Работа заняла 2 место на VIII региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга «Искусство – видеть, знать, любить», 2022 г.
Автор: Драгунова Александра, 12 лет,
ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
Руководитель: Маслова Наталия Владимировна,
педагог дополнительного образования
ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
Введение
Актуальность темы исследовательской работы определяется сферой моих интересов и интересов друзей-сверстников. Основой для развития увлеченности художественным творчеством стали для нас ботаническая иллюстрация и садовая флористика.
Наследие Гертруды Джекилл – садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника до сих пор современны и востребованы, помогают смело применять в творческих работах новые идеи и материалы. А школьники так мало о ней знают или не знают вообще.
Цель: познакомиться с наследием английского садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника Гертруды Джекилл и созданным ею новым видом художественного творчества – «живописи растениями», использовать и применять полученные знания в самостоятельном художественном творчестве.
При этом я решала следующие задачи:
- Провести опрос среди учащихся ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБГДТЮ» с целью выяснить, каким они представляют себе труд ландшафтного дизайнера и что они знают о жизни и творчестве великой садовницы Гертруды Джекилл. Проанализировать и систематизировать информацию по итогам опроса учащихся.
- Сделать предположения, как знания о наследии и жизненном пути художницы можно использовать и применять в самостоятельном художественном творчестве мне и моим сверстникам.
- Представить результаты моих изысканий учащимся объединения «Цветы и эльфы» и лаборатории агробиологии и ландшафтного дизайна ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБГДТЮ».
- Провести анкетирование среди учащихся ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПбГДТЮ» с целью выяснить, какие сведения о наследии, жизни и творчестве художницы получили учащиеся при представлении исследовательской работы, будут ли они полезны им в дальнейшем художественном творчестве. Проанализировать и систематизировать полученную информацию по итогам анкетирования учащихся.
- Объект исследования – жизнь и творчество английского садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника Гертруды Джекилл.
- Предмет исследования – наследие Гертруды Джекилл.
- Гипотеза – если школьники познакомятся с биографией и наследием английской садовницы, то и сами смогут соединять в своем творческом труде силу и красоту природы с художественной фантазией.
- Основные методы исследования – поиск, анализ, систематизация источников, анкетирование, опрос.
Считаю очень важным и нужным узнать самой и познакомить сверстников с творческим наследием художницы. Ведь еще Аристотель говорил о том, будучи перемещенными в сферу искусства, знакомые предметы и явления обнаруживают в себе новый смысл. Осведомленность о наследии мастера поможет находить новые творческие идеи.
Впервые про великую садовницу я узнала, посмотрев фильм английского историка Лиси Уорсли на канале Viasat History. Меня очень заинтересовала эта история. История человека, который посвятил практически всю жизнь своему увлечению – создавать красивые сады. Личность этой удивительной женщины поразила меня своей масштабностью.
Насыщенную и интересную часть жизни прожила Гертруда Джекилл, прежде чем ее без остатка захватило новое увлечение – садоводство.
Свои любимые занятия живописью, вышивкой, прикладным искусством ей пришлось оставить из-за ухудшения зрения. Но умения создавать живописные полотна акварелью и маслом не утратились, напротив, они возродились в профессии ландшафтного дизайнера, привнеся в новое занятие мастера отличное понимание цвета и умение с ним работать.
Биография Гертруды Джекилл
Гертруда Джекилл (Gertrude Jekyll) родилась в Лондоне 29 ноября 1843 года. Она была пятым ребенком (из семи детей) в семье капитана Эдварда Джозефа Хилла Джекилла (Edward Joseph Hill Jekyll) и его жены Джулии Хаммерсли (Julia Hammersley). Ее мать была хорошим музыкантом, и Мендельсон был постоянным гостем в их лондонском доме. Ее младший брат, преподобный Уолтер Джекилл, был другом Роберта Льюиса Стивенсона, который позаимствовал фамилию друга героя своей знаменитой повести «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde).
