. Вазем, П. Гердт, А. Ширяев, М. Обухов, Н. Легат, К. Куличевская, М. Фокин. Их усилиями на рубеже веков окончательно складывается русская школа хореографии, которая, переняв мягкость и изящество французской школы и виртуозное мастерство итальянцев, создала свой собственный гармоничный стиль.
Сегодня санкт-петербургская балетная школа называется Академией русского балета и носит имя Агриппины Вагановой.
Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская
артистка балета, балетмейстер и педагог.
Агриппина Ваганова была выпускницей Театрального училища, а также его педагогом.
Огромную роль в истории балета сыграла выпущенная А. Вагановой книга «Основы классического танца», переведенная на многие языки за рубежом и в нашей стране. Вагановская методика стала основой для обучения учащихся во всех хореографических школах нашей страны.
Постановлением Совета Министров СССР 1957 года училищу было присвоено имя А.Я. Вагановой, а через четыре года звание «академического».
Как вы думаете, сколько длится обучение в академии балета? В самом начале в академии серьезно обучали чисто профессиональному ремеслу в течение семи лет, но общее образование было на весьма невысоком уровне. В настоящий момент обучение длится 7 лет и 10 месяцев. Ученики поступают в академию на базе начального образования. Учащиеся параллельно со специальными предметами изучают и общеобразовательные с добавлением ряда дисциплин (история балета, теория музыки и т.д.).
В старинное здание на улице Зодчего Росси, где сама архитектура созвучна русской классической хореографии, каждый год приходят новые малыши.
А через восемь лет обучения в знаменитой своим прошлым и настоящим школе балета эти «гадкие утята» становятся прекрасными «лебедями», которые разлетаются по всей стране, умножая славу Вагановского училища.
А теперь предлагаю перейти к следующей нашей остановке, к Министерству народного просвещения Российской империи.
ОСТАНОВКА № 4. МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Мы с вами подошли к зданию, где некогда размещалось Министерство народного просвещения Российской империи.
В противоположность величественному и пышному зданию Александрийского театра, обильно украшенному скульптурой, фасады министерства отличаются простотой и чёткостью архитектурных форм.
Здание было выстроено по проекту К.И. Росси. Строительство и отделка здания продолжались 11 лет. Следует назвать имена архитекторов И.И. Шарлеманя, В.А. Глинки, Ф.И. Руска, А.Ф. Щедрина, которые занимались внутренней планировкой здания и отделкой квартиры министра. Из парадных помещений особенно интересен так называемый Белый или Танцевальный зал в бывшей квартире министра народного просвещения, декорированный колоннами и частично сохранивший лепной потолок. Проект зала принадлежит архитектору А.Ф. Щедрину.
Министерство народного просвещения – центральное государственное учреждение в Российской империи, ведавшее вопросами образования и науки.
Первым учреждением для управления образованием в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, образованная в 1782 году. Мысль об организации с той же целью более широкого учреждения возникла вслед за воцарением Александра I и разрабатывалась в известном неофициальном комитете государя. И 8 сентября 1802 года Александром I был подписан указ об учреждении 8-ми министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министерство народного просвещения имело целью «воспитание юношества и распространение наук». Его главным органом было главное правление училищ, в состав которого входили попечители университетов и учебных округов. Важнейшей задачей этого органа считалось именно учреждение университетов.
Указ 1802 г. вверял ведению Министерства «типографии частные и казенные, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов». Кроме главного правления училищ, учреждены были еще департамент народного просвещения и цензурный комитет, но последний вскоре отошел к Министерству полиции.
В 1810 г. к ведомству Министерства отнесены «все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовных, военных и подлежащих ведению какой-либо отдельной части управления». К Министерству были присоединены дела всех вероисповеданий, но вcкоре духовные дела православного исповедания были отделены от Министерства и переданы в ведение синода. Дела иностранных вероисповеданий отошли к Министерству внутренних дел.
