Кулёв Александр Вадимович,
доктор педагогики, доктор философии, кандидат педагогических наук
Общая информация об ученическом научном обществе «Юный биолог»
Ученическое научное общество (УНО) «Юный биолог» организовано в гимназии № 205 г. Санкт-Петербурга по инициативе учителя биологии и некоторых учащихся-старшеклассников. Президентом УНО в настоящее время является учитель биологии гимназии № 205, кандидат педагогических наук Александр Вадимович Кулев. Руководящий орган УНО – Президентский Совет УНО, в который, кроме Президента, входят учащиеся – председатель Президентского совета УНО, руководители отделений (секций) УНО из 7-11 классов. Руководители отделений УНО первоначально назначаются Президентом, а впоследствии избираются членами конкретных отделений УНО.
Цель Ученического научного общества «Юный биолог» – совместная деятельность педагогов и школьников, направленная на раскрытие творческого потенциала учащихся гимназии в процессе подготовки ими докладов и сообщений по актуальным проблемам биологической науки. Систематически организуемые заседания УНО, на которых выступают школьники с подготовленными докладами, проводятся во внеурочное время, в сроки, определенные Президентским Советом УНО и в соответствии с годовым планом работы организации.
Вступить в Ученическое научное общество «Юный биолог» может любой учащийся 7-11 классов, успешно выступивший на одном из систематически проводимых заседаний УНО. Условиями вступления являются также личное заявление учащегося на имя Президента УНО и положительные результаты открытого голосования членов УНО, присутствовавших на заседании и слушавших доклад данного школьника.
Принятый в Ученическое научное общество школьник получает удостоверение о том, что он принят в УНО, подписанное Президентом этой организации. В дальнейшем у него появляется возможность регулярно выступать на заседаниях УНО с докладами и сообщениями по интересующим его темам, связанным с развитием биологической науки; получать квалифицированные советы по подготовке выступлений и докладов; слушать и обсуждать доклады своих товарищей; получать консультации по различным вопросам биологической науки; накапливать положительный опыт индивидуальных публичных выступлений.
Конкретный доклад школьника оценивается с учетом четырех критериев: качество представленной компьютерной презентации, содержание доклада, стиль и форма изложения материала выступающим, степень успешности ответов на заданные аудиторией вопросы. Выход из состава членов УНО «Юный биолог», как и вступление в него, является добровольным и осуществляется по личному письменному заявлению учащегося.
Структура ученического научного общества «Юный биолог»
- Президент УНО «Юный биолог» (учитель биологии гимназии).
- Председатель Президентского Совета УНО «Юный биолог» (учащийся-старшеклассник).
- Члены Президентского Совета УНО «Юный биолог» (учащиеся – руководители отделений УНО разных классов).
- Члены Ученического научного общества (учащиеся 7-11 классов гимназии).
Обязанности президента ученического научного общества «Юный биолог»
- В публичных выступлениях привлекать внимание аудитории к работе УНО «Юный биолог», обеспечивая таким образом вступление в него новых членов.
- Публично знакомить слушателей с основными идеями и смыслом деятельности организации УНО «Юный биолог».
- Принимать окончательное решение о членстве конкретных школьников в Ученическом научном обществе «Юный биолог».
- Консультировать членов УНО и собирающихся вступить в него учащихся по вопросам выбора тем докладов и подготовки выступлений на заседаниях УНО.
- Разрабатывать руководящие документы, определяющие стратегические вопросы развития организации.
- Справедливо решать конфликтные ситуации в случае их возникновения в организации.
- Определять сроки проведения очередных заседаний УНО.
- Присутствовать на всех заседаниях УНО, руководить процессом обсуждения докладов и сообщений, сделанных учащимися.
- Консультировать Председателя Президентского Совета УНО и руководителей отделений УНО по вопросам организации работы Ученического научного общества «Юный биолог».
- Осуществлять награждение членов УНО, проявивших себя с наилучшей стороны в процессе работы в организации.
Обязанности председателя президентского совета УНО «Юный биолог»
- Персонально и своевременно информировать руководителей отделений УНО о сроках предстоящего заседания Ученического научного общества.
- Обеспечивать прием в компьютерную группу «УНО Юный биолог» новых членов, уже вступивших в организацию или собирающихся это сделать в самое ближайшее время.