В 1861 году Гертруда Джекилл поступила в Национальную школу искусств в Кенсингтоне, где в числе прочего изучала анатомию, ботаническую иллюстрацию и орнамент. С 1865 года ее картины выставлялись в Королевской академии художеств и на выставках Общества художниц-женщин. Постепенно Гертруда начала получать заказы на картины, рисунки, вышивки и оформление интерьеров.
Знакомство с Чарльзом Ньютоном, хранителем греческой и римской коллекции в Британском музее, привело к плодотворной дружбе с ним и его женой, Мэри Северн. Вместе с ними Джекилл в 1863 году посетила Родос, Константинополь, Афины, где изучала греческое искусство.
В Италии она получила практические познания в нескольких ремеслах: использование гипса, золочение, инкрустация, чеканка, резьба по дереву.
Рисунки вышивок, придуманные ею самой, пэчворк сложного узора, квилтинг средневековой тонкости: все выполнялось с мастерством и от души. В самом деле, кажется, не существовало ничего, что ее умелые пальцы не могли бы довести до совершенства.
С 1863 года Гертруда коллекционировала дикорастущие растения Великобритании и Европы, а также занималась разведением и селекцией садовых растений. Многие из созданных ей сортов демонстрировались на выставках Королевского садоводческого общества и были отмечены медалями. В общей сложности она вывела более 30 сортов однолетних, двулетних и многолетних садовых растений. К сожалению, не все они существуют до сих пор, хотя Джекилл стремилась обеспечить сохранность создаваемых ей сортов, посылая образцы в различные ботанические сады.
В 1876 году скончался отец Гертруды, и ей пришлось в одиночку заботиться о матери. К тому времени у нее начало быстро портиться зрение, и врачи настоятельно рекомендовали отказаться от рисования и вышивки. Через два года она вместе с матерью переезжает в Суррей. Здесь они приобретают дом и участок земли. Именно там Гертруда создала великолепный сад Манстед Вуд (Munstead Wood), над совершенствованием которого она работала долгие годы.
Инвалидность по зрению не позволила мисс Джекилл продолжать занятия живописью, но ее художественный талант получил неожиданное развитие в создании живых картин с участием растений.
С 1875 года Гертруда Джекилл начала писать статьи по садоводству в журнал «The Garden» («Сад») и все чаще получала заказы на создание уникальных дизайнерских проектов. Ее неординарное мышление, потрясающие умения, вкус и творческий талант создали немало шедевров.
В 1897 году она стала одной из первых женщин, получивших Почетную медаль королевы Виктории (Victoria Medal of Honour), присуждаемую Королевским садоводческим обществом.
Джекилл занималась оформлением садов на заказ как в Великобритании, так и во Франции, Германии, Югославии и США. В общей сложности она создала около 400 садов. Кроме того, она опубликовала несколько книг, которые стали классикой ландшафтного искусства. Среди них «Цветочное оформление дома», «Цвет в цветочном саду», «Дети и сады», «Розы для садов Англии», «Лилии для садов Англии» и другие. Печаталась в журналах «Сад» и «Сельская жизнь». В Манстед-Вуде создала питомник растений и каждый год рассылала тысячи саженцев как частным клиентам, так и в ботанические сады и различные государственные учреждения.
Скончалась великая садовница 8 декабря 1932 года, дожив почти до 90 лет. Не все созданные ею сады сохранились до нашего времени, но некоторые существуют до сих пор и доступны для посещения.
Гертруда Джекилл усердно трудилась всю свою жизнь. В последние годы зрение почти оставило ее, однако это не мешало Гертруде творить. Ее неординарное мышление, потрясающие умения, вкус и творческий талант создали немало шедевров.
