Автор: Пленкина Майя, 7 класс
ГБОУ СОШ № 321 Центрального района Санкт-Петербурга
Руководитель: Лагутенко Ольга Игоревна, педагог
ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»,
эколого-биологический центр «Крестовский остров»
Работа удостоена Диплома победителя регионального конкурса «Новый век – новые ресурсы – 2023»
Введение
Данная экскурсия проводится в парке ЦПКиО им. С.М. Кирова на территории уникального природного комплекса – Памятника природы Елагин остров. Экскурсия разработана на основе проведённой мною исследовательской работы «Оценка плотности популяции белок Памятника природы «Елагин остров» и их влияния на состояние искусственных гнездовий птиц». В ходе моей исследовательской работы выяснилось, что в парке все искусственные гнездовья погрызены белками, кроме тех, у которых есть металлические накладки вокруг летка. Белки занимают предназначенные для птиц скворечники, делая в них удобные для себя отверстия и разоряют птичьи гнезда, тем самым, возможно, существенно влияя на орнитофауну парка. Опрос постоянных посетителей парка показал, что численность белок в парке растет. Росту численности белок способствует их усиленное кормление посетителями в течение всего года. В парке специально продается корм для белок, и кормушки на территории парка достаточно заполнены. Кроме того, у белок в парке практически отсутствуют естественные враги.
Благодарности
Выражаю благодарность моему научному руководителю Лагутенко Ольге Игоревне за постоянное консультирование на всех этапах работы, предоставленную литературу и фотографии, моим родителям – за помощь и поддержку.
Цель экскурсии – способствовать повышению экологической грамотности школьников, формированию представления о том, что такое экосистема парка и каковы существующие в ней взаимосвязи.
Задачи экскурсии:
Целевая аудитория. Экскурсия рассчитана на группу младших школьников от 5 до 20 человек в сопровождении взрослых, а также на семьи с детьми.
Продолжительность экскурсии 2,5-3 часа.
Особенности методического обеспечения экскурсии
Экскурсовод должен укомплектовать «портфель экскурсовода» следующими материалами:
- карточки для игры;
- атлас-определитель растений и животных;
- фотографии еловых шишек, погрызенных различными животными, например, мышами, полёвками, дятлами, клестами, белками и насекомыми;
- фотографии отпечатков лап белок, мышей и полёвок.
Материальное оснащение экскурсии
- бинокль;
- запасные карандаши и ручки;
- корм для птиц;
- шишки, погрызенные различными животными;
- фрагменты веточек ели с погрызенными белками почками.
Рекомендации экскурсантам
Детям и сопровождающим их взрослым рекомендуется тепло и удобно одеться, взять карандаши, термосы с чаем и бутерброды.
Маршрут экскурсии
Начало экскурсии. Знакомство
Встреча у метро «Крестовский остров», дальше идем пешком к центральному входу в парк ЦПКиО им С.М. Кирова.
Майя. Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу вам экскурсию по Елагину острову. Давайте сначала с вами знакомиться! Меня зовут Майя, а вас? (Дети по очереди называют свои имена). Рада с вами познакомиться! Ребята, сегодня мы с вами пойдем в очень красивый и удивительный парк на Елагином острове. Там мы увидим разных птиц, обитающих на территории парка. Узнаем, кто и как грызет шишки. Научимся определять виды деревьев. Мы найдем трехсотлетний дуб – современник основателя Петербурга! И еще много всего интересного! Но главные наши сегодняшние герои – это белки, живущие в этом парке! Сегодня вы узнаете их тайну! Ну что ж, давайте начнем нашу экскурсию!
Остановка 1. Памятник С.М. Кирову
Майя. Ну, вот мы и пришли на Елагин остров. Он является Памятником природы регионального значения. А кто из вас знает, что это такое? (Дети отвечают). Совершенно верно! Памятник природы – это одна из категорий особо охраняемых природных территорий, сокращённо – ООПТ. Он является ценным природным комплексом. Здесь ограничена хозяйственная деятельность человека, например, нельзя рубить деревья, строить дома. Посещая его, люди должны соблюдать особые правила: не должно быть никаких костров, порчи деревьев, мусора! Постараемся и мы соблюдать эти правила. И не только здесь, но и везде в природе! Ребята, вы знаете, как называется парк, который находится на территории этого острова?
Дети. Да-а-а, ЦПКиО.
