Автор: Нечаев Лев, 7 класс
ГБОУ лицей № 95 Калининского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Геллер Инга Григорьевна,
ГБОУ лицей № 95 Калининского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена 1 места на VIII региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга «Искусство – видеть, знать, любить», 2022 г.
Введение
Жизнь и творчество Олега Суловича Юнтунена (1948-2005) являются удивительным примером таланта, трудолюбия и гражданскогомужества художника, и нам захотелось более подробно изучить творческую биографию мастера, а также различные аспекты карельского пейзажа в графике мастера.
Создание великолепных творческих работ являлось жизненной целью художника. Творческая энергия стала, таким образом, компасом, ведущим этого замечательного мастера к высокой цели в любых сложных жизненных ситуациях. Однако в его работах просматривается еще одна грань, к сожалению, не освященная ни в статьях, ни в средствах массовой информации. Это крик души, который сложно не расслышать во многих работах художника, а именно проблема пагубного воздействия человека на природу. И это особенно актуально сегодня, когда наша планета находится на грани экологического кризиса.
1. Жизнь и творчество Олега Суловича Юнтунена
В работах Олега Юнтунена преимущественно отражена связь между природой и промышленным освоением Карелии. Художник родился и долгое время жил в Петрозаводске, поэтому знал его городские пейзажи и природные мотивы не понаслышке, очень любил изображать их. Еще на ранних этапах творчества художника в его работах чувствуется беспокойство за природу, в которую порой так бесцеремонно внедряется человек.
Художник много путешествовал по Карелии, особенно по побережью Белого моря. Посещал загадочные места – острова Кузова, гору Воттоваара, где и находил тишину и первозданную природу, которые всегда искал. Уже здесь мы видим вопрошающий взгляд художника. А украшают ли пейзаж прибившиеся к берегу серые бревна, скелеты мертвых деревьев или ржавая арматура?
Так, художнику интересен не только сложный рельеф поймы горной речки, но и находящийся здесь же Онежский тракторный завод со своими цехами и трубами. В каждой такой работе читается не только интерес к красоте труда, но и вопрос о гармонии живого и неживого. Таковы работы Олега Юнтунена «Заводская окраина», «Район заводов», «Завод у озера».
Гравюра «Серебристый вечер», изображающая прозаический окраинный мотив, поражает умением увидеть красоту в обыденном. Тонкая линейная гравировка О. Юнтунена сродни офортам Рембрандта. Художник не случайно обратился к технике офорта. По мнению художника, Север очень графичен. Зима почти черно-белая, а лето часто бывает пасмурным и дождливым. Но зато велико разнообразие серых тонов. Поэтому художник все чаще обращается к офорту, способному дать почти живописную гамму серых тонов. Он считает, что работать над офортом можно долго, уточнять решения.
Суоми Юнтунена предстает перед зрителем как бы с высоты птичьего полета. В своих произведениях художник по-разному рассказывает о своей северной родине, то частым, скрупулезным мазком, то мастерским штрихом офортной иглы. Не остается сомнений в том, что народный художник СССР Суло Хейкиевич Юнтунен верно воспитал ученика. Каждое лето отец и сын проводили вместе на этюдах, проходя многие километры. Отец делился с сыном сомнениями и раздумьями. Отношение отца к природе и индустриальному пейзажу, без сомнения, передалось сыну.
В начале 1970-х годов Олег учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Тогда же, в студенческие годы, он начал работу над серией «Современная Карелия». Все пейзажи включают элементы городских и деревенских построек. Например, деревня Моша. Она расположена на узкой озерной косе. Художник любуется ее избами, сараями и приспособлениями для сушки сетей. На дальнем плане видна узкая полоска леса на берегу озера. Эта деревня похожа на тысячи таких же деревушек края. Для природы региона характерны вытянутые островки, череда дальних холмов в туманной дымке.
В деревенских пейзажах Олега Юнтунена очевидны приметы современности. Это поздние деревянные и каменные рабочие и жилые постройки, линии электропередач, трансформаторные будки. Во многих работах читается ностальгия по первозданной природе края.
