Автор: Бажок Виктория, 14 лет
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Александрова Анна Михайловна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена 3 места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «Искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить»,
номинация «Выразительные особенности направлений и стилей в искусстве»», 2023 г.
Введение
Картины русских художников о природе – ценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Великие художники пейзажисты стремились запечатлеть в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Для меня пейзаж – большой мир, в котором можно увидеть что-то свое. Желание разобраться в особенностях пейзажей, написанных русскими живописцами, стало началом моей исследовательской работы.
Чтобы разбираться в пейзажах, в первую очередь нужно иметь навыки рисования, уметь работать красками и другими материалами, а также знать основные правила композиции, перспективы, построения фигур и людей. В современном обществе пейзаж понятен практически всем зрителям, картины украшают интерьеры домов, квартир, офисов. Когда мы смотрим на картины Левитана, Шишкина и Васильева, то можно увидеть, что пейзаж не просто передает красоту природы. Он намного глубже и многограннее по содержанию. Он несет в себе эмоции, переживания, настроение. Природа вокруг нас восхитительна. Много стихов, музыкальных и художественных произведений родились, благодаря любви к природе.
Умение изобразить на холсте любовь к природе – это бесценный дар, которым обладали такие великие пейзажисты, как Левитан, Шишкин и Васильев.
Цель исследовательской работы
Основываясь на картинах известных художников-передвижников, ответить на один, но очень сложный вопрос: «Каковы отличительные особенности пейзажей И. Левитана, И. Шишкина и Ф. Васильева»?
Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- Изучение литературы по теме «Пейзажи передвижников».
- Знакомство с биографией и творческой деятельностью И. Левитана, И. Шишкина и Ф. Васильева.
- Анализ фактического материала.
- Нахождение различий в пейзажах живописцев.
- Практическая часть работы: подготовка презентации и познавательной игры.
Объект исследования
Пейзажи И. Левитана, И. Шишкина и Ф. Васильева.
Предмет исследования
Особенности стиля, манеры написания пейзажей. Пейзаж, являясь жанром изобразительного искусства, наиболее точно раскрывает художественный стиль автора, передает его мироощущение и позволяет определить художника, кисти которого принадлежит картина.
План проведения исследования
- поиск информации и проверка сведений: декабрь 2022 года;
- подготовка теоретической части: декабрь 2022 – январь 2022 года;
- практическая часть (подготовка презентации и познавательной игры): январь 2023 года.
Ожидаемый результат
Созданная в результате проведенной исследовательской работы презентация, позволит познакомиться с великими художниками-пейзажистами, узнать, в чем отличительные особенности живописи Шишкина, Левитана и Васильева, а также даст возможность познакомиться с малоизвестными произведениями художников и, возможно, мотивирует к посещению Русского музея и Третьяковской галереи.
Практическая значимость работы
Материалы исследования оформлены в виде статьи, презентации и игры, которые можно использовать в качестве учебного пособия на уроках изобразительного искусства в школе.
Методы исследования
При подготовке исследовательской работы использовались следующие методы: анализ литературы, исторический метод, классификация, обобщение.
Краткие биографии и творческий путь великих пейзажистов
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 гг.) родился 18 августа 1860 г. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Основной вопрос, на который искали ответ исследователи творчества художника, заключался в том, как родившийся на территории современной Литвы в чисто еврейской семье Левитан, стал классиком русского пейзажа.
Создавая пейзажи, мастер работал в разнообразных техниках, пробовал разные стили: в строго реалистической манере, близкой к манере И. И. Шишкина, написаны картины «Лесистый берег. Сумерки», «У омута». Игра со светом, напоминающая исполнительскую манеру А.И. Куинджи, прослеживается на полотнах «Последние лучи солнца», «Осиновый лес», «Вечерние тени». Романтический стиль, схожий с работами Л.Ф. Лагорио, – в работе «Крымский пейзаж». Были и эксперименты в стиле импрессионистов: «Туман над водой», «Осенний пейзаж с церковью». При этом все вышеприведенные сравнения в большой степени условны, ведь прославило И. Левитана, конечно же, не умение подражать И. Шишкину и А. Куинджи, а умение не подражать никому, ведь все эти картины при схожести сюжетов или внешних приемов, отличаются глубиной передачи настроения автора. Тонкость чувствования и способность ретранслировать эмоции посредством полотен делает И. Левитана выдающимся живописцем. Искусствоведы позиционируют художника именно как мастера «пейзажа настроения». Рисовал Левитан не просто пейзаж, а то чувство, которое этот пейзаж вызывает.