Однако заогромными оконными проёмами второго этажа, расположенными над арками, находился православный домовый храм Министерства народного просвещения – церковь, освящённая во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм был устроен по инициативе князя П.А. Ширинского-Шихматова. Автором его внутренней отделки был, вероятно, А.Ф. Щедрин.
В здании Министерства народного просвещения работала и 6-я Санкт-Петербургская классическая мужская гимназия, но вскоре для неё поблизости построили отдельное здание.
Также с 1845 года на первом этаже здания разместилось Русское Географическое Общество. Оно находилось в казённой квартире Владимира Ивановича Даля, жившего в то время в этом здании.
Наверное, вы слышали о Владимире Ивановиче Дале – русском писателе, этнографе и лексикографе, создателе «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого у него ушло 53 года. Владимир Даль был одним из членов-учредителей Географического общества. Впоследствии для Русского географического общества было простроено новое здание в Демидовом переулке.
Сейчас в здании бывшего Министерства народного просвещения находится Комитет по градостроительству и архитектуре. Также на здании можно увидеть некоторые исторические справки на каменных летописях Санкт-Петербурга.
Мы познакомились с вами с одним из государственных учреждений Российской империи. Но, буквально пройдя несколько метров, можно увидеть ещё одно государственное учреждение, а именно Министерство внутренних дел Российской империи. Давайте дойдем до этого здания.
ОСТАНОВКА № 5. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Здание на набережной Фонтанки возведено в 1830-х годах по проекту архитектора Карла Росси при участии Иосифа Шарлеманя.
8 сентября 1802 года был утверждён манифест Александра I «Об учреждении министерств» Министерство внутренних дел Российской империи было создано наряду с другими Министерствами Российской империи. Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей.
Первоначально МВД выполняло хозяйственные функции: занималось устройством продовольственных магазинов, регулировало экспорт хлеба и организовывало снабжение населения солью, ведало полицией и пожарными командами, вело сбор сведений о различных происшествиях в империи, управляло казёнными фабриками и заводами, следило за состоянием дорог и руководило строительными работами, ведало больницами.
Министерство должно было иметь попечение о производительных силах страны и быть совершенно чуждым функций полиции охранительной. Этот характер МВД изменился с присоединением к нему Министерства полиции. МВД начало выполнять функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны тюрем, цензуры.
Особое положение МВД среди других министерств обуславливалось не только многочисленностью, разнообразием и важностью его функций, но и тем обстоятельством, что оно ведало, прежде всего, полицией, а принудительное осуществление всех вообще распоряжений правительства, к какому бы министерству оно ни относилось, совершалось, по общему правилу, именно полицией.
Во главе Министерства внутренних дел стоял министр. Министру внутренних дел были даны два товарища, права которых определялись особыми постановлениями. Совет министра составляли руководители департаментов, специально назначенные императором чиновники, а также главы всех, кроме православной, религиозных вероисповеданий России. Департамент общих дел ведал делопроизводством по личному составу МВД, делами по дворянским выборам, по вопросам о правах состояния, о сооружении памятников.
Департамент полиции сосредотачивал в себе главное заведование делами общей полиции; ему подчинялись все полицейские органы в государстве.
Хозяйственный департамент ведал делами по народному продовольствию, общественному призрению, городскому общественному управлению, по утверждению церковных обществ, братств и попечительств.
За 115 лет существования МВД Российской империи сотрудники награждались многими государственными наградами. Например, высшей наградой Российской империи – орденом Андрея Первозванного было награждено 22 высших должностных лица министерства. Среди них начальник жандармерии А.Х. Бенкендорф, генерал-губернатор Москвы Д.В. Голицын, министры внутренних дел Л.А. Перовский, С.С. Ланской, Д.А. Толстой.
А теперь я предлагаю вам пройти к последней остановке и познакомиться с памятником выдающемуся человеку, в честь которого названа эта площадь, с памятником М.В. Ломоносову.