Пейзажные сады Гертруды Джекилл
Сад Манстед Вуд. Творческая натура художницы нашла себя в создании и организации сада, который она основала в своем имении в графстве Суррей. Этот сад стал первым творением Джекилл. Гертруда купила пустующий участок площадью 5 гектаров, он располагался на склоне, в верхней части была вырубка, там постоянно самосевом, как в лесу, вырастали деревья разных пород, а в средней части была посадка каштанов. Гертруда не хотела все вырубать под ноль, она старалась «следовать природе в ее развитии». Так она создала новый вид сада – «лесной сад» с тенелюбивыми растениями. На этом участке она экспериментировала всю жизнь.
Манстед Вуд развивался, и Гертруда задумала построить на нем дом. Ее познакомили с 20-летним архитектором Эдвардом Лаченсом. Выбирая место для дома, Гертруда и Лаченс создали новую концепцию «дом для сада и сад для дома».
Сад Миллмид. В 1904 году Лаченс создал для нее Миллмид – крошечный дом с крошечным садом, откуда был виден любимый парк ее детства – Брэмли Парк. Сад Миллмида имеет форму узкой полосы, примерно 30 x 130 метров, расположенной на склоне. Он разбит на террасы, и на каждой – что-нибудь особенное: солнечные часы, маленький розарий, развесистая старая груша, сохраненный колодец. Именно здесь мисс Джекилл показала, что красота сада не зависит от его размеров.
Сад Динери. Живопись растениями в Саду Динери (Deanery Garden) в Брекшире. Маленькая калитка в высокой кирпичной ограде ведет через широкий сводчатый переход к парадной двери. Из него в обе стороны открываются две арки: на замощенный дворик с фонтаном и маленький регулярный сад. Центральная ось перехода «пронзает» весь дом и выходит в сад, на широкую террасу и просторную полукруглую лестницу, к траве и цветам в старинном плодовом саду. Динери считается непревзойденным образцом уравновешенной асимметрии.
Уникальными работами Гертруды Джекилл считаются три сада в Англии, созданные совместно с молодым архитектором Эдвином Лютиенсом (1869–1944): «Сад наслаждений», Викторианский и Эдвардианский.
Огороженный сад замка Линдисфарн. Это один из самых маленьких и отдаленных садов, спроектированных Джекилл в 1911 году. Архитектор спланировал сад в форме трапеции, использовав прием ложной перспективы, чтобы визуально придать ему больший размер, если смотреть из окна замка. Стены защищают растения от морского воздуха и сильных ветров, учитывая близость этого сада к морю. Западный край полон роз, северный край – многолетников и однолетников. Фрукты и овощи находятся на восточной границе. В этом историческом саду в 2002 году восстановили посадки Г. Джекилл с оригинальными сортами 1911 года.
Сады, созданные Гертрудой Джекилл, сегодня считаются истинным образцом классического английского сада. При создании своих удивительных «зеленых шедевров», ей удалось соединить силу дикой природы и ухоженность домашнего сада.
Цвет в цветочном саду Гертруды Джекилл
Благодаря живописности садов Джекилл, ее метод стали называть «живопись растениями». Классический пример сада в стиле Гертруды Джекилл предполагает изобилие как декоративных, так и дикорастущих растений. При этом учитывается их колористическая и природная совместимость. Много внимания Джекилл уделяла цветникам, которых, согласно ее советам, должно быть несколько – в соответствии с временами года. Таким образом, сад практически всегда будет цветущим.
Выбранное направление – пейзажные сады – сформировалось у Гертруды под впечатлением от экспериментов ее современников – художников-импрессионистов. Именно в этот период живописцы старались анализировать цвет, окрыленные научными открытиями: волновой теорией света, существованием электромагнитных полей, подтверждениями молекулярного строения материального мира.
Мазками, точками, пятнами чистых цветов художники создавали модели «живых» изображений, которые становились таковыми на расстоянии. Благодаря опытам по разложению цвета, уже тогда были найдены формулы подбора цветовых комбинаций. Стало уделяться много внимания воздействию разных цветов на человека. Считалось, что красные, оранжевые, красно-желтые и желтые оттенки действуют положительно, синие и красно-синие – отрицательно, зеленые – нейтральны.