Олег Юнтунен всегда был скромной личностью. Первый раз он попробовал поступить в Академию художеств им. И.Е. Репина в Ленинграде, но не прошел. Его отец даже не пытался идти просить за сына – Суло Хейккиевич никогда не пользовался своей популярностью в корыстных целях. Поэтому Олег Юнтунен всего всегда добивался собственным трудом. Отслужив в армии, О. Юнтунен не изъявил желания поступать еще раз в академию.
Он поступил в педагогический институт им. А.И. Герцена на художественно-графический факультет и, будучи студентом, начал участвовать в известных выставках всесоюзного и зарубежного уровня. С 1975 года О. Юнтунен стал членом Союза художников Карелии. В 1996 году художника удостоили звания заслуженного деятеля искусств Карелии. С 2002 года Олег Юнтунен – заслуженный художник России.
Творчество О. Юнтунена строилось в тесной дружбе с представителями разных поколений художников. Например, на выставке «Острова» в Городском выставочном зале Петрозаводска (2020) были представлены два значимых в карельском искусстве имени – Олег Юнтунен (1948-2005) и Владимир Зорин (род. 1962)» (Олег Юнтунен: графика: каталог выставки / Министерство культуры КАССР, Союз художников КАССР; [авт. вступ. ст. Н.Н. Громов]. – Петрозаводск: [б.и.], 1988. – 87 с). Это были художники разных поколений и различных творческих позиций. Но эти творческие личности не случайно объединены общей экспозицией.
Свойственные обоим тяга к путешествиям, к суровым погружениям в природу Севера и восхищение её величественной красотой – стали почвой для их дружбы и неоднократных совместных пеших походов в самые дикие уголки Карелии, в том числе по многочисленным островам, разбросанным по Белому морю, Онежскому озеру, большим и малым рекам и озёрам края… Владимир Зорин, будучи представителем более молодого поколения, обращается к современному направлению в искусстве – лэнд-арту. В его работах просматривается желание примирить природу и человека, но это не всегда получается. Так, в инсталляции «Опасность» художник языком современного искусства рассказывает о реке, отравленной человеком и ставшей теперь опасностью для человека.
2. Проблемы окружающей среды в графике О.С. Юнтунена
Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манеры – все это вместе позволило констатировать факт формирования новой школы в отечественной пейзажной графике. Тем не менее, карельские художники-графики, художники-пейзажисты опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Карельская пейзажная графика – направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы.
Большое количество творческого наследия Олега Юнтунена скрывает в себе еще очень много неосмысленного и неизученного материала. Организация и проведение нескольких крупных выставок, посвящённых в Петрозаводске его памяти, направлена на презентацию в основном графических работ. «Именно эти произведения преимущественно вошли в новую экспозицию произведений Олега Юнтунена не только как выдающегося офортиста, но и как мастера оригинальной графики» (Станкеева Н.Г. К 70-летию художника Юнтунена Олега Суловича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artmuseumtomsk.ru/page/10/0/435 (дата обращения – 03 марта 2021 года).
В настоящее время оно вошло в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. В своих работах О. Юнтунен активно изучал приемы трехцветной графики. Мастер искал особый колорит, который передает настроение. Художник пытался выразить чувства через состояние природы. Поэтому его также интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов.
Эстетическая система этого мастера в своей основе также имела сплав народной культуры Финляндии, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего и во второй половине XX века достойное место в художественном процессе России в целом и карельской земли, в частности.
Особое настроение в произведениях карельских художников помогала создавать мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи и графики. Пейзажи также отражали и состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией пейзажа русского Севера. Родился свободный от идеологии чистый пейзаж, В этом жанре работали многие представители карельской школы. Он оказался созвучен с внутренним бунтом художников против конформистских схем советского искусства второй половины ХХ века.
В ландшафтных работах многие карельские пейзажисты анализируют и перерабатывают опыт великих предшественников.