ОСТАНОВКА № 6. ПАМЯТНИК М.В. ЛОМОНОСОВУ
Мы с вами подошли к памятнику Михаилу Васильеву Ломоносову. Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765), первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Он основал первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет, который был открыт в 1755 году. Многочисленные открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания.
И это не единственный памятник М.В. Ломоносову в Петербурге. Ещё один находится возле Санкт-Петербургского государственного университета, на пересечении Менделеевской линии и Университетской набережной.
Ломоносов был студентом этого университета, и спустя годы был назначен его ректором.
Но вернёмся к памятнику М.В. Ломоносову на площади Ломоносова. История памятника началась с того, что в марте 1890 г. Санкт-Петербургская Городская Дума решила установить памятник М.В. Ломоносову в сквере на Набережной Фонтанки у Чернышёва моста. Автором памятника выступил русский скульптор и академик Пармен Петрович Забелло, которого порекомендовал гласный Санкт-Петербургской городской думы Николай Леонтьевич Бенуа. Проект постамента памятника разработал архитектор Антонин Сергеевич Лыткин.
Бюст Ломоносова, а также барельефы на постаменте были отлиты на бронзолитейном заводе Адольфа Морана. Эта фабрика изготавливала роскошные люстры, фонтаны, часы и чернильницы, а также множество других художественных изделий из бронзы. Наиболее известными работами были гигантские люстры для петербуржского Исаакиевского собора, двери для храма Христа Спасителя, бронзовые памятники русским царям и великолепные люстры для некоторых дворцов.
Бронза фабрики Морана сохранилась не только в государственных музеях и частных коллекциях, но стала и достоянием многих российских городов. Завод отлил порядка семидесяти памятников из сукрасной бронзы, которые в дальнейшем были размещены по всей России. Это памятник писателю Н.В. Гоголю в Москве, памятники композитору М.И. Глинке, мореплавателю И. Крузенштерну, императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге и другим известным российским деятелям.
Постамент памятника Ломоносову был создан в мастерской скульптора К.О. Гвиди из серого гранита, основание – из красного пютерлакского гранита.
Лицевая часть постамента памятника Ломоносову украшена барельефом, который изображает читающего сельского мальчика – образ Ломоносова в детстве.
Проект надписей на постаменте разработал гласный Городской Думы И.И. Домонтович. Надпись на лицевой части постамента гласит:
Михаил Васильевич Ломоносов
Родился близ г. Холмогор
в 1711 году
Скончался в С. Петербурге
4 апреля 1765 года
На обратной стороне постамента выбиты стихи А.С. Пушкина:
Невод
рыбак расстилал
по брегу студеного моря,
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака,
Мрежи иные тебя ожидают,
Иные заботы.
Будешь умы уловлять,
Будешь помощник Царям!
Пушкин
Воздвигнут
в 1892 году
Петербургским городским
Общественным Управлением
На этом моя экскурсия подходит к концу. Мы с вами познакомились с площадью Ломоносова, вспомнили и узнали, надеюсь, много нового о балете, государственных учреждениях и других постройках на площади Ломоносова. Если у вас остались какие-нибудь вопросы, то буду рада на них ответить.
Список источников информации
- https://sites.google.com/site/istoriksergeylebedev/istoria-za-fasadom/istoria-plosadi-lomonosova
- https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/mesta/dokhodnyy-dom-i-m-vetoshkina-otel-rossi-/
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/ministierstvo_vnutriennikh_diel
- http://www.citywalls.ru/house8521.html?s=n69jmbl8fbmov5c47nirkf4cj1
- 5.https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
- http://www.citywalls.ru/house23.html
- http://fotopitera.ru/2012/09/06/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BC-%D0%B2-%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%83-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8-%D0%BB%D0%BE%D0%BC/
- https://www.belcanto.ru/vaganova_academy.html
- http://palmernw.ru/mir-piter/lomonosov_most/lomonos_most.html
- https://mostotrest-spb.ru/bridges/lomonosova
- http://www.citywalls.ru/house23.html
- http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196888