Сады Джекилл – это истинные произведения искусства, где центральная роль отведена цветнику. Она «писала» свои восхитительные «живые полотна», перенося оригинальные решения с холстов в сад, на его нейтральный зеленый фон. Более ста уникальных садов художница создала вместе с архитектором Эдвином Лютиенсом. Их творческий союз стал самым популярным и плодотворным ландшафтным тандемом того времени. В строгие геометричные формы планов и конструкций архитектора Гертруда Джекилл вписала свои природные цветники. В своей книге «Колористические схемы для цветущего сада» Гертруда описала основные принципы построения цветников, которые по сей день остаются востребованными в ландшафтном дизайне.
Цветник в саду необходимо засаживать в строгом соответствии с собственной колористической схемой, основанной на распределении растений по срокам цветения, цветовой гамме их окраски и ее насыщенности. Цветник должен быть декоративен весь сезон, поэтому особое значение садовница придавала выбору окраски и текстуры листвы.
Крупные цветники желательно размещать на фоне красивоцветущих кустарников.
По краям цветника располагаются растения в холодной гамме – синие, фиолетовые, чисто голубые, серо-голубые, сизые. Чем ближе к центру, тем теплее становятся оттенки: через желтый к оранжевому и красному в центре. Растения размещают вытянутыми полосами, расположенными под углом к зрителю по диагонали, низкие – на переднем плане, высокие – на заднем плане. Гертруда Джекилл сравнивает эти полосы со следами щетки. Таким образом, зрителю, обозревающему цветник с некоторого расстояния, дается возможность полюбоваться гармоничными цветовыми сочетаниями, а финальный аккорд композиции предстает в виде яркого цветового акцента в середине цветника – нечто в духе картин импрессионистов.
Небольшое количество контрастного цвета, введенного в монохромный цветник, подчеркивает его основную тональность. Например, синий цвет выигрывает от соседства с желтым, становясь более насыщенным. Луковичные растения большей частью цветут рано весной, в то время, когда большинство многолетников еще не развернули листья.
Поддерживая общую композиционную идею сада, Гертруда Джекилл всегда дополняла основной миксбордер цветниками с той или иной цветовой доминантой. Эти цветники так и назывались – «Оранжевый», «Золотой», «Серый», «Синий», «Зеленый». Подходила она к созданию таких цветников как настоящий живописец: «Было бы смешно думать, что люди станут портить садовый проект лишь ради соответствия названию. Например, Синий сад для большей выразительности может быть украшен группой белых лилий, а иногда лимонно-желтыми цветами… Моя идея такова, что в первую очередь это должно быть красиво, а значит, Синий сад должен включать растения, максимально раскрывающие красоту синего», – говорила Гертруда Джекилл.
Сады Гертруды Джекилл образцы поистине уникальных и гармоничных произведений садово-паркового искусства. И в наше время достижение цветовой гармонии остается одной из самых популярных задач для садовников.
Помимо 300 садов, созданных ею самостоятельно, Гертруда Джекилл написала 14 книг, тысячи статей. Шаг за шагом, буквально на ощупь, она искала в саду ту гармонию, которую ранее ей удавалось передавать красками. В книге «Колористические схемы для цветущего сада», одной из самых популярных, Гертруда Джекилл удивительно простым и понятным языком доносит свои идеи до читателя. Акварельные зарисовки, сделанные ее рукой, иллюстрируют тонкие нюансы в сочетаниях растений.
В России издано только две ее книги, причем одна из них на английском языке:
- Gertrude Jekyll «Children and Gardens (Classic Reprint)». Дети и сады (Классическое переиздание)», «Книга по Требованию», 2015.
- Джекилл Г. Искусство оформления сада. – Фитон+, 2013.
Вот еще книги Гертруды Джекилл, изданные у нее на родине в разные годы:
- Джекилл Г. Дерево и сад. – Longmans, Green and Co, 1899.
