Автор: Арсенкова Дарья, 4 класс
ГБОУ школа № 375 Красносельского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Лагутенко Ольга Игоревна
ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» , ЭБЦ «Крестовский остров»
Работа удостоена Диплома I степени на городском конкурсе «Новый век – новые ресурсы» (номинация «Экскурсия»)»,
2021 год
Пешеходная экскурсия «Неизведанный Павловск. Парк Мариенталь» рассчитана на группу детей 7–10 лет (начальная школа) не более 15 человек в сопровождении 2–3 взрослых. Продолжительность экскурсии 1,5–2 часа.
Цель экскурсии
Зародить интерес к изучению природы родного города.
Задачи экскурсии
- Познакомить школьников начальной школы с парком Мариенталь и его природой.
- Обратить внимание на экологические проблемы. Вызвать желание помогать природе.
Маршрут экскурсии
Остановка 1. Трельяжная лестница
Остановка 2. Лишайник
Остановка 3. Береза и гриб трутовик настоящий
Остановка 4. Река Славянка
Остановка 5. Следы бобров
Остановка 6. Гнезда
Остановка 7. Делаем кормушку
Карта
ВСТУПЛЕНИЕ
Добрый день, участники нашей экскурсии. Меня зовут Даша, и я приглашаю вас сегодня посетить парк Мариенталь. Все вы, конечно, бывали в Павловске и знаете Павловский парк. Он известен своей красотой. Парк Мариенталь не менее красив и интересен. Сегодня мы познакомимся с некоторыми животными и растениями парка.
Расскажу немного о парке. Парк был основан в 1790-х годах по проекту архитектора Камерона. Тогда же был построен дворец Мариенталь. А в 1798 году на месте дворца сооружена крепость «БИП». Ее мы сегодня обязательно увидим.
В центре парка «Мариенталь» находится Мариентальский пруд на реке Славянке. В западной части территории парка протекает река Тызьва, а в восточной части – безымянный ручей. Оба являются притоками Славянки.
ОСТАНОВКА 1. ТРЕЛЬЯЖНАЯ ЛЕСТНИЦА
Мы стоим около Трельяжной лестницы. Посмотрите внимательно, как выглядела эта лестница много лет назад. И скажите мне, заметили ли вы, что изменилось?
Каменная лестница к пруду построена в 1793 г. Изначально она имела по боковым уступам шесть мраморных статуй и столько же львов, затем позднее вместо них были установлены четыре вазы. На верхней ее площадке был деревянный Трельяж – легкая беседка с куполом и сетчатыми стенками, а снизу лестница заканчивалась гранитной пристанью. Внизу, на пристани, были установлены 4 скульптуры лежащих львов.
Одна скульптура льва была потеряна во время Великой Отечественной войны. Для симметрии в парке Мариенталь оставили двух львов, а третьего перенесли в Павловский парк. Но сейчас мы видим, что и этих двух львов нет. Дело в том, что два года назад, весной 2019 года, львов перенесли в Павловский парк. Посмотрите на фотографии, как уютно они устроились у стен Павловского дворца.
Мы познакомились с первым объектом нашей экскурсии, а сейчас давайте познакомимся друг с другом.
Игра «Знакомство»
Ведущий организует игру. Каждому участнику выдается карточка с контуром бобра. На ней надо написать свое имя. Затем ведущий обходит всех с коробочкой. Каждый участник бросает в неё карточку и громко произносит свое имя. Ведущий перемешивает карточки. Затем ребята по очереди вытаскивают карточку, читают и отдают карточку владельцу.
Мы сегодня не просто будем гулять по парку. Мы все вместе разгадаем несколько загадок, и в итоге мы узнаем слово, которое поможет животным нашего парка. Для этого вам надо будет отгадать одно или два слова на каждой остановке нашего путешествия. Ведущий выдает детям бланки с кроссвордом.
В кроссворде первые пять слов, которые нужно угадать, пронумерованы по номерам остановок. Сейчас у нас первая остановка, давайте запишем первое слово под цифрой 1. Это название парка, по которому мы сегодня будем гулять. Дети записывают слово МАРИЕНТАЛЬ под цифрой 1.
ОСТАНОВКА 2. ЛИШАЙНИК
Как вы думаете, что это красное на дереве. Дети дают варианты ответов. Правильный ответ: лишайник. Дети записывают слово ЛИШАЙНИК в кроссворд под цифрой 2.
