Автор: Геркусова Екатерина, 11 лет
Константинова Анна, 11 лет
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Захарова Маргарита Анатольевна
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена I места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «Искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить»,
номинация «Исследуем вместе с родителями», 2023 г.
Введение
История Коко Шанель – это история о женщине, которая смогла стать такой, какой она мечтала быть с детства. Ее наследие – бренд Шанель и целая империя в индустрии моды. Сегодня в 100 странах мира действуют около 310 бутиков с логотипом Chanel. Под именем бренда трудятся тысячи сотрудников, производятся и продаются великолепные товары: одежда и аксессуары, косметика, парфюмерия, часы, ювелирные изделия.
В словаре Ожегова читаем: «Успех – это удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе». К успеху стремится каждый, только кто-то это делает открыто, а кто-то скрыто, порой медленно продвигаясь вперед. Но есть и те, кто, пережив поражение, отступают от намеченного. Отсутствие сильных мотивов – одна из наиболее существенных причин. У многих людей набор жизненных интересов ограничен, и поэтому не возникает поводов для активного «включения» в жизнь, поиска своего пути. В этих случаях полезно расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели, а, следовательно, стремление к их достижению. Управлять своими желаниями и добиться намеченной цели может только человек, обладающий эмоционально-волевым контролем собственной деятельности. Этим умением, я думаю, и обладают великие люди, которые, подобно Шанель, смогли воплотить мечту и стать успешными. Ее жизненный путь – это пример железной воли и стойкого характера. Всякое волевое действие раскладывается на несколько этапов. Вначале – это осознание цели. Затем – стремление к ее достижению. Потом – осознание ряда возможностей. За ним следует осознание мотивов, их подкрепляющих и опровергающих. После этого наступает борьба мотивов. Завершается она выбором решения! И, наконец, наступает осуществление решения. Развить в себе эти качества целеустремленности и свободы мысли нелегко. Но при желании можно достичь существенных результатов. Один из эффективных методов на начальном этапе является хороший пример, которому хочется подражать. Для меня – это изучение биографии и анализ наиболее значимых этапов профессиональной деятельности человека с мировым именем.
Желание разобраться, какими качествами должен обладать человек, добившийся признания, и какие факторы способствуют достижению успеха, послужило началом моей исследовательской работы.
Обоснование выбора темы
Чтобы стать дизайнером одежды и создавать стильные и интересные вещи, нужно разбираться в моде, тканях и иметь навыки конструирования. Дизайнер одежды умеет добывать информацию и работать с ней. Он отслеживает мировые модные тренды и внедряет их в свои коллекции, умеет замечать уникальность у конкурентов и находить ее в проектах, с которыми работает. В то же время не каждый дизайнер в будущем может вырасти до кутюрье, который создает эксклюзивные модели для всемирно известных модных домов. «Только непреодолимое желание добиться своего и намерение иметь желаемое, сдвигает любые горы на пути к успеху. Мысли и стремление к созерцанию должны быть превыше сомнений и волнения», – говорят известные кутюрье.
Таким образом, для меня актуальность данной работы определяется исследованием личностных качеств и образа мысли, играющих главную роль в процессе становления Габриель Бонер как непревзойденного законодателя моды и стиля. Я думаю, что такого успеха способен добиться человек с креативным подходом и нестереотипным образом мышления.
Цель исследовательской работы: основываясь на известных фактах жизни и творческого пути знаменитого в мире дизайна и моды человека ответить на один, но очень сложный вопрос: «Как стать и быть успешными в будущем?» и создать презентацию по итогам работы.
Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- Изучение литературы по теме «Коко Шанель – история успеха».
- Знакомство с биографией и творческой деятельностью Коко Шанель.
- Анализ фактического материала.
- Выявление основных факторов, определяющих успешность и значимость наследия профессиональной деятельности Коко Шанель.
- Практическая часть работы: создание презентации.
Объект исследования: творческая деятельность Коко Шанель.
Предмет исследования: личностные качества Коко Шанель как фактор успешности модельера.