- Джекилл Г. Дом и сад. – Longmans, Green and Co, 1900.
- Джекилл Г., Моули Э. Розы для Английских садов. – Лондон, Country Life, 1902.
- Джекилл Г. Стены и водные сады. – Лондон, Country Life, 1902.
- Джекилл Г. Лилии для английских садов. – Лондон, Country Life, 1903.
- Джекилл Г., Элгуд, Г.С. Некоторые английские сады. – Longmans, Green and Co, 1904.
- Джекилл Г. Старый Западный Суррей. – Longmans, Green, and Co, 1904.
- Джекилл Г. Цвет в цветочном саду. – Лондон, Country Life, 1908.
- Джекилл Г. Летники и двулетники в саду. – Лондон, Country Life, 1916.
- Джекилл Г. Дети и сады. – Лондон, Country Life, 1908.
- Джекилл Г., Уивер Л. Сады для небольших загородных домов. – Лондон, Country Life, 1914.
- Джекил Г. Цветовые схемы для цветочного сада. – Лондон, Country Life, 1919.
Забавная история произошла с рабочими ботинками Гертруды Джекилл. Когда ей было 40 лет, она купила пару мужских ботинок для работы в саду. В них ей оказалось настолько удобно работать, что она носила их до самой смерти. Ботинки прослужили ей почти полвека. Гертруда отказывалась их менять. Отдавала в починку и носила снова. В 1920 году художник Уильям Николсон нарисовал эти ботинки с натуры в доме Гертруды.
Сохранилась также коробка с красками, принадлежавшая художнице.
Память
В Англии всего лишь несколько садов более известны, чем сад Гертруды Джекилл. Каждый влюбленный в «живую живопись» обязательно должен совершить паломничество в ее сад в Суррее, где она жила и занималась садоводством больше тридцати лет, а так же разработала некоторые из теорий, представленных в ее книгах, таких как «Лес и сад» (1899), «Цвет в цветочном саду» (1908). Восстановлены тропинки, по которым гуляла Гертруда, есть возможность самим увидеть планы посадок, разработанных ею. Нынешние владельцы провели большую работу по возрождению наиболее известных черт сада. Известные кустовые примулы Джекилл все еще являются характерной чертой сада в имении Манстед Вуд, равно как и азалии и рододендроны, посаженные ею, а также река тюльпанов, текущая через лесистый сад. Цветочный бордюр остается прекрасной иллюстрацией садового искусства Джекилл.
Также в графстве Суррей есть Гилфордский музей, в котором находится коллекция предметов социальной истории, относящихся к «Старому графству Суррей», собранная Гертрудой Джекилл.
Судьба оригинальных цветников Гертруды Джекилл складывалась по- разному. На сегодняшний день многие из них существенно изменились или вовсе оказались утрачены. Но некоторые неплохо сохранились или были восстановлены по дошедшим до нас эскизам.
Знаменитый английский селекционер роз Дэвид Остин создал розу Gertrude Jekyll. Сорт очень красив. Красновато-розовые бутоны распускаются в густомахровые, слегка чашевидные или плоские розетки. Это один из лучших и самых популярных сортов.
Исследование осведомленности о работе Гертруды Джекилл среди школьников
Я провела опрос среди учащихся ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПбГДТЮ» с целью выяснить, каким они представляют себе труд ландшафтного дизайнера и что они знают о жизни и творчестве великой садовницы Гертруды Джекилл. Проанализировала, систематизировала и получила информацию по итогам опроса учащихся:
В опросе приняли участия 42 школьника, им были заданы вопросы:
- Хотели бы вы стать ландшафтным дизайнером?
- Считаете ли вы, что ландшафтный дизайнер это и художник, и садовник, и архитектор в одном лице?
- Кто такая Гертруда Джекилл, когда и в какой стране она жила?
Результаты опроса получились следующие:
- Стать ландшафтным дизайнером хотят 28 человек (54,7%).