- Отклонять запросы тех, кто хотел бы вступить в компьютерную группу «УНО Юный биолог», но не является членом Ученического научного общества или не собирается в него вступить в самое ближайшее время.
- Сообщать учащимся, желающим вступить в УНО «Юный биолог», что условиями этого являются личное заявление на имя Президента УНО, выступление на одном из заседаний УНО и положительные результаты открытого голосования членов УНО по кандидатуре вступающего в организацию.
- В соответствии с рекомендациями Президента УНО регулярно и своевременно обновлять информацию на странице компьютерной группы «УНО Юный биолог».
- Своевременно информировать Президента УНО о различных проблемах, возникающих в процессе приёма новых членов в компьютерную группу «УНО Юный биолог».
- При необходимости собирать Президентский Совет УНО для решения важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием организации.
- По возможности присутствовать на очередных заседаниях УНО «Юный биолог», выступать с личными докладами и сообщениями, обсуждать выступления других членов УНО.
- Получать консультации у Президента УНО по различным вопросам организации работы УНО «Юный биолог».
Обязанности руководителей отделений УНО
- Регулярно заглядывать на страницу группы «УНО Юный биолог» и в надлежащие сроки доводить до учащихся своего класса появляющуюся там информацию.
- Проводить среди учащихся своего класса агитационную работу, направленную на вступление в УНО «Юный биолог».
- Принимать участие в составлении списка учащихся, выступающих на очередном заседании УНО.
- Заранее оповещать учащихся своего класса о сроках проведения очередных заседаний УНО и о выступлении на них конкретных докладчиков.
- Оповещать Президента УНО о невозможности выступления того или иного запланированного докладчика на очередном заседании УНО.
- Вести и регулярно дополнять список членов своего отделения Ученического научного общества.
- По возможности регулярно выступать на очередных заседаниях УНО с собственными сообщениями и докладами.
- Помогать будущим членам УНО из своего класса вступить в компьютерную группу «УНО Юный биолог», предлагая им ссылку https://vk.com/club145987448.
Обязанности члена УНО «Юный биолог»
- По возможности регулярно посещать заседания ученического научного общества.
- За конкретный учебный год несколько раз выступить на заседаниях УНО с сообщениями или докладами.
- В процессе подготовки докладов руководствоваться требованиями и рекомендациями, имеющимися на странице компьютерной группы «УНО Юный биолог» (в Контакте).
- В процессе подготовки очередных выступлений повышать свой индивидуальный уровень докладчика, расширять собственный биологический кругозор.
- Стремиться к тому, чтобы качество каждого следующего своего доклада было выше, чем предыдущего.
- В случае возникновения затруднений консультироваться с президентом УНО при подготовке очередных докладов и сообщений.
- С пониманием и благодарностью воспринимать корректную конструктивную критику своих выступлений со стороны слушателей на заседаниях УНО.
- Использовать критические замечания, советы и пожелания в свой адрес для дальнейшего совершенствования себя как докладчика.
- Заранее ставить в известность Президента УНО о невозможности собственного запланированного выступления на конкретном заседании УНО, если такое случится.
- Ответственно и заинтересованно относиться к докладам других учащихся на заседаниях УНО, помогать им полезными замечаниями, дружескими советами и пожеланиями.
- Свои критические замечания в адрес других докладчиков излагать в корректном, уважительном стиле, не оскорбительном для выступавших учащихся.
Рекомендации по подготовке доклада
План доклада (на конкретном примере)
- Тема доклада («Амурский тигр»), его актуальность.
- Цель: по литературным источникам познакомиться с биологией и экологией амурского тигра, а также – с условиями сохранения этого вида в природе.
- Задачи:
- познакомиться с систематическим положением амурского тигра;
- получить информацию о внешнем виде этого животного, его образе жизни, биологических особенностях;
- узнать о распространении тигра в природе;
- выявить причины сокращения численности этого вида;
- изучить возможности сохранения тигра в местах его естественного обитания.
- Основное содержание доклада, в котором раскрываются поставленные задачи (несколько кадров презентации с необходимыми иллюстрациями, очень краткими подписями к ним и устными комментариями докладчика).
- Выводы (несколько пунктов с краткими записями, соответствующими поставленным задачам).