Этапы проведения исследования:
- поиск информации и проверка сведений (интернет): декабрь 2022 года;
- подготовка теоретической части: ноябрь 2022 – январь 2023 года;
- практическая часть (подготовка презентации и познавательной игры): ноябрь 2022 – январь 2023 года.
Ожидаемый итоговый результат
Созданная в результате проведенной исследовательской работы презентация познакомит с кардинальными изменениями в мире моды, поможет прояснить понятия «стиль» и «единый образ», раскрытые в коллекциях Коко Шанель и принесшими ей мировую известность.
Практическая значимость проекта: материалы исследования можно использовать для информационной работы с различными слоями населения, включая подростков и детей средней школы.
Методы исследования
При подготовке исследовательской работы использовались следующие методы:
- Анализ литературы.
- Исторический метод.
- Классификация.
- Аналитическое обобщение.
Биографическая справка
Габриель Бонер Шанель родилась в Сомюре (Франция) 19 августа 1883 года, в бедной семье. Ее мать была швеей, а отец – торговцем на ярмарке. Ее мать умерла, оставив 3 маленьких дочерей и 2 сыновей. Отец, Альберт Шанель, дочерей оставил в приюте и не принимал участия в дальнейшем их воспитании. Но родственники, сами того не желая, сильно повлияли на жизнь девушки. К этому выводу пришла сама Шанель, размышляя о прошлом: «Творить… Неужели я научилась этому у тетки?»
В 18 лет девушка покинула приют и начала работать в Мулен продавцом в магазине одежды. Там она учится швейному делу: «Должна же быть… какая-то профессия, которая поможет заработать на пропитание». И это не единственное решение, необходимо было расширить круг интересов и знакомств. В кафе «Beuglant de la Rotonde» она впервые выходит на сцену и исполняет песню «Qui qu’a vu Coco sur le Trocadéro». Отсюда берет начало имя Коко. Богатый джентльмен Этьену Бальзан становится покровителем молодой певички и вводит ее в высшее общество Парижа.
В свободное время Коко занимается верховой ездой и это новый интерес и шаг в направлении, которое еще не четко, но начинает прослеживаться в жизни девушки – создание и изготовление, в данном случае, аксессуаров и шляпок. Начинает проявляться ее индивидуальный, непревзойденный стиль. Коко выбирает удобную и простую одежду, отказываясь от корсетов, платьев с оборками и больших головных уборов.
«Все должно само собой образоваться, я ничуть не сомневалась в успехе». Это слова Шанель и удача, действительно, не покидает ее. В этот период она знакомится с Артуром Капелем, своей единственной настоящей любовью. Именно он, уверенный, что Коко обязана применять свой свободный характер и свой талант к шитью, уговаривает ее открыть собственное ателье.
22 декабря 1919 года происходит трагическое событие, погибает в автокатастрофе А. Капель. Чтобы отвлечься от горьких мыслей, она погружается в работу. Период с 20-50 годов прошлого века, это период открытий новых образов, стилей в мире моды и представлений о моде в сознании обычных людей и профессионалов, причастных к этой индустрии, Шанель достигает мировой славы и только через 50 лет она признается, что «…потеряв Капеля,.. потеряла все».
Карьера дизайнера. Шляпки от модистки
В 1909 г. А. Капель поддерживает Коко и помогает в открытии первого магазина аксессуаров и шляпок «Chanel Modes» (рис. 1). Уникальный своей простотой, удобством и элегантностью стиль, умело противопоставленный традициям и устоям времени, притягивал внимание клиентов. Дела «Chanel Modes» шли хорошо. Коко открывает свой магазин в Довиле в 1913 году, а уже в 1918 г. еще один салон – в Биаррице.
«Моды не существует, если она не на улице»
В 1914 г. во время Первой мировой войны и нехватки тканей Шанель покупает трикотаж джерси – материал, который игнорировали модные дизайнеры того времени. С помощью этого материала Коко создает строгую и практичную женскую одежду (рис. 2). Популярность Коко растет, она становится финансово независимой и покупает два здания на улице Камбон, расширяя таким образом свою компанию. В ателье Коко работают больше сотни рабочих. Коко становится предпринимателем и теперь может воплотить в жизнь личные идеи в искусстве быть роскошной.