Майя. Правильно! Центральный Парк Культуры и Отдыха имени Сергея Мироновича Кирова, памятник которому вы видите прямо перед собой. Он был политическим деятелем и революционером. Его именем парк был назван в 1934 году сразу после его смерти, а сам парк был открыт в 1932 году. И Сергей Миронович очень много сделал для того, чтобы старинный дворцово-парковый ансамбль был сохранен. Постарайтесь посчитать, сколько лет уже прошло с момента открытия этого парка?
Дети. 91 год?
Майя. Да, этому парку уже 91 год. Но сам Елагин остров ведет свою историю с середины 18 века. Существовавшие тогда на острове заболоченные леса и болота постепенно превратились в красивейший садово-парковый ансамбль с дворцом. Здесь сменяли друг друга летние резиденции крупных вельмож и царской семьи, оборонительные сооружения и Институт растениеводства, а большую часть 20 века остров занимал Центральный парк культуры и отдыха. Что ж, давайте пройдем дальше в парк и окунёмся в мир, полный разных загадок и тайн! Символом Елагина острова является белка. Она есть на эмблеме ООПТ, попробуем раскрыть сегодня некоторые беличьи тайны. Готовы? Давайте посчитаем по пути, сколько мы встретим белочек. Далее на маршруте обращаем внимание на каждую белку и считаем.
Дети. Да!
Майя. Например, вы знали, что белки живут в дикой природе примерно до 3-4 лет, а в зоопарке доживают и до 12 лет!
Дети. Ого! Мы не знали. Но теперь знаем!
Майя. А как вы думаете, почему такая разница?
Дети. Возможно потому, что в зоопарке белок не съедят хищники, а если они заболеют, их вылечат, и у них всегда есть корм. А в дикой природе им приходится самим бороться за жизнь.
Майя. Молодцы! Это правильно! Пойдёмте дальше.
Остановка 2. Белочки – сестрички, как огонь и дым
Майя. О! Смотрите какая встреча! Видите белок?
Дети. Да-а-а!
Майя. А чем они отличаются друг от друга?
Дети. Одна чёрненькая, а другая рыжая. И у чёрной белки белая грудка имеет более четкие границы.
Майя. Верно! Это разные подвиды белок. Та, что чёрненькая, относится к алтайскому подвиду, а та, что рыжая – к североевропейскому. Но на Елагином острове белок алтайского подвида значительно меньше, чем белок североевропейского подвида. Они здесь встречаются примерно в соотношении 10 к 1.
Кстати, тут можно увидеть и следы белок. Приглядитесь внимательно! Как вы думаете, где отпечатки передних лап белки, а где – задних?
Дети. Передние – это узко расставленные лапы, а задние широко расставленные лапы.
Майя. Правильно! Но скакала она в противоположном направлении вот так. (Указываю направление и сама показываю, как она прыгает).
Дети. Понятно!
Майя. А ещё у белок следы становятся более широкими, когда они сыты, а когда они голодны след сужается.
Остановка 3. Эко-древознайки
Мы с детьми идём к Елагину дворцу и по дороге определяем деревья.
Майя. Здесь, в вольере, можно увидеть красивых воронов!
Дети: Ух-ты!
Майя. Все посмотрели?
Дети. Да!
Майя. Тогда, ребята, давайте попробуем определить здесь виды деревьев.
Дети: Хорошо! Это тополь?
Майя. Да, верно!
Дети. Осина, берёза, липа, лиственница, клён, сосна…
Майя. Правильно! А почему вы так решили? Попробуйте назвать отличительные особенности деревьев в безлиственном состоянии.
Дети. У осины ствол оливкового цвета, у берёзы ствол по большей части белый. У сосны иголки не опадают. У лиственницы на веточках часто остаются маленькие шишечки. У тополя ствол массивный и покрыт многими трещинами.
Майя. Вы большие молодцы! Просто умнички! Давайте посмотрим на опавшие под деревьями листья. Видите – вот осиновые листья, они круглые и дрожат при каждом дуновении ветра, потому что у них, посмотрите, специфическое соединение листа и черешка. У лиственницы иголки мягкие и они осенью опадают. У тополя листья треугольные с неровными краями, а у клёна листья пятипалые.
А кто внимательный и запомнил, чем питаются белки?
Дети. Семенами шишек хвойных деревьев, желудями.
Майя. Вы большие молодцы! Всё правильно! Как вы думаете, как выглядит шишка после того, как её погрызла белка?
Дети. Она вся лысая, кроме верхушки.
Майя. А если грызла мышка?
Дети. У шишки чешуйки понадкусаны.