- Список литературы (книги и статьи в алфавитном порядке, с полными библиографическими данными).
Продолжительность доклада на ученических конференциях – 7-10 минут. При проведении рядовых (обычных) заседаний Ученического научного общества продолжительность выступления конкретного докладчика строго не регламентируется.
Докладчик имеет право рассказывать по плану, который держит в руках. Дословное считывание больших фрагментов текста доклада не приветствуется. По окончании доклада заслушиваются вопросы присутствующих и ответы на них, а затем – советы и оценочные суждения по поводу прозвучавшего выступления.
Критерии оценивания выступлений участников с научными докладами или сообщениями:
- Качество презентации: её содержание, выбор иллюстраций, соответствие и соотношение текста и иллюстраций (от 2 до 5 баллов);
- Содержание доклада, логичность его построения, обоснованность выводов (от 2 до 5 баллов);
- Форма изложения информации: свободный рассказ, рассказ по плану или дословное считывание текста; темп выступления; умение пользоваться иллюстрациями презентации; эмоциональность и увлеченность докладчика (от 2 до 5 баллов);
- Успешность ответов на вопросы: их правильность, содержательность, логичность (от 2 до 5 баллов).
Дополнительная информация:
- Каждому участнику рекомендуется заранее получить консультации по вопросам подготовки к докладу у учителя биологии.
- Докладчикам, по их желанию, выставляется до 4-х отметок в классный журнал в соответствии с количеством баллов, полученных при оценивании их выступлений по четырем критериям, приведенным выше.
Правила оформления компьютерных презентаций
- Информация на слайдах презентации должна быть представлена в тезисном виде. Ей соответствуют находящиеся здесь же фотографии, рисунки, таблицы, графики, диаграммы.
- Количество слайдов определяется продолжительностью выступления и необходимостью раскрытия его темы в докладе. Избыточное количество слайдов усложняет восприятие содержания выступления.
- Примерный порядок слайдов может быть таков:
- 1-й слайд – название организации, тема работы, автор, руководитель.
- 2-й слайд – актуальность избранной темы.
- 3-й слайд – цель и задачи работы.
- 4-й слайд – методы (способы) получения информации (анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент и т.д.).
- 5-й и следующие слайды – основная часть, в которой представлена текстовая и образная информация по теме доклада;
- следующий слайд – заключение (выводы);
- следующий слайд – список использованных литературных источников;
- следующий слайд – выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе;
- следующий слайд – словосочетание «Спасибо за внимание!» (крупным шрифтом).
- Текст, расположенный на слайдах презентации, должен быть хорошо виден с расстояния нескольких метров.
- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
- Рисунки, фотографии, диаграммы должны сопровождаться названиями. Цифровые данные на них должны быть достаточно крупными и видны с любого места помещения, в котором будет читаться доклад.
- Основная информация, отраженная на графике или диаграмме, должна быть обязательно озвучена в докладе.
Наш опыт организации Ученического научного общества в гимназии указывает на достижение определенных позитивных результатов. Это проявляется в том, что в школе возникла интеллектуальная среда, в которой единомышленники-биологи разных возрастов объединены общей идеей стремления к научному познанию. Наблюдается индивидуальный творческий рост учащихся, регулярно выступающих с докладами и сообщениями. На основе объективной оценки и самооценки личных творческих достижений растет уровень самоуважения учащихся и их уважения друг к другу. Формируется культура научной дискуссии. Общение между участниками, обсуждающими свой или чужой доклад, становится более корректным и содержательным. У членов Ученического научного общества растет интерес к изучению биологии, что подтверждается результатами педагогического наблюдения и анкетирования школьников. Таким образом, следует констатировать, что затраты времени и сил, связанные с организацией работы Ученического научного общества, вполне окупаются в педагогическом отношении.
ЛИТЕРАТУРА
- Кулев А.В., Никитин Д.Б. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферативных и исследовательских работ учащихся в области биологии и экологии. Пособие для учителя / Положение о научно-практической конференции школьников Фрунзенского района г. С.Петербурга «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск». – Изд. Отдела образования Фрунзенского р-на г. С.-Петербурга. – 2004.
- Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации СПб.: Изд. ГОУ СПб ГДТЮ, 2000.
- Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. – № 5.
- Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. – 2014. – № 4.