Мужской гардероб – основа стиля
Основу стиля Коко составлял мужской гардероб. Она предлагает дамам не только платья и юбки, она предлагает им брюки и короткие стрижки. Благодаря Шанель в моду входит кардиган и брюки-галифе. Будучи сторонницей изящного внешнего вида женщин, она отвергала стесняющие атрибуты женской одежды.
Меховое шоу
В 1915 году Шанель открывает еще один салон в г. Биарритц и организует шоу, где рекламирует изделия из меха (рис. 3). Модели, русские по происхождению, носили меха с такой легкостью, как будто бы дорогие меха были будничной повседневной одеждой.
Русский стиль – блуза и рубашка
В 1923 г. Коко вводит в моду блузу с поясом и крестьянскую рубашку, на изготовление которой ее толкнули одежды русских крестьян. Рубашка превращается в униформу парижанок (рис. 4).
Первый модельер, занимающийся парфюмерией
Одним из наиболее значимых событий в карьере Коко и главным источником дохода для нее стали духи Шанель № 5. Помощь в создании ароматов оказал русский парфюмер Эрнест Бо. Он предложил 5 ароматов. Аромат номер 5 заслужил симпатию Шанель, поэтому первый аромат получил название Chanel № 5 (рис. 5).
И снова успех
В 1924 г. Шанель создает компанию – «Parfums Chanel», продолжая сотрудничать с Эрнестом Бо. В 1922 г. появляются духи «Le 22», в 1924 – «Cuir de Russie», в 1925 – «Gardenia» и в 1926 «Bois des îles».
Вершины успеха Коко Шанель достигает в 1926 году, причиной послужило новое открытие моды – черное платье (рис. 6). Черное платье сейчас считается классикой, иконой стиля, а тогда было не понятно, как отнесется общество к этому новшеству. Черное платье находит свою аудиторию и получает замечательные похвалы критиков в журнале «Vogue». Платье копируют, сравнивают с американским автомобилем «Форд».
Коллекция ювелирных изделий
Казалось, Шанель занимает лидирующие позиции во всех сферах моды, единственная, неохваченная вихрем изменений сфера – ювелирное дело. Но уже в 1932 г. она презентует первую коллекцию ювелирных изделий «Bijoux de Diamants» (рис. 7).
Классика дома Chanel
В 1954 году Шанель открывает Дом моды. Снова собственный взгляд, и на смену послевоенной моде на пышные платья Коко предлагает неожиданный силуэт Chanel: это пиджак с четырьмя карманами и твидовый костюм, украшенные золочеными пуговицами (рис. 8).
Три наряда, но «очень стильных»
10 января 1971 года в своей квартире в отеле «Риц» умерла знаменитая Коко Шанель. Коко оставила современникам свежий взгляд на современную женщину, и вечный афоризм «Мода выходит из моды, стиль – никогда». После смерти в ее гардеробе нашли всего три наряда, но «очень стильных», как бы сказала сама Коко Шанель. Коко смогла преодолеть барьеры высшего общества, стала своеобразным символом свободы женщины в обществе.
С 1983 года креативным директором Дома Chanel становится Карл Лагерфельд.
Стиль от Шанель – единый образ, лишенный случайных вещей, не сочетающихся друг с другом
Особенности стиля:
- спокойная цветовая гамма холодных оттенков; предпочтение белому, серому и черному тону;
- покрой юбок, брюк выбирают от бедра или клеш. Эти модели придадут более стройный образ их обладательнице;
- платья не обтягивают фигуру, а длина немного прикрывает колени;
- пальто прямого покроя и жакеты из твида носят, набросив на плечи;
- в качестве узора рекомендовано использовать полоски, гусиные лапки и шахматную клетку;
- введен «временной этикет» – днем носят неброские аксессуары, вечером – колье или сережки в комплекте с браслетами;
- из обуви необходимо выбирать ботинки или лодочки;
- необходима «изюминка» в образе – кокетливая шапочка и сумочка.