- Считают, что ландшафтный дизайнер должен сочетать в себе разнообразные знания и умения 39 человек (92,8%).
- Кто такая Гертруда Джекилл знали только 2 человека (4,7%).
Сделала выводы, что необходимо ознакомить моих сверстников о наследии и жизненном пути художницы, чтобы они смогли использовать и применять эти знания в самостоятельном художественном творчестве.
Оформила собранную информацию в презентацию исследовательской работы, представила презентацию учащимся объединения «Цветы и эльфы» и лаборатории агробиологии и ландшафтного дизайна ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПбГДТЮ».
После представления презентации провела анкетирование среди учащихся ЭБЦ «Крестовский остров» ГБНОУ «СПбГДТЮ» с целью выяснить, какие сведения о наследии, жизни и творчестве художницы получили учащиеся при представлении исследовательской работы, будут ли они полезны им в дальнейшем художественном творчестве. Анкету заполнили 42 учащихся, я предложила им ответить на следующие вопросы:
1. Были ли Вам полезны сведения о жизни и творчестве английского садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника Гертруды Джекилл?
а) да, была очень полезна;
б) просто внимательно прослушал;
в) остался равнодушным.
2. Какие эмоции вызвал у Вас рассказ о «живописи растениями» новом виде художественного творчества, созданного Гертрудой Джекилл?
а) положительные;
б) только любопытство;
в) безразличие.
3. Согласны ли Вы, что осведомленность о творчестве и наследии художницы учит нас тому, что талант должен быть всегда подкреплен трудолюбием, стремлением глубже познать вновь наблюдаемое, чувством увлеченности и радостью открытия?
а) целиком согласен;
б) частично согласен;
в) остался безразличным.
4. Поможет ли Вам осведомленность о наследии мастера находить новые идеи в самостоятельном художественном творчестве?
а) да, так как мне близки идеи ее творческого наследия;
б) да, но пока мне трудно воплотить полученные сведения на практике;
в) сведения были совершенно бесполезны.
5. Хотели бы Вы в дальнейшем связать свою жизнь с ландшафтным дизайном и садовой флористикой?
а) да, буду очень стремиться;
б) скорее всего да;
в) нет, не интересуюсь этой темой.
Результаты анкетирования получились следующие:
Всем ребятам были полезны и интересны сведения о жизни и творчестве английского садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника Гертруды Джекилл – (100%).
Все респонденты получили положительные эмоции от рассказа о «живописи растениями» новом виде художественного творчества – 100%.
Все участники анкетирования целиком согласились с утверждением, что осведомленность о творчестве и наследии художницы учит нас тому, что талант должен быть всегда подкреплен трудолюбием, стремлением глубже познать вновь наблюдаемое, чувством увлеченности и радостью открытия – (100%).
На четвертый вопрос 5 человек высказались, что им пока трудно воплотить полученные сведения на практике (11,9%), остальные ребята уверены, что им близки идеи творческого наследия Гертруды Джекилл – (88,1%).
Результаты пятого вопроса следующие: планируют стать дизайнером сада или садоводом 31 человек (73,8%), остальные 11 человек (26,1%) пока еще не определились с выбором, но очень интересуются садоводством и ландшафтным дизайном.
Сделала вывод, о повышении уровня осведомленности сверстников после представления презентации о творчестве и наследии художницы и возможности применять эти знания в самостоятельном художественном творчестве.
Заключение (выводы)
В результате своей работы я познакомилась с жизнью и творчеством великой английской садовницы Гертруды Джекилл, исследовала ее наследие. Выяснила, что ее долгая жизнь и деятельность – яркий пример того, как человек смог найти свой путь в жизни, творчестве и искусстве. Что развитию творческой деятельности садовода, ландшафтного дизайнера, писательницы и художника способствовали не только талант, но и упорство, трудолюбие и терпение.