Майя. А вот так сосновую шишку дятел трепал – доставал семена. У шишки чешуи оттопырены от оси. Дятел засовывает шишку в щели в дереве, которые называются «кузницей» дятла и, когда шишка там закрепится, он начинает её долбить, доставая вкусные семена.
Майя. Я ещё покажу вам шишку после трапезы клеста.Её сразу узнаешь: чешуйки только немного отогнуты и расщеплены вдоль. Я вам сейчас задам самый сложный вопрос! Попробуйте на него ответить. Если что, обращайтесь за помощью, не стесняйтесь! Как вы думаете, как выглядит шишка после того, как её обработали насекомые?
Дети. А насекомые тоже шишки едят?
Майя. Ещё как! От шишки остаётся только ость, и могут быть сильно обрезаны чешуйки с круглыми маленькими отверстиями. А теперь предлагаю вам сыграть в одну игру. Никто не против?
Дети. Не-е-ет!
Майя. Отлично! Сейчас расскажу правила. Игра называется «Где моя шишка?». Правила игры: для начала разделитесь на две команды. Команда животных и команда шишек.
В командах должно быть одинаковое количество человек. В команде «животных» есть человек-насекомое (шишковая огнёвка), человек-белка, человек-клёст, человек-дятел и человек-мышка. Если человек в команде больше, чем карточек с животными, то можно искать в паре, или в группе. А ведущий говорит команде «шишек», что увеличилось количество, например белок на столько-то человек, тогда и в команде «шишек» увеличивается количество «шишек», поедаемых этими животными. Команда «шишек» должна встать в ряд и, когда к ним подойдёт «животное», показывать свою карточку, которая им даётся анонимно в начале игры. А «животное» должно узнать, его эта шишка или нет. Если нет, то он идёт искать дальше. 1 животное = 1 шишка.
Перед игрой команда «шишек» договаривается втайне от команды «животных», кто какой шишкой будет, и разбирает карточки, а команда «животных» договаривается между собой втайне от команды «шишек», кто каким животным будет. Подсказывать, показывать свои карты и помогать никому нельзя. Вопросы можно задавать только ведущему. Всё понятно?
Дети. Да!
Майя. У кого-нибудь остались вопросы?
Дети. Нет.
Дети играют.
Майя. Молодцы! Вы отлично справились с игрой! Но как вы думаете, у белок достаточно корма в парке?
Дети. Да!
Майя. Почему вы так считаете?
Дети. Потому что у них много кормушек, в которых много корма, и много кормящих людей.
Майя. Да. А вы знаете, какова роль белок в природе?
Дети. Они распространяют семена деревьев.
Майя. А как?
Дети. Они зарывают в почву семена, а потом про некоторые забывают, и тогда они прорастают весной.
Майя. Всё правильно! Так же поступают и сойки, которых много в парке. Либо, если они проглатывают какую-нибудь ягоду, то потом прорастают косточки, которые попали в почву вместе с пометом. Но как вы думаете, будут ли белки добывать семена или ягоды, если они будут питаться кормом, который лежит в кормушках или который им предлагают люди?
Дети. Вряд ли.
Майя. А как вы думаете, белкам легче разгрызать шишку и добывать жёлуди или есть готовый корм с рук или из кормушек?
Дети. Конечно, им легче есть готовый корм с рук или из кормушек!
Майя. Вот. А теперь постарайтесь-ка сделать вывод.
Дети. Не нужно много кормить белок?
Майя. Да!! Лучше всего их подкармливать зимой. А в тёплое время года они могут питаться ягодами и семенами растений, а заодно и выполнять свою важную роль в экосистеме – распространять семена растений.Пока мы идём до следующей остановки, можно поговорить об интересных фактах о белках. Например, вы знаете, когда бельчата становятся прозревшими?
Дети. А что такое прозревший?
Майя. Бельчата рождаются с закрытыми глазами, со временем они их открывают – прозревают.
Дети. Нет, мы не знаем.
Майя. Они прозревают примерно на 40 день после рождения!
Дети. Ого!
Майя: У многих животных, например, у мышей, полёвок, у синиц эта стадия развития начинается раньше. А как вы думаете, почему прозревание у белок наступает поздно?
Дети. Нет, не знаем.
Майя. Потому что их укрытия – гайна, скворечники и синичники, дупла располагаются высоко над землёй, и пока детёныши до конца не сформировались, они вряд ли смогут выжить, если вылезут из укрытия и начнут обследовать все вокруг.
Остановка 4. Еловая-лесная.