Лишайников в мире очень много. По разным данным существует от 13500 до 25000 видов лишайников. Лишайники очень выносливы, они могут выдерживать длительное обезвоживание. Этим и объясняется, что лишайников очень много, и они растут везде. Даже в Антарктиде, в горах на высоте 2500 м над уровнем моря, выдерживая температуры до –60°С . Лишайники возникли около 400 млн. лет назад. Лишайники – самые медленнорастущие организмы на планете. Скорость роста слоя лишайника обычно равна 2–3 мм в год. Растут лишайники медленно, а живут они долго, некоторые даже десятки веков. В 1867 г. немецкий ученый Симон Швенденер открыл двойственную природу лишайников. Лишайник состоит из гриба и водоросли, и это открытие было «наиболее поразительным и неожиданным открытием биологической науки».
По массе лишайник можно смело отнести к грибам, так как 90% массы лишайника – это гриб, а водоросли обычно составляют десятую часть организма.
ОСТАНОВКА 3. БЕРЕЗА И ГРИБ ТРУТОВИК НАСТОЯЩИЙ
Группа подходит к березе, на которой растет очень много грибов.
Как называется это дерево? Правильный ответ – береза. Дети записывают слово БЕРЕЗА в кроссворд под цифрой 3.Посмотрите на березу вверх, весь ствол дерева в грибах. Этот гриб называется трутовик настоящий. Он живет на древесине берёзы, ольхи, осины, дуба, на юге – бука.
Трутовик не содержит каких-либо ядовитых веществ, однако его тело очень жесткое, поэтому он не считается съедобным. Этот гриб очень широко распространен. Трутовик настоящий поражает живые деревья и наносит урон лесному и парковому хозяйству. Настоящий трутовик вызывает белую гниль, древесная ткань становится хрупкой и ломкой. Чаще всего он появляется на сухостое, погибших деревьях и пнях, но может поражать и ослабленные живые деревья. Заражение живых деревьев происходит через трещины и повреждения коры, поломанные ветви. Поэтому любое повреждение дерева может привести к его гибели. В древности трутовик широко использовался в качестве сырья для трута, чтобы развести огонь. Высушенный трутовик тлеет от попавшей искры. Отсюда и название – трутовик. Внутренняя ткань плодового тела используется в народной медицине в качестве наружного кровоостанавливающего средства, отсюда и произошло народное название этого гриба – кровяная губка. Ранее трутовик ограниченно использовался в хирургии, но сейчас не применяется. Сухой трутовик иногда используется пчеловодами как топливо для дымаря.
А сейчас давайте сыграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». Участники делятся на две группы. Одной группе выдается карточка с заданием назвать все съедобные грибы, изображенные на ней. Второй группе выдается карточка с заданием назвать все несъедобные грибы, изображенные на карточке. Победит та группа, у которой будет больше правильных ответов.
ОСТАНОВКА 4. РЕКА СЛАВЯНКА
Группа подходит к реке Славянке.
Ребята, в начале нашей экскурсии, я называла вам реку, которая протекает через наш парк. Кто запомнил её название? Это слово под номером 4 в нашем кроссворде. Да, правильно – СЛАВЯНКА. А какие еще реки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вы знаете? Дети отвечают.
Длина реки Славянки 39 км. Притоки реки: Поповка, Тызьва и Кузьминка. Посмотрите, какой красивый вид открывается перед нами, река очень красиво изгибается.Раньше в Славянке водилась колюшка трехиглая, окунь и щука. Изредка шла на нерест форель из Невы.
Как вы думаете река Славянка чистая? Можно ли в ней купаться летом?
К сожалению, в реке нельзя купаться, и сейчас в ней живет совсем мало рыбы.Река очень загрязненная, и причин тому несколько. Во-первых, в городе Павловске очень много туристов, которые любят устраивать пикники на берегу реки. Также по берегам реки есть поля, на которых выращивают разные овощи, а удобрения стекают в реку. Много лет на берегу Славянки была городская баня, и река страдала от стока воды из бани. Также несколько заводов продолжают сбрасывать отходы своего производства в Славянку. Если вы поищите в интернете информацию о Славянке, то, к сожалению, все статьи только о том, что река очень грязная, и ей требуется очистка.
Но, несмотря на такую сложную экологическую ситуацию, в Славянке поселились бобры, и сейчас мы сможем найти и увидеть их следы.
ОСТАНОВКА 5. СЛЕДЫ БОБРОВ
Группа подходит к месту, где хорошо видны следы жизнедеятельности бобров – погрызы. Здесь участники отгадывают 2 слова из кроссворда под номерами 5 и 6: бобёр и хатка.
Посмотрите, что это с деревом? Что с ним? Кто так попилил дерево? Дети дают варианты ответов. Правильный ответ БОБЁР записываем в кроссворд. Такие следы оставляют передние зубы бобра – резцы, и называются эти следы погрызами.