К сожалению, источников информации о знаменитой садовнице крайне мало, благодаря современной системе Интернет, а так же многочисленным периодическим изданиям, мне удалось собрать и объединить сведения о ее жизни и творческом пути, составить галерею иллюстраций.
В результате исследования я проанализировала и систематизировала полученную информацию из всех возможных открытых источников и выявила основные этапы жизни и творчества Гертруды Джекилл, выполнила обзор наследия художницы.
Сделала выводы, что знания о наследии и жизненном пути художницы возможно использовать и применять в самостоятельном художественном творчестве мне и моим сверстникам.
Всем школьникам, кто увлечен садовой флористикой и ботанической иллюстрацией, необходимо тренировать наблюдательность, умение видеть структуру и оттенки, отличительные черты растений так, как это делала Гертруда Джекилл. Совершенно очевидно, что наблюдение и изучение природной среды окружающего видимого мира – неисчерпаемый источник познания.
Обязательно надо стремиться к достижению цветовой гармонии в самостоятельном художественном творчестве, совершенствовать навыки рисунка так, как это делала Гертруда Джекилл всю свою жизнь. Несмотря на то, что в наше время существует различная фото и видеотехника, умение дизайнера рисовать не потеряло своей актуальности, недаром многие определители и научные ботанические атласы, книги по ландшафтному дизайну сопровождаются не фотографиями, а рисунками художников.
Гипотеза, выдвинутая перед началом работы, подтвердилась. Школьники, познакомившиеся с биографией и наследием английской садовницы, готовы смело соединять в своем творческом труде силу и красоту природы с художественной фантазией.
Эту исследовательскую работу я предлагаю для использования на занятиях в дополнительном образовании, внеклассных мероприятиях, школьных просветительских проектах для того, чтобы ребята могли узнать о талантливой садовнице, которая создала и оставила миру чрезвычайно ценное наследство, заронив в души людей любовь к «живой» живописи, и применять ее идеи на практике.
Источники информации
- Джекилл, Гертруда – Википедия [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BB%D0%BB,%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 12.12.2021)
- Биография Гертруды Джекилл [Электронный ресурс]. URL: https://www.peoples.ru/art/designer/gertrude_jekyll/ (дата обращения: 12.12.2021)
- Котеджный сад. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: https://pailish.livejournal.com/951309.html (дата обращения: 18.12.2021)
- Гертруда Джекилл – первопроходец в области садового дизайна. [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/3944113/post419822261 (дата обращения: 23.12.2021)
- Огороженный сад. Дизайн 1911 года Гертруды Джекилл. [Электронный ресурс. URL:https://zen.yandex.ru/media/kareldacha/ogorojennyi-sad-dizain-1911-goda-gertrudy-djekill-chto-za-rasteniia-610a8228e50ed05723ece57a (дата обращения: 18.12.2021)
- Пейзажная колористика импрессионизма в цветниках Гертруды Джекилл [Электронный ресурс]. – URL:https://proekt-cottage.ru/zzz/viewtopic.php? f=411&t=1131 (дата обращения: 04.01.2022). – Текст: электронный
- Смешанный цветник. Правила составления миксбордера [Электронный ресурс]. – URL: https://ldesign.by/stati/smeshannyiy-tsvetnik (дата обращения: 04.01.2022)
- Исторический сад Манстед Вуд [Электронный ресурс]. URL:https://zen.yandex.ru/media/kareldacha/istoricheskii-sad-mansted-vud-gertrudy-djekill-nashla-cvetnye-foto-1912-goda-moda-povtoriaetsia- 6138955331eefa4214a2a313 (дата обращения: 23.12.2021)
- Джекилл Г., Хьюссей К. Искусство оформления сада. – Издательство: Фитон+, 2013. 456 с.
- Койсман Т. Цветники. – Издательство: Эксмо, 2013. 528 с.
- Лошкарева Е. Роза Гертруда Джекилл. Особенности и характеристики. //Цветники в саду. 2014. № 3. с. 5.