Майя. Мы подошли к елям. Внимательно посмотрите под ними. Вы видите что-нибудь интересное?
Дети. Да! Под ними есть шишки.
Майя. И-и-и?
Дети. Они погрызены!
Майя. Да! Как вы думаете кем?
Дети. Скорее всего, белками…
Майя. Да. Молодцы! А с какого дерева эти шишки?
Дети. С ёлок конечно!
Майя. А какое полное название у ёлок?
Дети. Не знаем.
Майя. Это ель колючая. А вы знаете, почему под этими деревьями так много веточек валяется?
Дети. Не знаем.
Майя. Белки, когда хотят полакомиться почками, отгрызают веточки, чтобы не колоться об иголочки.
Дети. А-а-а. Понятно!
Остановка 5. Елагин дворец
Майя. А кто знает, что это за величественное здание прямо перед нами?
Дети. Это Елагин дворец!
Майя. Да! В 18 веке весь этот остров принадлежал богатому вельможе Ивану Елагину, в честь которого и был назван. Остров так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Для Елагина был построен дворец. В те годы там любила бывать императрица Екатерина II, для которой устраивались охоты и фейерверки. Но первоначальный вид дворца не сохранился, так как в начале 19 века император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец. Дворец сохранил свой облик до наших дней. Кстати, сохранился не только дворец, перестроенный Карлом Росси! Давайте пройдем немного дальше!
Остановка 6. Трехсотлетний дуб
Майя. Ну, вот мы и пришли к одному из самых красивых и старых деревьев в Петербурге! Он является памятником живой природы! Считается, что этот дуб посадил более 300 лет назад первый владелец острова – Шафиров, вице-канцлер Петра I. Этот вид дуба называется – «черешчатый». Своё название он получил за длинные плодоножки, отличающие его от других видов дубов. Другие его названия: обыкновенный, летний, английский. Ну что ж, пойдёмте дальше, впереди нас ждёт много интересного!
Остановка 7. Маленький рост, длинный хвост
Майя. Ой! Смотрите, мыши! А ещё здесь можно увидеть их полуразвалившиеся норки-лабиринты! Если кто–то хочет, можно сфотографировать мышек и их разветвлённые подземные ходы. (Дети фотографируют и любуются мышами и ходами). На Елагином острове много таких семей. Это полевая мышь. А вы слышали, такое название полёвка?
Дети. Да.
Майя. Как вы думаете, полевая мышь и полёвка, это одно и тоже?
Дети. Наверное, да.
Майя: Нет, это разные животные. И, кстати, на Елагином острове они тоже есть. У полевой мыши вдоль позвоночника проходит тёмная полоска. Волосяной покров у основания имеет темный оттенок. И хвост почти равен длине тела. А у полёвки окраска без полосы, а хвост короткий, обычно меньше половины длины тела. Я здесь встречала много полевых мышей. А как вы думаете, почему они на Елагином острове часто встречаются?
Дети. У них много корма, и нет хищников, которые их едят?
Майя. Вы правы.По этим же причинам и белок так много в парке. А как вы думаете, кто является естественными врагами белок и мышей?
Дети. Куницы, совы, лисы, коты, ястребы и змеи?
Майя. Молодцы! Правильно! Ну что, пойдёмте дальше!
Остановка 8. Шведские столы
Майя. Ребята, мы с вами уже много кормушек видели, и многие из них очень интересные!
Дети. Да, особенно те, которые сделаны для белок.
Майя. Сделаны-то они, может, и для белок, но и птички туда прилетают. А белочки могут поесть из птичьих кормушек? А какой корм вы заметили в кормушках?
Дети. Семечки, арахис, кедровые орешки…
Майя. Да-а-а, получается, что белочки совсем не голодают.
Дети. А еще очень многие люди белок кормят с рук.
Майя. Да, я проводила опрос постоянных посетителей парка, который показал, что они почти всегда подкармливают белок. А еще практически все замечают, что количество белок в парке увеличивается. Ну еще бы, если так много корма, да еще и практически нет естественных врагов… При таких условиях численность любых видов будет увеличиваться. Белки при таких условиях размножаются не по 2 раза, как обычно, а по три раза за год.
Дети. Понятно. Так значит и птиц тоже становится больше? Ведь и у них здесь много корма!
Майя. Ребята, помимо большого количества корма, у белок практически нет в этом парке естественных врагов. А у птиц, как вы считаете, здесь есть враги и конкуренты?
Дети. Вроде тоже нет.