Ездивший в Европу, чтобы «сверить часы» с ведущими художниками, он, тем не менее писал из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». И картины Левитана, последняя из которых называлась «Озеро. Русь» (рис. 1), стали отображением русской природы, вдохновляя на стихи поэта Н.М. Рубцова и на прозу гениального А.П. Чехова. Константин Паустовский, знаменитый своими пейзажами в прозе, восторженно писал о спектре «эмоций» на полотнах художника. Русские поэты и художник И.И. Левитан, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроения различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей, будят чувства людей, делают их духовно богаче. Стихотворения русских поэтов созвучны картинам И.И. Левитана. Когда стоишь перед работами художника, нельзя не думать о поэзии, музыке. Картины Левитана вдохновляли на стихи поэта Н.М. Рубцова, на прозу гениального А.П. Чехова и Константина Паустовского. У Николая Рубцова есть два стихотворения, написанных под впечатлением от картин И. Левитана: «Левитан» (с указанием «По мотивам картины «Вечерний звон»).
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 году в купеческой семье в городе Елабуга. Из окна его комнаты были видны бескрайние сосновые боры. Любовь к лесу Шишкин сохранит на всю жизнь, а деревья станут главными героями его картин. Он первым стал ездить в русскую глубинку, чтобы писать сосновые боры и дубовые рощи.
С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, в 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, он добросовестно рисовал гипсовые головы, но в искусстве и жизни привлекала его только природа.
Шишкин был первым из пейзажистов, кто писал с натуры. Говорили, что он с фотографической точностью передавал детали пейзажа, но сила его и в том, что он чувствовал душу природы, подмечал и отображал характер каждого дерева.
«Нужно очень любить свою родную природу, чтоб увидеть красоту в этих разбитых дорогах, бледненьком небе, обтрепанных ветрами соснах», писали о творчестве И. Шишкина искусствоведы. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Неслучайно существует мнение, что, глядя на пейзажи Шишкина, многие люди научились любить природу!
Федор Александрович Васильев (1850 – 1873 гг.) родился 10 февраля 1850 года в Гатчинев семье бедного петербургского почтового чиновника. Если бы не его упорство и страсть к живописи, то мир искусства мог бы и не узнать его фамилии. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где познакомился с выдающимися художниками. Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл И.И. Шишкин. Он учил юношу переносить увиденное на холст с предельной точностью, рассказывал о мастерстве рисунка.
В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Прислушиваясь к советам Шишкина, будущий пейзажист одновременно расширял круг выбираемых объектов и приемов их изображения. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы, ярким и эффектным проявлениям жизни природы. Живописная манера художника характеризуется акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.
Васильев постоянно находится в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние оказали на художника произведения художников Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах. Образы природы приобретают в живописи художника одухотворенность.
Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе полной жизненных сил и поэтического очарования.
Важной особенностью пейзажной живописи Васильева становится «человек» не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева – свидетели и участники людских мыслей и чувств.
Лето 1870 года было последним безмятежно-счастливым летом в жизни художника. В июле 1871 года он, уже неизлечимо больной, уехал в Крым. На крымские годы падают и главные размышления Ф. Васильева о роли искусства: о нравственном воздействии искусства на зрителя, его социальной значимости. В своих произведениях Ф. Васильев всегда оставлял природе право воздействовать тем или иным образом на человека, мысля себя лишь посредником между нею и людьми. Не стремясь к фотографически точному воспроизведению натуры, он, тем не менее, очень тонко чувствовал правду пейзажа, слышал его дыхание. Васильев видел и понимал все оттенки состояний природы.
После смерти Федора Васильева его учителя и товарищи в один голос говорили о том, что он мог бы совершить переворот в русской живописи, если бы не ранняя гибель.
Манера письма и эмоциональная составляющая в пейзажах художников
Картина «Озеро» И. Левитана излучает доброту, светлое и радостное настроение. На картине мы видим яркий солнечный день. На переднем плане мы видим большое, зеркальной чистоты озеро. Эти краски взяты у самой природы, а уж в этом Левитан был мастер. На высоком берегу вдали – деревенька. Она олицетворяет простоту и чистоту русской души. А рядом – белая церковь – символ веры Руси. Небо в картине художника является не просто фоном, а главной частью полотна. Облака не просто плывут по небу, но отражаясь в озере, оставляют свои тени. Если Клода Моне называли «Рафаэлем воды», то Левитана можно было с полным основанием назвать «Рафаэлем неба». Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом – это было новинкой в то время. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.
