Автор: Кошуняева Дарья, 12 лет
ГБОУ ДДЮТ г. Архангельск
Руководитель: Чивиксина Татьяна Евгеньевна
ГБОУ ДДЮТ г. Архангельск
Работа удостоена 1 места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», номинация «Проекты», 2023 г.
Введение
Я занимаюсь декоративно-прикладным творчеством в Мастерской «Светёлка» в ГБОУ «Дворец детского и юношеского творчества» с семи лет. На третьем году обучения увлеклась лоскутным шитьем. Первыми работами в данном виде рукоделия стали прихватки из треугольников и квадратов. Затем сшила коврик-кругляш из треугольников, далее – панно в технике «колодец». Шитьё с использованием этой техники мне показалось наиболее интересным.
Моя малая родина – Русский Север, где «Природа скупа, а изделия баски», как говорит Галина Ивановна Меньшикова – основательница Мастерской «Светёлка». Архангельский край знаменит неповторимыми закатами, когда краски на небе меняются быстро, и трудно передать многоцветность этого явления. Из окон нашей мастерской открывается чудесный вид на реку Северная Двина. Однажды во время занятий я вдохновилась закатом над рекой (рис. 1). Это было зимой, когда день короткий, и радуешься каждому лучику солнца. Если солнце ушло за горизонт, то небо окрашивается удивительными красками багрянца. Так пришла идея: создать лоскутное одеяло «Зимние закаты над Северной Двиной».
Цель работы: выявление наиболее популярного блока лоскутного шитья в Архангельске и его окрестностях для последующего изготовления большого лоскутного одеяла.
Задачи:
- Познакомиться с историей лоскутного шитья в Архангельской области.
- Определить наиболее часто используемый блок лоскутного шитья с помощью опроса, наблюдения, изучения различных источников информации.
- Обратиться за консультациями к известным мастерицам-лоскутницам города Архангельска и в музеи.
- Изготовить большое лоскутное одеяло.
- Оформить проект.
Методы: изучение литературы по теме исследования, беседа, анализ и систематизация сведений, практический метод (изготовления изделия), фотографирование.
Методика
На первом этапе я обратилась к источникам информации. Посетила выставки и музеи, где представлены лоскутные одеяла и панно, чтобы определить, какие блоки использованы в изделиях. С той же целью летом побывала на ярмарках мастеров и затем – на ежегодной осенней «Маргаритинской ярмарке». Побеседовала с известными мастерицами Архангельска Галиной Ивановной Меньшиковой и Натальей Васильевной Кузьминой, а также обратилась к исследовательской работе обучающейся в Мастерской «Светёлка» Литоминой Анастасии. В результате пришла к выводу, что наиболее популярный блок в лоскутном шитье – это «колодец».
Одновременно занималась историей лоскутного шитья и практической частью проекта: изготовление большого лоскутного одеяла в технике «колодец».
На последнем этапе оформила проект в письменном и электронном варианте.
Когда появилось лоскутное шитье?
Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Она заключается в составлении разнообразных композиций – мозаичных узоров – из выкроенных по шаблону пестрых и однотонных отрезов ткани.
Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 годом до н.э. В музее города Токио хранится старинный наряд с лоскутными узорами. Английским археологом А. Штейном был обнаружен буддистский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.
История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.
Английское название данной техники – «пэчворк» (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков). Это практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества.
В России такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики. В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации – нашивания лоскутков на единый фон.
История лоскутного шитья в России
В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это ремесло, ставшее впоследствии искусством, достигло в конце XIX века, что связано с началом развития производства ситцевых тканей машинным способом на мануфактурах. Появились недорогие ткани из хлопка с набивным рисунком. Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий: одеяла и занавески, коврики и подушки, и многое другое.
В настоящий момент во многих музеях художественного и декоративно-прикладного направления находятся коллекции из изделий из лоскута, например, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца. Я видела изделия из лоскута в Музее «Малые Корелы» и в музее Школы народных ремесел города Архангельска.
Лоскутное шитье в Архангельской области
Архангельская земля славится своими мастерицами-лоскутницами. На Русском Севере лоскутные изделия изготавливались без подбора. Детали мастерицы сшивали слегка криво и косо. Лоскутные изделия не принято было утюжить. Поэтому их иногда отстрачивали по лицевой стороне. Такие изделия считаются более архаичными.
Лоскутные изделия в разных районах Архангельской области отличаются цветовой гаммой, рисунком (лоскутным блоком), способом изготовления. Например, в Каргопольском (рис. 2) и Красноборском (рис. 3) районе чаще всего встречается блоки «русский квадрат» и «трапеция», используются ткани черно-коричневых цветов. Блок «трапеция» известная лоскутница Архангельска Ольга Жаренова называет «Каргопольским квадратом». А на Пинежье предпочтение отдают одеялам красно-синей цветовой гамме из треугольников.