Майя. Это не совсем так, потерпите немного, скоро вы обо всём узнаете!
Остановка 9. Птичье дерево
Майя. Смотрите! На этом дереве всегда много птиц. Попробуйте-ка узнать каждую. Если что, я помогу. О! Вот что это за птица?
Дети. Это поползень?
Майя. Да! Молодцы! Давайте опишем её внешность и повадки.
Дети. Он размером с синицу, спина и крылья сине-серые, от клюва вдоль глаз и шеи тянется черная полосочка, бока рыжие, может передвигаться вниз и вверх прямо по стволу дерева.
Майя. А это что за птица?
Дети. Синица?
Майя. Какая?
Дети. Большая. Она размером с воробья или чуть меньше. Бывают разные синицы. Например, большая синица. На глазах есть 2 белых пятна, а жёлтую грудку рассекает чёрная полосочка.
Майя. Молодцы! А вот и следующая птичка подлетела. Попробуйте её узнать.
Дети. Это лазоревка?
Майя. Да, опишите её!
Дети. Чуть меньше большой синицы такой же расцветки, но на глазах не 2 белых пятна, а тоненькая чёрненькая полосочка, поясок.
Майя. А каких ещё вы птиц вы видели на Елагином острове?
Дети. Разных чаек, ворон, голубей, разных дроздов, например, чёрного дрозда. Он весь чёрный, только клюв желтый. Сам больше воробья, но меньше голубя. Всё?
Майя. Супер! Но это, конечно же, не все птицы Елагина острова. Давайте я вам помогу. Ещё можно встретить зарянок. Помните, как они выглядят?
Дети. Размером чуть меньше воробья, сама она серенькая, а на груди есть красно-оранжевое пятно, словно солнце?
Майя. Да! Ещё можно увидеть мухоловок.
Дети. Птички серенькие чуть меньше большой синицы, едят мух.
Майя. Да! Ещё дроздов – рябинников.
Дети. Голова серая, крылья коричневые, а грудь пестрая, размером с голубя, питается насекомыми, червями и ягодами.
Майя. Да! И певчего дрозда.Сам серо-коричневый, меньше дрозда рябинника, питается насекомыми, червями и ягодами. Его трель очень красивая и неодинаковая. Он как будто сам себе задаёт вопрос и на него потом сам и отвечает. Вы хорошо справились с заданием! Почему бы нам теперь не подгадывать загадки?
Дети отгадывают загадки.
1. В чаще, где сосна и ель,
Свист, серебряная трель
Начинает спозаранку
Рыжегрудая…
(Зарянка)
2. Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
– угадайте, кто такой?
(Поползень)
3. С грудкой желтой знаем птицу,
Называется …
(Синица)
4. Из семейства воробьиных.
Буро-жёлтый, видом прост.
Насекомых ест, малину
Небольшой, но…
(Певчий дрозд)
5. Ловит мух она в полёте:
Клювом цепким птица ловко
Муху ловит. Вы зовёте
Эту птицу
(Мухоловка)
Майя. Многие из этих птиц селятся не в открытых гнёздах, а в дуплах. Это, например, поползни, зарянки, синицы, скворцы и мухоловки.тНа Елагином острове обитают ещё очень интересные птицы, которые не везде встречаются. Это совы, ястребы, и ещё некоторые краснокнижные птицы. Теперь вы можете покормить птиц семенами подсолнуха, арахисом, а можете насадить на ветки сало и белый высушенный неиспорченный хлеб.
Пойдёмте дальше, сейчас я вам кое-что расскажу и покажу.
Остановка 10. Странные скворечники и синичники
Майя. Мы на месте, где можно увидеть повреждённые скворечники и синичники. Это искусственные гнездовья, сделанные людьми. В них птицы строят гнезда. А где ещё они могут загнездиться? Посмотрите по сторонам, только никуда не уходите далеко.
Дети. Вот они! Это дупла.
Майя. Правильно! В них и селятся дуплогнёздники. А чем скворечники отличаются от синичников?
Дети. Размерами, формой, ну и в скворечниках селятся скворцы, а в синичниках – синицы.
Майя. Не только. Обратите внимание на леток. Это отверстие, через которое птица попадает в дупло или искусственное гнездовье. От слова залетать, потому что туда залетают птицы-дуплогнёздники. Те, что поменьше – это синичники. Но в них селятся не только синицы, например, лазоревки, но и другие маленькие птички, такие как зарянки, мухоловки, поползни, горихвостки. Птички маленькие, поэтому и домик с летком поменьше, чем скворечник. А скворечник побольше, и в нем селятся птички покрупнее, но не только скворцы но, например, белые трясогузки, хотя им можно строить специальные вытянутые в длину домики. Внимательно посмотрите на эти домики! Вы заметили в них что-то необычное?