Правила образа
- Пиджак. Мадемуазель так понравился пиджак для охоты одного из аристократов, что она немедленно решила предложить эффектную деталь гардероба женщинам. Пиджак позволял свободно размахивать руками, не ограничивал движение».
- Жакет. Сначала появился удлиненный приталенный жакет из твидовой ткани, опушенный мехом. Модницы не могли раскошелиться на такую дорогую вещь, поэтому Коко придумала более дешевый вариант: укороченный жакет из трикотажа с выделенной линией плеч.
- Брюки. Элемент мужского гардероба, перешедший в женский гардероб. Сегодня без брюк невозможно создать стильный образ. Правильно подобранная модель скрывает недостатки фигуры, дарит чувство комфорта.
- Юбка-карандаш классической длины ниже колен.
- Коктейльное черное платье – визитная карточка Дома Шанель.
- Сочетание в обуви двух цветов. Покорили модниц лакированные туфли белого цвета с черными носками.
- Тельняшка. Заимствовав у мужчин тельняшку, Коко предстала перед модницами в стильном образе. С легкой руки законодательницы стиля тельняшки стали носить вместе с легкими брюками, получив свежий летний образ.
- Украшения. Коко обожала драгоценности и бижутерию, но рекомендовала не перегружать украшениями образ. Шанель подчеркивала стройность цепочками, которые носила не только на шее, но и на поясе. Известно ее пристрастие к запонкам, брошам-камеям, жемчужным и рубиновым бусам. Кутюрье всегда дополняла образ драгоценными аксессуарами, и сейчас на модных показах от Chanel представлены ободки, броши и многослойные бусы из жемчуга.
- Сумки. Шанель освободила руки женщин, предложив элегантные сумочки на цепочках и ремнях.
- Духи. Стиль Коко Шанель в одежде останется незавершенным без капли любимого аромата под номером 5. Духи не теряют популярности, становясь завершающей нотой изысканного женского образа.
Наследие великого модельера и дизайнера
Брючный костюм для женщин.
Духи Шанель № 5 (первые со шлейфом).
Сумочка на цепочке.
Маленькое черное платье.
Костюм из букле.
Логотип.
Заключение
В процессе написания работы была изучена литература, касающаяся вопросов истории моды, а также биография ее законодательницы, раскрывающая черты характера, позволившие вырасти девочке-сироте до дизайнера с мировым именем, которой удалось создать не моду, а свой неповторимый стиль. «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать», – девиз, которому она следовала всю жизнь. Коко Шанель – единственный человек из мира моды, кого журнал «Times» внес в список ста самых влиятельных людей XX-ого века за ее бесценный вклад в мировую моду.
Полученная информация мотивировала к просмотру, хотя и виртуальному, квартиры-музея Коко Шанель в Париже, что приоткрыло еще одну часть жизни великой женщины. Выбор между карьерой и личной жизнью каждый делает сам и, возможно, это самый сложный выбор.
Результатом проведенной работы стала систематизация изученных материалов в виде презентации.
Источники информации
- Делэ К. Одинокая Chanel. – М.: СЛОВО/CLOVO, 2016
- Моран П. Аллюр Коко Шанель. – М.: ЛИМБУС ПРЕСС, 2010
- Пикарди Ж. Легенда и жизнь. – М.: СЛОВО/CLOVO, 2018
- Шарль-Ру Э. Время Шанель: – М.: СЛОВО/CLOVO, 2019, 384 с.
- Эдрих М. Загадочная Коко Шанель. – Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012
- Сайт международного женского клуба Paris-Сhanch (По материалам статьи Анны Залевской 18.09.2015 и Википедии), 2022. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.paris-chance.com/style-parijanki/manuskript/zhenshhiny-legendy-izmenivshie-mir-soco-chanel/ (дата обращения 18.11.2022)
- Финансовый блог МойРубль/ История успеха [Электронный ресурс]. – URL: https://myrouble.ru/bio-coco-chanel/ (дата обращения 12.12.2022)
- Хостинг документов ученикам и учителям [Электронный ресурс]. – URL: https://doc4web.ru/zhurnalistika-/biografii-koko-shanel.html (дата обращения 09.01.2023)