На занятиях в Мастерской «Светёлка» и в других образовательных организациях, на выставках и городских ярмарках состоялось знакомство с архангельскими лоскутницами. Шедевры современных мастериц представлены в ФГБУК «Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», «Детской школе народных ремёсел». Периодически бывают выставки лоскутных изделий в музее «Усадебный дом Е.К. Плотниковой» и в филиале МУК «АГКЦ» «Поморская АРТель». В результате анализа этих работ и бесед с мастерами была составлена следующая таблица.
Результаты анализа блоков наиболее часто используемых лоскутницами Архангельска и его пригородов
Таблица 1
В нашем доме в деревне Пустошь Приморского района Архангельской области, которая находится на острове рядом с Архангельском, тоже есть изделия, выполненные мною совместно с мамой. Они украшают кровать и столик в так называемом в нашей семье «малого зала» старинной избы. Лоскутное одеяло в технике «колодец» получилось по цветовой гамме спокойным и летним, и мы его назвали «Сиреневый туман над Пустошью» (рис. 4).
План работы над проектом
Таблица 2
Материалы и инструменты
Материалы, необходимые для изготовления большого лоскутного одеяла
- Ткани хлопчатобумажные сине-розовой цветовой гаммы.
- Поликоттон – ткань, необходимая для изнанки одеяла.
- Нитки швейные полиэстр № 40.
- Нитки хлопчатобумажные № 50 для сметки.
Инструменты:
- Ножницы.
- Дисковый нож.
- Мат для раскроя.
- Линейка для пэчворка.
- Карандаш, портновский мелок.
- Булавки.
- Иголки.
- Швейная машинка.
- Утюг.
- Гладильная доска.
Описание изготовления изделия
Техника изготовления блока «колодец»
На основу из белой ткани от центра по спирали, как показано на схеме (рис. 5), нашиваются разноцветные полосы. Мысленно делим квадрат (см. схему) по диагонали. Детали под №№ 1, 2, 5, 6, 9, 10 одной цветовой гаммы, например, розовой, а другая часть квадрата – синей цветовой гаммы.
Выбор тканей
Выбрали материалы для раскроя сине-розовой цветовой гаммы (рис. 6).
Раскрой
Было принято решение, что полосы различных цветов и оттенков для блока «колодец» раскраиваем с помощью дискового ножа и специального мата. Ширина полос – 4 см. Длина полос рассчитывалась, в зависимости от расположения ее в блоке «колодец». Чем дальше от центра блока, тем длиннее полосы, следовательно, выкраиваем полосы длиной от 4 до 10 метров каждого цвета ткани.
Основу квадратного блока кроим из хлопчатобумажной ткани белого или светлого тона размером 25 х 25 см. Маленькие цветные квадраты для центра блока «колодец» размером 6 х 6 см выкраиваем ножницами, соблюдая правило раскроя по долевой нити.
Техника безопасности
В процессе изготовления изделия (рис. 7) автор работы руководствовалась инструкциями по правилам техники безопасности при работе с инструментами для шитья (рис. 8).
Сшивание блоков «колодец»
На основу квадратного блока накладываем центральный красный квадрат и закрепляем в центре булавкой, потом с припуском по лапке притачиваем маленькую полоску голубого цвета в горошек, отгибаем её и пальцем заглаживаем сгиб. Поворачиваем квадрат на 90 градусов и притачиваем следущую полоску такого же цвета, но длинее. Продолжаем пришивать полоски разных цветов последовательно по спирали, заканчиваем сшивание блока темно-красным цветом.
Влажно-тепловая обработка
После завершения блока «колодец» каждый квадрат необходимо отутюжить (рис. 10).
Раскладка готовых блоков и подготовка к стачиванию
Раскладываем получившиеся лоскутные квадраты-блоки в готовое полотно. Обращаем внимание на рисунок будущего одеяла. Скалываем булавками блоки в полосы из 4 квадратов. Они хорошо видны при раскладке. Получилось 6 полос.
Стачивание блоков в большое полотно
Стачиваем полосы и отутюживаем их. Далее сшиваем полосы между собой в большое полотно (рис. 11).
Выбор и раскрой окантовки
Подобрали ткани для окантовки розового, бордового и голубого цветов. С помощью дискового ножа раскроили полосы нужного нам размера. Ширина полос: розовый цвет – 10 см, бордовый – 4 см, голубой – 3 см, длиной каждой полосы – 6,5 м. Сшили розовую и синюю полосы между собой, потом отутюжили шов (рис. 12).