Картину «Корабельная роща» И.И. Шишкин писал в родной Вятской губернии, поэтому картина олицетворяет его детские впечатления (рис. 2).
Вековые и молодые деревья составляют основной сюжет. Мощные стволы сосен с пятнами тени от раскидистых крон на них выписаны любовно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры. Картина словно сияет от полноты жизни и энергии. Молодые сосенки, зеленая трава на поляне, песчаная почва – все это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа. Особый интерес у него вызывали особенности световоздушной среды. Следуя за цветовыми и световыми градациями, Шишкин использовал принципы тональной живописи, добившись огромных успехов в искусстве так называемого валера. Он варьировал мазки с помощью различных кистей, сочетал подмалевок с лессировкой. «Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета – на своем месте.
Картина Федора Васильева «В церковной ограде» была написана, когда Васильев и Шишкин были вместе на острове Валаам (рис. 3).
От картины веет тишиной, спокойствием. Картина демонстрирует свободное владение художником всеми живописными средствами, необходимыми пейзажисту для передачи пространства, воздушной среды, освещения. Желанием передать могучий, простой и ясный облик изображаемого объясняется некоторая упрощенность и резкость колорита. Главное, что хотел показать автор в этой картине, это образ могучей, бодрой, радостной природы.
Исаак Левитан написал много картин, к сожалению, многие из которых по разным причинам пропали. Я бы хотела выделить самые известные картины, которые можно видеть в учебниках литературы или русского языка, в музеях.
1. «Березовая роща» написана в 1889 году. Для завершения данной работы потребовалось четыре года. Березы в этой картине можно назвать белоствольными красавицами. Солнечные зайчики, игриво блестящие в листве, создают яркое, жизнерадостное настроение картины (рис. 4).
2. Картина «Март» написана в 1895 году. Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. На дорожке стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы (рис. 5).
3. «Золотая осень» написана в 1889 году. На картине зритель видит местечко Плес. Багряно-желтая листва на деревьях предупреждает, что еще один сильный порыв ветра, и на смену буйству красок осени лягут снежные покрывала зимы. А это значит, что скоро все изменится (рис. 6).
Иван Шишкин создал множество великолепных полотен, которые по праву считаются настоящим национальным достоянием. Ныне они хранятся в музеях и галереях по всему миру.
4. Самая узнаваемая картина Шишкина – «Утро в сосновом лесу». С этой картиной связано множество мифов и историй. Написана картина была в 1889 году. На ней изображены медведи, которые кажутся живыми на фоне леса в тумане, который добавляет картине загадочности (рис. 7).
А какая связь этой картины с конфетами? Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнем» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено. В советское время репродукцию «Утро в сосновом лесу» у многих можно было увидеть в домах, ее воспроизводили на часах-ходиках. Конфеты с этим фантиком популярны и сейчас (рис. 8).
5. Картина «Корабельная роща» написана в 1898 году. На первый взгляд, пейзаж кажется довольно простым, но, если присмотреться, картина напоминает ту самую чащу, согретую солнцем, которая одновременно фантастическая и реалистичная (рис. 2).
6. Картина – «Рожь». Была написана в 1878 году. Живописцем в данной работе были соединены основные цвета изобразительного искусства России: голубой и золотой. Кажется, будто автор стремился уровнять природу божественную и русскую природу (рис. 9).
Федор Васильев написал много изумительных пейзажей. Произведения скрывают в себе тайны одиночества природы и показывают настоящий русский быт. Художник сумел найти и воплотить в своих произведениях пейзажного жанра собственное направление – лирико-поэтическое.
7. На полотне «Оттепель» 1871 года, изображен унылый и холодный пейзаж с раскисшей от растаявшего снега проселочной дорогой. Грустное настроение холсту придают обледенелые деревья и покосившаяся избушка. Оживленность же картине придают летящие птицы (рис. 10).
. Картина «Вид на Волге. Барки» написана в 1870 году. На картине изображено широкое спокойное величие реки, которое поражает простором и наполняет полотно. Вода на холсте зеркальная, как будто немного колышется, песочный берег открывает горизонты. Неоглядное раздолье и покой – главные, ключевые стороны пейзажа Васильева (рис. 11).
9. На картине «После грозы» 1868 года, большую часть холста занимает голубое небо, а другая сторона затянута тучами. Это последствия недавней грозы. Ниже изображается темно-зеленый лес, а впереди – размытая дождем тропа. Молодой художник показал пейзаж, в котором ощущается настроение жителей после разгула стихии (рис. 12).