Эти погрызы говорят о том, что здесь были бобры. Вот так, по следам, даже не видя самих животных, мы можем определить, что они тут водятся.
Бобёр отличается весьма внушительными размерами. Вид у него хотя и грозный, но в то же время и представительный.Взрослые бобры имеют длину больше метра, а вес может достигать больше 30 килограммов. Давайте сравним массу бобра с вашей. Кто из вас весит 30 кг?
Хвост у бобра плоский и похож на весло. Его длина около 30 см, а ширина не больше 13 см, при этом шерсти на нем нет. Когда бобры ныряют, то уши и нос смыкаются, а глаза закрываются. У бобров красивый и оригинальный мех.
Бобры не просто хорошо плавают и отлично ныряют. Они чувствуют себя в воде, лучше, чем на суше. Бобр способен находиться под водой до 15 минут. А на суши бобры неуклюжие. В случае опасности бобр сильно бьёт своим хвостом по воде, предупреждая своих собратьев, и ныряет под воду. У бобров прозрачные веки. Это позволяет им ориентироваться под водой.
Бобр в природе способен прожить около 15 лет, а вот в неволе – 25 лет и дольше.
Бобры строят для жизни специальные домики. Кто знает, как они называются? Дети дают варианты ответов, и правильный ответ ХАТКА записываем в кроссворд под номером 5. Хатка бобра огромна. Она имеет высоту от 1 до 3 м и достигает в диаметре до 10 м.
Хатка семьи бобра – это настоящий дом. В хатку ведет несколько входов, которые расположены под водой, поэтому хищник в жилище бобра никогда не попадет.
Речные бобры для своей жизни выбирают медленно текущие реки. Очень важно, чтобы река не промерзала до самого дна.
На реках бобры возводят всем известные плотины. Основанием такой плотины может служить упавшее в воду дерево или группа деревьев, после чего бобры начинают формировать плотину-запруду, используя для этого различные строительные материалы. Плотина может иметь длину до 30 метров. А однажды в Канаде бобры построили плотину длиной 700 метров. А еще на канадских монетах номиналом в пять центов изображён бобер.
ОСТАНОВКА 6. ГНЕЗДА
Отгадайте загадку:
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…
(гнездо)
Дети записывают ответ в кроссворд под номером 7 слово ГНЕЗДО.
Посмотрите наверх. Видите гнездо? Это гнездо вороны. А зачем птица вьет гнездо? Правильно, чтобы отложить туда яйца и вывести птенцов. Некоторые люди думают, что птицы постоянно живут в гнездах, но они нужны птицам только в период размножения. Некоторые птицы строят гнездо в дупле. Их называю дуплогнездники. Так как естественных дупел мало, люди делают для таких птиц искусственные гнездовья: синичники и скворечники. Вы тоже можете привлечь птиц в свой сад или парк, если повесите им такие домики. Они нужны не только скворцам, но и синицам, воробьям, горихвосткам и многим другим птицам.
А сейчас давайте сыграем в игру.
Игра «Птички на кормушке»
Ведущий делит участников на группы по 2–3 человека, затем каждая группа получает карточку с птицей. Надо назвать, что это за птица и рассказать, чем ее можно кормить зимой. Ведущий поясняет ответы и называет правильные варианты.
Ребята, вы угадали все слова, а теперь давайте прочитаем слово, которое получилось по вертикали.
Участники читают слово КОРМУШКА.
Ведущий достает сборную кормушку и веревку, все дети помогают собирать кормушку. Затем участники вешают кормушку на дерево и засыпают в нее семечки.
Вот и подошла к концу наша экскурсия по парку Мариенталь. Мы только слегка прикоснулись к его истории, посмотрели только на некоторых его обитателей или увидели следы их жизнедеятельности. Я надеюсь, что вам было интересно, что вы ещё не раз вернетесь сюда. И я уверена, что каждый раз вы найдете здесь немало удивительных чудес живой природы. А сейчас я постараюсь ответить на вопросы, которые, возможно, у вас возникли.
Источники информации
- Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
- Мучник Е.Э. Учебный определитель лишайников Средней России: учебно-методическое пособие / Е.Э. Мучник, И.Д. Инсарова, М.В. Казакова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2011.
- СавеловЕ.А. Река Славянка и ее притоки, http://www.baltfriends.ru/node/170
- Удивительный мир грибов, http://mycoweb-stv.ru/
- https://faunistics.com/bobr-obyknovennyj/
- https://slavclub.ru/zagadki/ptici/zagadki-pro-gnezdo