О. Юнтунен показал и новые краски; создал образ природы карельской земли, исполненный грусти и ностальгии. Пейзаж представлен в сочетании с рабочими постройками, линиями электропередачи, заводами, трансформаторными будками, искорёженными мертвыми деревьями, бесформенными бараками, ржавым железным мусором.
Основными произведениями художника стали серии работ: «Промышленные пейзажи Сегежи» (1974), «Пейзажи Карелии» (1975-1976), «Шушенское» (1974-1978), «Белые ночи» (1973), «Строительство Петрозаводской ТЭЦ» (серия отмечена дипломом Академии художеств СССР, 1976), «На окраине Петрозаводска» (серия отмечена дипломом второй степени союза художников СССР, 1978-1981), «Буровая в Коми» (1983-1984).
Олег Сулович работал в карандаше и тушью, фломастерами и белилами, акварелью и маслом. Нередко художник комбинировал несколько материалов. Но особой виртуозности, как уже говорилось, мастер достиг в своих офортах.
Травленый штрих и акватинта, резерваж и сухая игла, мягкий лак, эффект открытого травления – все эти приемы график использует в различных комбинациях. Варьируется также время травления и количество досок. Арсенал инструментов офортиста был поистине огромен. Все это позволило художнику, используя две или три краски, достигать в офортах живописного многоцветия.
Разнообразие техник помогает в передаче оттенков чувств художника. Трагичностью веет от офорта «Хмурый день» и других работ из серии «История. Люди. События».
Репродукции Олега Юнтунена, благодаря его неустанным поискам, за короткое время стали отличаться оригинальностью и узнаваемостью авторского стиля. Это обеспечило ему в ближайшей перспективе частое появление на всесоюзных и республиканских выставках. Искренняя любовь к родной Карельской земле и России в целом толкали художника на постоянные путешествия по берегам и островам Ладожского и Онежского озер, по земле Калевалы и к далекому Белому морю, на Кольский полуостров в Мурманскую область, на Баренцево море, в Сибирь, на Енисей. Во всех его пейзажах, выполненных под впечатлениями от путешествий, присутствуют признаки деятельности человека. У О.С. Юнтунена они практически никогда не делают картину прекрасней (рис. 1).
Олег Сулович является воплощением нордического характера и мироощущения как в графике, так и в жизни. Творческое мировоззрение художника сформировалось на фоне влияния «сурового» стиля 1960-х годов и стиля его отца – мастера эпического пейзажа. Именно от отца художник перенял также невероятную любовь к Северу, к путешествиям, к простым и «настоящим» сюжетам.
Мир произведений Олега Юнтунена непосредственно связан с холодными водными просторами и островами, следами ушедшего ледника и скудной растительностью болот, суровой красотой и особым внутренним магнетизмом северного ландшафта. Графические листы мастера поразительно достоверны и просты по сюжету. В них оригинально изображен дальний плоский горизонт, снег и лёд, безлюдные пологие берега, камни, брёвна, трава. Увы, безрадостно в работах мастера прослеживаются признаки присутствия человека в виде заброшенных лодок, одиноких изб и старого железа, лишенных эстетики строений элеваторов, электростанций и бараков (рис. 2).
Особая нота тишины, состояние внутренней самопогруженности и северной созерцательности, неизменно присущи работам Олега Юнтунена. Они точно передают завораживающее ощущение вечности и покоя, всё ещё местами разлитых в пространстве этой земли.
Как известно, «путь художника – бесконечная череда странствий по берегам Белого и Баренцева морей, по Карелии и Мурманской области, по Сибири» (Акбулатова Галина. Олег Юнтунен: [о творчестве художника] / Галина Акбулатова // Север. – 1982. – № 8. – с. 88). Находясь вдали от суеты, в уединении среди прибрежных морских скал или в глухой тайге мастер кропотливым трудом создавал и «перерабатывал» сотни натурных рисунков. Каждую из своих работ он доводил до совершенства.
3. Роль личности и жизненная позиция в искусстве на примере творчества О.С. Юнтунена.