Притачивание окантовки
Притачиваем кант из двух цветов сначала на противоположные длинные стороны, а затем на короткие (рис. 13). И проводим влажно тепловую обработку.
Раскрой подкладки и соединение ее с лицевой стороны
Выкраиваем подклад из поликоттона, простеганный на синтепоне, в размер полотна одеяла. Скалываем верх одеяла и подклад булавками, сметываем и отстрачиваем по канту. Срезаем излишки подклада и обрабатываем открытые срезы окантовкой бордового цвета. Отутюживаем изделие через мокрый проутюжильник или при помощи парогенератора (рис. 14).
Представление и защита проекта
Описание готового изделия:
- Наименование: большое лоскутное одеяло «Зимние закаты над Северной Двиной».
- Размер: 130 х 180 см.
- Основной блок: «колодец».
- Количество блоков – 24.
Защита проекта проходила 1 июня 2022 года в «ПоморскойАРТели» (филиал МУК «Архангельский городской культурный центр»), где открылась итоговая выставка работ обучающихся Мастерской «Светёлка» (рис. 15).
Заключение
Автор проекта занимается лоскутным шитьем три года и за это время освоила различные блоки: «квадраты», «треугольники», «шпалы», «соты» (шестигранник), «колодец». Наиболее сложными для изготовления лоскутных изделий считаются «соты» и «колодец». Автор изготовила 2 больших одеяла, 2 панно, 2 лоскутных кругляша.
В результате работы над проектом автор изучила историю появления лоскутного шитья в мире и России (кратко), посетила выставки и музеи с целью знакомства с работами мастериц-лоскутниц. С некоторыми из них познакомилась, беседовала или обратилась за консультацией.
В результате анализа частоты использования блоков в лоскутном шитье в Архангельске и пригородах пришла к выводам:
- наиболее часто используемые блоки: «колодец» (используют мастерицы с опытом) и «треугольник» (может выполнить и начинающая юная мастерица);
- цветовая гамма зависит не только от фантазии мастерицы-лоскутницы, но и от ассортимента тканей в конкретном регионе;
- современные материалы позволяют изготавливать изделия на профессиональном уровне (менее привлекательны изделия из вторично используемых тканей).
Выполнена практическая часть проекта – создано большое лоскутное одеяло «Зимние закаты над Северной Двиной». Это сложное изделие, выполненное автором самостоятельно (без помощи мамы). На защите работы во время проведения итоговой выставки работ обучающихся «Мастерской Светёлка» необходимо было представить одеяло и рассказать об этапах реализации проекта. Экспертами было отмечено: точность стыков блоков лоскутного одеяла, аккуратность выполнения швов, интересный подбор цветовой гаммы.
Автор считает, что цель и задачи проекта выполнены (рис. 16).
Источники информации
- Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М.: Культура и традиции, 1997.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А., Лоскутики. – М.: ЭКСМО-пресс, 1998.
- Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: «Паритет», 2000.
- Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: «Школа-Пресс», 2000.
- Эдди Селия. Лоскутное шитье. Энциклопедия. – М.: «Арт-родник», 2007.
- История лоскутного шитья (кратко). История лоскутного шитья в России. URL: https://fb.ru/article/193932/istoriya-loskutnogo-shitya-kratko-istoriya-loskutnogo-shitya-v-rossii; (дата обращения 08.11.2022)
- URL: https://cs11.pikabu.ru/post_img/2020/07/21/9/159534348717857666.jpg; (дата обращения 26.01.2023)
- Фотографии закатов над Архангельском, URL: https://cs6.pikabu.ru/post_img/big/2014/05/29/6/1401350449_1748196746.jpg, (дата обращения 26.01.2023)
- Каргопольское лоскутное разноцветье, URL: https://dzen.ru/a/X5qJFSZ2sXUTFnv- , (дата обращения 26.01.2023)
Неопубликованный источник
- Литомина А.А. Лоскутное шитье в Приморском районе Архангельской области: вчера, сегодня (на примере собственных работ). Исследовательская работа, 2013.
Информаторы
- Галина Ивановна Меньшикова (д. рожд. 21 мая 1940 года) – уроженка г. Архангельска, основатель Мастерской «Светёлка».
- Наталья Васильевна Кузьмина (д. рожд. 31 октября 1956 года) – житель г. Архангельска, народный мастер, научный сотрудник музея деревянного зодчества «Малые Корелы» г. Архангельск.
Консультанты
- Кушкова Людмила Витальевна – методист по научно-просветительской деятельности ГБУК АО «Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера».