Автор: Синяк Олеся, 8 лет,
ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Виноградова Светлана Витальевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Работа заняла 2 место на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить»,
номинация «Художник и его творения», 2023 г.
Введение
Идея моей работы появилась, когда я помогала маме мыть посуду после семейного чаепития. Мама попросила меня обращаться с фарфоровыми чашками и блюдцами аккуратно и бережно. «А почему?» – задумалась я.
Чашки были куплены не так давно, но мои родители уже считают их семейным достоянием, так как они сохраняют память о наших семейных торжествах.
Мама рассказала, что многие семьи бережно собирают и хранят фарфоровую посуду, которая с каждым годом становится дороже не только в цене, но и как наследие. До сих пор фарфоровый чайный сервиз – хороший и желанный подарок.
Я предполагаю, что фарфоровая чашка из домашнего сервиза может пробудить интерес к поиску информации о фарфоре, его истории и подходящего способа изготовления чашки из холодного фарфора в домашних условиях, положить начало творческой идее и семейной традиции.
Актуальность моего с родителями исследования определил интерес. Мне хотелось узнать самой и рассказать другим историю и свойства материала, из которого сделана фарфоровая чашка нашего семейного сервиза. Узнать можно многое, но для этого нужно научиться добывать эти знания самому, использовать их, мыслить творчески. Познакомившись с моими находками, одноклассники смогут вдохновиться смелыми идеями, применить новые материалы в творческих работах, заложить новые семейные традиции.
Цель: исследовать вместе с родителями историю и свойства фарфора, способы изготовления его в домашних условиях для использования и применения полученных знаний и умений в самостоятельном и совместном семейном творчестве.
При этом я решала следующие задачи:
- Вместе с родителями проанализировать и систематизировать полученную информацию из всех возможных открытых источников: выявить основные сведения об истории и свойствах материала, из которого сделана фарфоровая чашка нашего семейного сервиза; выполнить обзор информации.
- Исследовать при помощи родителей способы изготовления холодного фарфора, провести опыт по поиску удобного и доступного рецепта для изготовления чашки в домашних условиях.
- Вместе с родителями проанализировать полученную информацию о различных рецептах холодного фарфора и по результатам опытов выбрать удобный и доступный; выполнить обзор практической части исследования и изготовить чашку из холодного фарфора.
- Провести опрос среди одноклассников и сверстников 2-х классов средней школы № 619 Калининского района с целью выяснить, что они знают об истории и свойствах фарфора, какими они представляют себе семейные традиции, связанные с фарфором, увлекает ли их самостоятельное или совместное семейное творчество. Вместе с родителями проанализировать и систематизировать полученную информацию по итогам опроса.
- Сделать выводы, как знания об истории и свойствах фарфора, способах изготовления его в домашних условиях можно использовать и применять в самостоятельном и совместном семейном творчестве.
- Оформить собранную информацию в презентацию исследовательской работы, представить презентацию одноклассникам и сверстникам 2-х классов средней школы № 619 Калининского района.
- Провести анкетирование среди учащихся 2-х классов средней школы № 619 Калининского района с целью выяснить, какие сведения о фарфоре и возможности изготовить его в домашних условиях получили ребята при представлении исследовательской работы, будут ли они полезны им в дальнейшем творчестве и семейном общении. Вместе с родителями проанализировать и систематизировать полученную информацию по итогам анкетирования учащихся.
- Оформить исследовательскую работу, включив в нее все собранные материалы.
Объект исследования – история и свойства материала, из которого сделана фарфоровая чашка нашего семейного сервиза.
Предмет исследования – фарфоровая чашка.
Основные методы исследования – поиск, систематизация и анализ источников, опыт, анкетирование, опрос.
Считаю очень важным и нужным узнать самой и познакомить сверстников с историей и свойствами материала, из которого сделана фарфоровая чашка нашего семейного сервиза. Найти и предложить одноклассникам простой способ изготовления чашки из холодного фарфора в домашних условиях.
Знания об объекте моего исследования и осведомленность о доступных материалах для творчества должны побудить моих сверстников к поиску новых идей и открытий.
История и свойства фарфора
Что такое фарфор? Фарфор – это разновидность керамики. Изделия из белой глины обжигаются в печи при температуре более 1000 градусов. Точная температура обжига зависит от типа фарфора. Потом изделия покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Получаются изделия абсолютно белого цвета, имеющие тонкие стенки, при легком ударе о которые издается высокий чистый звук, почти как у хрусталя (рис. 1).
Китай – родина фарфора. Первый фарфор появился в Китае более 3 тысяч лет назад. Рецепт его изготовления держали под строжайшим секретом, за разглашение которого грозила смертная казнь.
Предполагается, что происхождение слова фарфор происходит от персидского «фагфур» – «сын неба» – титул китайского императора. Этим словом персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающей керамики, которой они торговали в Европе (рис. 2).
Английское название фарфора – porcelain (пОрслин) или «порцелин» произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино – это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора итальянцы предполагали, что именно морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.
Виды и свойства фарфора разнообразны. Фарфор не только красив, но имеет много полезных свойств: хорошо сохраняет тепло, не пропускает воду, имеет высокую механическую прочность.
В зависимости от состава глиняной фарфоровой массы фарфор подразделяют на мягкий и твердый. В повседневном обиходе мы используем твердый фарфор, а мягкий используют, в основном, для художественных изделий (рис. 3).
Производство фарфора в России освоили только в XVIII веке, несмотря на то, что фарфор из Китая в России был известен еще с XIII века. Но только в 1744 году в Санкт-Петербурге была основана российская «Порцелиновая мануфактура», где через три года Дмитрий Иванович Виноградов открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов и организовал первое в стране фарфоровое производство – будущий Императорский фарфоровый завод (рис. 4).
Императорский фарфоровый завод – одно из старейших в Европе и первое в России предприятие по производству художественного фарфора. Первоначальное название: «Невская порцелиновая мануфактура». В советское время предприятие получило официальное наименование – Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. ЛФЗ – аббревиатура клейма – одновременно истолковывалась как Ленинградский и как Ломоносовский фарфоровый завод. В 2005 года заводу вернули историческое имя. В настоящее время это – «Императорский фарфоровый завод» (рис. 5).
Знаменитая фарфоровая посуда имеет свое узнаваемое клеймо. Традиция ставить на работах клейма существует давно, отражая гордость мастера за дело своих рук. То же самое стало и с фарфором. Клеймо – знак производителя, гарантия качества, подлинности продукции и многолетней традиции. У каждого производителя фарфора есть свое клеймо (рис. 6).
Многие семьи хранят на полках своих шкафов и сервантов фарфоровые чашки, блюдца и чайнички со знаменитым узором «Кобальтовая сетка». Но не все знают, что в идее самого популярного узора были отражены страшные события блокадного Ленинграда. Он был создан художницей Анной Яцкевич. Полоски бумаги, наклеенные крест-накрест на окна, чтобы их не выбило взрывной волной, вдохновили ее на создания узора. Сервиз с «кобальтовой сеткой» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. «Кобальтовая сетка» – символ стойкости жителей Ленинграда, память о Победе и единении семьи (рис. 7).
Холодный фарфор: особенности и способы изготовления
Что такое холодный фарфор? Придумали холодный фарфор в Аргентине – это пластичная масса, застывающая самостоятельно на воздухе, без термической обработки. Холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Полимерной ее называют потому, что она объединяет в себе как природные, так и синтетические компоненты. По своей консистенции холодный фарфор напоминает пластилин (рис. 8).
Традиция украшать праздничный стол фарфоровой посудой бережно сохраняются в нашей семье. Мне так понравилась идея создания семейных традиций, что и я решила сделать для семьи своих кукол фарфоровую посуду.
Конечно, у меня нет технологий для создания настоящего фарфора, специальной глины и печи, но современные материалы позволяют сделать холодный фарфор.
Практическая часть исследования
Мама помогла с организацией практической работы, которую я выполнила по плану:
- Поиск и выбор удачного доступного рецепта холодного фарфора.
- Приготовление массы холодного фарфора по выбранному рецепту.
- Изготовление задуманного изделия – чашечки – из холодного фарфора.
- Наглядное представление изделия.
На сегодняшний день рецептов много, мы с родителями ознакомились с разными и выбрали самый удачный и доступный для нас. Получилась упругая, гладкая масса приятная на ощупь, очень пластичная.
Для того, чтобы получился результат, нужно строго соблюдать такой рецепт: 100 г клея ПВА, 100 г кукурузного крахмала, 1 чайная ложка жирного крема. Массу необходимо подогреть в микроволновке на 10, 20 и 30 сек., постоянно помешивая (рис. 9). Осторожно – можно обжечься! Лучше это делать при помощи родителей. Важно: пробовать массу на вкус ни в коем случае нельзя, ведь в составе клей!
В результате у меня получилась посуда собственного изготовления, для которой я придумала свое клеймо (рис. 10).
Проведение опроса и анкетирования сверстников
В результате исследования я узнала, что такое фарфор и его разновидности, познакомилась с историей его появления, выяснила его свойства.
Вместе с родителями проанализировала, систематизировала и выполнила обзор информации, полученной из всех возможных открытых источников.
Смогла при помощи родителей опытным путем найти подходящий способ приготовления холодного фарфора в домашних условиях и пополнила нашу семейную коллекцию еще одной фарфоровой чайной парой, но только игрушечной. Выполнила обзор практической части исследования.
Провела опрос среди одноклассников и сверстников 2-х классов средней школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга с целью выяснить, что они знают об истории и свойствах фарфора, какими они представляют себе семейные традиции, связанные с фарфором, увлекает ли их самостоятельное или совместное семейное творчество. Вместе с родителями проанализировала и систематизировала полученную информацию по итогам опроса.
В опросе приняли участия 82 второклассника, им были заданы вопросы:
- Что такое фарфор, когда и где он появился?
- Есть ли в Вашей семье чайный сервиз из фарфора?
- Согласны ли Вы с тем, что «если пьешь чай из фарфорового сервиза, хочешь-не хочешь, а за столом собирается вся семья»?
- Существуют ли в вашей семье традиции, связанные с чаепитием?
- Любят ли в Вашей семье заниматься совместным творчеством?
Результаты опроса получились следующие.
Что такое фарфор, знали 48 человек, но они не имели представления об истории появления фарфора, 34 школьника ничего не знали об объекте исследования, и только 4 человека проявили осведомленность в этом вопросе.
С радостью узнала, что чайный сервиз из фарфора есть в семьях у всех 82 опрошенных второклассников.
Все 82 школьника согласились с утверждением из вопроса № 3.
Традиция собираться на чаепитие из семейного фарфорового сервиза существует в семьях у 45 школьников. У остальных сервизы пылятся на полках в сервантах.
Традиция заниматься в семье совместным творчеством есть у 38 опрошенных школьников.
По итогам проведения опроса я сделала вывод, что мне необходимо поделиться со сверстниками исследованием, которое я провела вместе с родителями. Им, как и мне, будет интересно узнать об истории и свойствах фарфора, научиться способам изготовления его в домашних условиях. Познакомившись с моими находками, одноклассники смогут увлечься смелыми идеями, применить новые материалы в самостоятельном или совместном семейном творчестве, вдохновиться на создание новых семейных традиций.
После представления презентации провела анкетирование среди одноклассников и сверстников 2-х классов средней школы № 619 Калининского района с целью выяснить, какие сведения о фарфоре и возможности изготовить его в домашних условиях получили ребята при представлении исследовательской работы, будут ли они полезны им в дальнейшем творчестве и семейном общении.
Вопросы анкеты:
1. Было ли Вам интересно узнать об истории возникновения фарфора и его свойствах?
а) да, было очень интересно;
б) просто внимательно прослушал;
в) остался равнодушным.
2. Помогут ли Вам полученные сведения увлечься новыми идеями, чтобы применить их в самостоятельном или совместном семейном творчестве?
а) да, так как в моей семье любят заниматься совместным творчеством;
б) да, но пока мне трудно применить полученные сведения на практике;
в) сведения для меня были совершенно бесполезны.
3. Хотели бы Вы, чтобы в Вашей семье крепли традиции семейного чаепития, а фарфоровый сервиз чаще доставали из серванта?
а) да, буду очень стремиться и постараюсь убедить в этом родителей;
б) скорее всего, да;
в) нет, в нашей семье не любят собираться за общим столом.
Результаты анкетирования получились следующие:
Всем ребятам были полезны и интересны сведения об истории возникновения фарфора и его свойствах.
Все школьники, которые приняли участие в анкетировании, целиком согласились с тем, что полученные сведения помогут находить им новые идеи, которые можно будет применять в самостоятельном или совместном семейном творчестве.
Почти все ребята вдохновились идеей укрепления традиции семейного чаепития за общим столом из фарфорового сервиза. Но 12 человек сказали, что им пока трудно исполнить свое желание, так как их семье бывает трудно собраться вместе.
Сделала выводы, что знания об истории возникновения и свойствах фарфора, способах изготовления его в домашних условиях можно использовать и применять мне самой и моим сверстникам в самостоятельном или совместном семейном творчестве.
Заключение
Будничная жизнь каждой семьи состоит из множества неотложных дел, суеты и разъездов, поэтому очень важно, хоть иногда собираться всем за общим столом. Семейное чаепитие – отличный повод порадоваться встрече, поделиться впечатлениями о прошедшем дне, развеять тревоги и печали, получить свою долю любви, поддержки, заботы и, конечно же, свою фарфоровую чашку с ароматным чаем. Такая традиция обязательно должна быть в каждой семье (рис. 11).
Легкий, белоснежный, сияющий фарфор до сих пор считается дорогим подарком. Холодный фарфор – это самый доступный материал для создания кукольной посуды для своих кукол и для подарка друзьям. Творческую работу можно делать самостоятельно или привлечь к созданию различных поделок родных и близких. Творить вместе с семьей – увлекательный процесс.
Мое предположение, выдвинутое перед началом работы, подтвердилось: фарфоровая чашка из домашнего сервиза пробудила интерес к поиску информации о фарфоре и его истории, поиску подходящего способа изготовления чашки из холодного фарфора в домашних условиях, положило начало творческой идее и семейной традиции.
Я оформила исследовательскую работу, включив в нее все собранные материалы.
Выполняя исследовательскую работу вместе с родителями, узнала много интересного и увлекательного, научилась добывать нужные знания сама, научилась творчески использовать их и бережно относиться к семейным традициям.
«Так бери же чашку смело, пей из чашки сладкий чай, да про тех, кто чашку сделал, вспоминай!»
Елена Данько «Фарфоровая чашечка»
Источники информации
- Виноградов Дмитрий Иванович». Википедия. ru.wikipedia.org›Виноградов, Дмитрий Иванович
- Императорский фарфоровый завод – легендарное фарфоровое производство в России. dzen.ru›a/XvOcSg61EWv63BG1
- Мастер-классы: лепка из холодного фарфора. Ярмарка мастеров. livemaster.ru
- Семейные традиций: примеры для детей. needlewoman.ru›Материалы для детей›…-pro-semeynye-traditsii…
- Фарфор. Википедия. ru.wikipedia.org›Фарфор
- Что нужно знать о холодном фарфоре? farfor-biser.info›Холодный фарфор
- Данько Е.Я. Фарфоровая чашечка. Книжная серия «Детям будущего». – Издательство: Арт-Волхонка, 2017
- Утевская П. История фарфоровой чашки. Рассказы. – Издательство: Детская литература, 1980