Анализируя роль художников карельской школы в развитии русской графики второй половины ХХ века, можем констатировать, что, работая в разных жанрах и стилистических направлениях, художники карельской земли никогда не теряли связи с русской реалистической школой. В качестве примера хочется привести таких мастеров карельского искусства графики, как М.М. Мечев, мастер линогравюры (иллюстрации к книге «Калевала» 1975), А.И. Авдышев, («Заонежье мое» 1966, «Мои Кижи» 1983, «Осенний мотив»), З.Е. Львович, (офорт «Рыбачьи суда. Сейнеры на рейде», «У пристани» из серии «Наше поморье»), А.И. Морозов (офорт «Пейзаж с рыбой» 1989), О.С. Юнтунен (графика, живопись). Но с полной уверенностью можно сказать, что столь частое изображение промышленных объектов мы можем встретить только в графике О.С. Юнтунена. И в его работах мы видим ярко выраженную встревоженность автора относительно той дисгармонии, которую человек, к сожалению, вносит в природу и, соответственно, зримый образ природы – пейзаж.
Графика Олега Юнтунена является одной из золотых страниц истории карельского изобразительного искусства. Каждое новое прикосновение к его большому и всё ещё не до конца оценённому творческому наследию становится погружением в совершенно особый мир художника. Его главным источником вдохновения и любовью стал Север, а также природа и ландшафт, мощь суровой стихии и трепетность пробивающегося сквозь камни ростка. К характеристике творчества можно отнести и причудливое соединение художником живого и неживого, плоскостного и рельефного, вневременного и приходящего. Художник писал с натуры подробные, детальные этюды, а в мастерской переносил запечатленное на пленэре в свои потрясающие детализацией офорты. От его внимательного взгляда не ускользала ни ветка дерева, ни трещина на камне, ни забытый на берегу обрывок веревки. И тем более четко ощущается боль художника за природу, к которой так небережливо порой относится человек (рис. 3).
Вот разбросаны по берегу реки и скалам бревна, оставленные гнить нерадивыми лесосплавщиками. А вот завод-монстр, не оставляющий вокруг себя почти ничего живого. Некоторые пейзажи О. Юнтунена не случайно сравнивают с иллюстрациями к произведениям Рея Бредбери. Пустынные берега рек и озер с разбросанным по ним «отработанным материалом» у О.С. Юнтунена порой напоминают ландшафт земли после катастрофы (рис. 4).
О. Юнтунен рано ушел из жизни, но он успел воплотить свои идеи в порой простых по сюжету, но потрясающих по красоте, глубине и концептуальности работах. Особенно это касается рисунков карандашом и тушью, живописи акварелью, темперой и акрилом, чёрно-белых и цветных офортах (рис. 5).
Тема творчества карело-финского художника Олега Юнтунена является мало изученной, хотя графические работы мастера вызывали определенный интерес в искусствоведческих кругах при жизни художника. В наше время он, к сожалению, угасает. Одновременно необходимо отметить наличие небольшого количества информации на сайтах музеев изобразительного искусства, Союза художников Карелии, в каталогах выставок. Однако отдельного исследования, специально приуроченного творчеству Олега Юнтунена, пока что не существует.
Заключение
Картины мастера экспонировались на многих выставках. В частности, на Всесоюзной в 1972–1986 годах, российских с 1989 по 1999 года, региональных в 1974–1998 годах, персональной в Петрозаводске в 1988 и 2004 годах, а также за рубежом. Через 15 лет после смерти Олега Юнтунена состоялась выставка графика в Аппатитах. В офортах запечатлены окрестности Кировска, берега Териберки, Белого моря. Здесь, в гравюрах на меди, выполненных в 70-е–80-е годы 20 века, чувствуется зрелость, отточенность и яркая индивидуальность. Потрясает виртуозность, с которой, используя всего 3 доски и 3 краски, художник добивается живописного эффекта в графике. Но главное в работах мастера – это особое, трепетное отношение к природе. Изображая природу в сочетании с промышленными объектами, жилищами людей, а порой и промышленным мусором, художник постоянно обращает наше внимание на небрежное отношение человека к природе, бесцеремонное внедрение людей в природную среду и нарушение тем самым баланса и гармонии, о чем повествуют далекие от чисто внешней красивости работы О. С. Юнтунена (рис. 6).