Если сравнивать пейзажи И. Левитана, И. Шишкина и Ф. Васильева, то для начала нужно определить какой стиль был у каждого из них, а уже позже обращать внимание на раскрывающие смысл малейшие детали.
Левитан был импрессионистом. Исаак Ильич старался уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Пейзажи поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать не только красочное, но и чувственное богатство русской природы: молодость и радость, печаль и полноту таинственности. В живописных работах, в рисунках художник не гонится за необычным, а скорее поэтизирует обыденное в соответствии с собственной формулой: «Видишь телегу – рисуй телегу, но старайся передать то, что чувствуешь, настроение…». Глядя на картины Левитана, зритель выхватывает из реальности краски, силуэты, эмоции, образы, но не сосредотачивается на деталях.
Шишкин был реалистом. Иван Иванович – основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая правдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие. Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Пейзажи у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли «фотографом русской природы». Никто не проходит мимо его полотен равнодушным. Четкий, строгий и тщательный реалистический рисунок лежит в основе всех его живописных картин, что неопровержимо подтвердило их исследование в инфракрасных лучах.
Ф. Васильев был пейзажистом и сумел сформировать собственное направление в пейзажной живописи – лирико-поэтическое. Создав особый «лик» русской природы, он сделал его своеобразным национальным символом. В пейзажах Васильева присутствует такая важная категория как «простота». Его картины отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок. Прочувствованный образ родной природы, в котором выразились могучие светлые душевные силы русского народа – вот главный смысл творчества этого пейзажиста. Его пейзажи – это восторг перед красотой окружающего мира и щемящее чувство прощания с ней. В развитии лирического, поэтического восприятия природы Федору Васильеву принадлежит выдающаяся роль. Он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы. О его полотнах говорили, что было в них «что-то мистическое, чарующее, точно не картина, а во сне какая-та симфония доходит до слуха – оттуда, сверху». Покой и движение, дольнее и горнее, конечное и бесконечное, трепет трав земли и властная мощь жизни неба. Переживание природы у Васильева было наполнено глубоко личностным религиозным чувством. «Пейзаж живет», – так можно сказать о картинах Федора Васильева. Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.
Заключение
В процессе написания исследовательской работы была изучена библиографическая литература и литература по истории возникновения и развития пейзажной живописи. У каждого великого пейзажиста своя манера письма, собственное видение и стиль, в которых они пишут свои произведения. Каждый из этих пейзажистов чувствует природу по-своему, по-особенному. Ведь художники – это не просто наблюдатели, они помогают взглянуть на окружающий нас мир совсем под другим углом. Главное, что связывает художников, это любовь к родной природе, восхищение ее красотами и гордость за свою великую Родину.
Полученная информация мотивировала и вдохновила к посещению Русского музея и просмотру виртуальной Третьяковской галереи, что приоткрыло еще одну часть жизни великих живописцев, дала возможность познакомиться с другими великими пейзажистами и их шедеврами.
Результатом проведенной работы стала систематизация изученных материалов в виде презентации, на основе которой создана познавательная игра.
Список источников информации
- Евстратова Е.Н. Иван Иванович Шишкин. Великий живописец леса. «Бином, Лаборатория знаний/Олма». М., 2020.
- Мальцева Ф. Федор Александрович Васильев. «Художник РСФСР», Ленинград, 1986.
- Мельникова Л. «Иван Иванович Шишкин» Т. 9. ООО Издательский дом «Комсомольская правда», 2009.
- Петров В. Исаак Ильич Левитан. «Художник России», СПб., 1992.
- 50 Художников. «Шедевры русской живописи. Васильев». ООО «Де Агостини», 2010.
Интернет-ресурсы
- Сайт «Пейзажи передвижников» второй половины 19 века [Электронный ресурс]. – URL: https://portrets.ru/hudozhniki-peredvizhniki/pejzazhi-peredvizhnikov.html (дата обращения 10.01.2023)
- Сайт «Биография Шишкина И.И.» [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovaka.ru/alpha/s/shishkin-ivan-shishkin-ivan (дата обращения 12.01.2023)
- Сайт «Биография Левитана И.И.» [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovaka.ru/alpha/l/levitan-isaak-levitan-isaac (дата обращения 13.01.2023)
- Сайт «Федр Александрович Васильев» [Электронный ресурс]. – URL: https://biographe.ru/uchenie/fedor-vasilev/ (дата обращения 16.01.23)