Творческий и жизненный путь О.С. Юнтунена может стать ярким примером для подрастающего поколения. Ранее творчество этого известного графика вызывало большой интерес у специалистов в области искусства. О нем писали историки искусства, журналисты. В наше время иногда тоже появляются статьи о творчестве художника. Но целостного исследования, а тем более книги о нем еще не написано. Мы считаем это несправедливым, ведь благодаря таланту замечательного графика мы можем прочувствовать не только колорит северной природы, но и услышать искренний призыв мастера бережно относиться к природе, не разрушать баланс и гармонию, оставить место в мире для чистых, нетронутых, поистине радующих душу пейзажей.
Нами проведен технологический эксперимент: автором выполнена работа «Экологический пейзаж» в технике офорта, в ходе которого стала еще более понятна трудоемкость такой редкой в наше время техники графики – офорта (рис. 7).
Список литературы
- Акбулатова Галина. Олег Юнтунен: [о творчестве художника] / Галина Акбулатова // Север. – 1982. – № 8. – с. 88.
- Балагурова Ю. М. Отец и сын. Художники Суло и Олег Юнтунены: Пейзажи одинокой души / Балагурова Ю. М., Юсупова З. Г. – Москва: Инсан, 2008. – 48 с.
- Дом на площади: Сборник статей / Музей изобр. искусств РК. – Петрозаводск: VERSO, 2000. – 63 с.
- Изобразительное искусство Карелии. Художники Карелии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/livvikovskojenaretshije/home/hudozniki-karelii (дата обращения – 04 марта 2021 года)
- Искусство Карелии ХХ века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artmuseum.karelia.ru/collection/iskusstvo-karelii-hh-veka/ (дата обращения – 02 марта 2021 года)
- Музей изобразительных искусств Республики Карелия. – М., 2003. – 64 с.
- Олег Юнтунен: графика: каталог выставки / Министерство культуры КАССР, Союз художников КАССР; [авт. вступ. ст. Н.Н. Громов]. – Петрозаводск: [б.и.], 1988. – 87 с.
- Олег Юнтунен: графика: выставка работ в Петрозаводском филиале банка «Возрождение» / Московский акционерный коммерческий банк «Возрождение», петрозаводский филиал. – Петрозаводск: [б.и.], 1996. – 91 с.
- Союз художников Карелии. Бывшие члены. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-karelia.ru/page/byvshietchleny (дата обращения – 01 марта 2021 года)
- Станкеева Н.Г. К 70-летию художника Юнтунена Олега Суловича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artmuseumtomsk.ru/page/10/0/435 (дата обращения – 03 марта 2021 года)
- Станковая графика: русская графика XVIII – начала ХХ века, отечественная графика ХХ века, графика Карелии ХХ века, зарубежная графика ХХ века: каталог / М-во культуры и по связям с общественностью Респ. Карелия, Музей изобразит. искусств Респ. Карелия; [науч. ред. И. Н. Куспак]; [авт.-сост.: С.П. Сергеев и др.]. – Петрозаводск: Карелия, 2008. – 280 с.
- Суло Юнтунен – мастер карельского пейзажа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fulr.karelia.ru/Resursy/Virtualnye_galerei/Sulo_Juntunen___master_karel_skogo_pejzazha/ (дата обращения – 01 марта 2021 года)
- Художники Карелии / Сост. Юсупова Зифа Габбасовна. – Карелия, 1987. – 304 с.
- Чаплыгина Т. Отец и сын: о выставке художников Суло и Олега Юнтуненых в Музее ИЗО в Петрозаводске / Татьяна Чаплыгина // Курьер Карелии. – 2009. – 29 окт. – с. 14.
- Юфа М. М. In memoriam: [Олег Юнтунен] / Мария Юфа // Выход / Фонд развития творческих индустрий и культурного туризма. – Петрозаводск, 2009. – Вып. 1. – с. 15–16.