Дети. У них леток неровный?
Майя. Но как вы думаете, почему леток в гнездовьях такой большой и с неровным кпаем, хотя изначально он был небольшим, под размер птички, и ровным?
Дети (задумались). Мы не знаем.
Майя. Искусственные гнездовья изменяют белки.
Дети. Ого! А зачем?
Майя. Чтобы в них жить.
Дети. А разве белки живут в скворечниках?
Майя. В лесах нет. Но в городских парках они часто занимают искусственные гнездовья. Кстати, а вы знаете, в каких убежищах селятся белки в природе?
Дети. В гнездах?
Майя. Да, строят себе гнёзда – гайна или селятся в дуплах. А скворечник сделан наподобие дупла. И вы, наверное, догадываетесь, что белкам будет намного удобней разгрызть вход в скворечник или синичник и поселиться там, вместо того чтобы строить гайно.
Дети. Мы этого не знали.
Майя. Кстати, белочки, конечно, очень милые животные, но они могут хищничать – разорять птичьи гнезда, поедать яйца и даже птенцов.
Дети. Вот это да! Но здесь очень много белок, они, что ли, заняли все искусственные гнездовья?
Майя. Не все! Давайте пройдем чуть дальше.
Остановка 11. «Правильные» скворечники и синичники
Майя. Мы подходим к дереву, где висит неповреждённый скворечник с металлической накладкой. Вы уже догадались, зачем она нужна?
Дети. Чтобы белки не смогли разгрызть леток?
Майя: Всё правильно! Молодцы!
Дети. А почему их так мало в парке?
Майя. Потому что многие люди не знают, как правильно сделать скворечник или синичник для парка, где много белок. А вы знаете, как сделать искусственное гнездовье? Давайте, расскажу. Доски для скворечника лучше брать неотёсанные с внутренней стороны, так птичкам коготками будет легче цепляться. Красить скворечники и синичники тоже не надо, потому что скворечник становится заметным среди деревьев, и птицы в такой скворечник селиться не хотят, он привлекает излишнее внимание ненужных гостей, например, хищников, которые непротив полакомиться птичьими яйцами, птенцами или даже самими птичками-родителями. Ещё с внутренней стороны домика, на передней стенке, где располагается леток, лучше делать насечки на древесине.
Дети. А что такое насечки?
Майя. Это такие специальные горизонтальные углубления в древесине, чтобы птенцам и птичкам-родителям было удобно вылезать из скворечника или синичника. Крышку нужно привинчивать двумя шурупами по диагонали, чтобы было удобней открывать её. Ведь искусственные гнездовья надо регулярно чистить от органического мусора. Когда вы завинчиваете шурупы, следует проверять, чтобы они не торчали внутри, а то птицы о них могут пораниться. Вокруг отверстия должна быть металлическая накладка, чтобы белки не разгрызали леток, как вы уже знаете. Ну что, всё понятно?
Дети. Да! Мы видели много «неправильных» скворечников.
Майя. Если кто-то хочет сделать «правильные» искусственные гнездовья, вы можете сообщить мне, и я вам отправлю схему, где подробно объясняется, как делать скворечники и синичники.
Дети. А обязательно в этот парк?
Майя. Нет, конечно. Это уже вы решаете!
Дети. Мы постараемся сделать скворечники или синичники!
Майя. Это было бы очень хорошо! Если что, обращайтесь за помощью! А теперь посмотрим, сколько белок мы встретили за экскурсию. Кто сколько насчитал?
Дети называют.
Майя. И это очень много. Скажу больше: на Елагином острове численность белок в 24 раза превышает их численность в лесу на такой же площади. Это результат чрезмерного кормления и отсутствия врагов. Поэтому-то так важно делать искусственные гнездовья с защищенным летком.
Остановка 12. Вкусно-прощальная остановка
Майя. Ну что же, на этом наша экскурсия подошла к концу. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? Предлагаю их сейчас обсудить.
Обсуждаем вопросы.
Я так понимаю, что все вопросы мы обсудили, и теперь, если кто-то хочет выйти к станции метро Старая деревня, то вам будет удобней пройти через этот мост. А так – выйти к станции метро Крестовский остров. Если кто-то хочет есть, то можно зайти в пышечную.Тут есть столики, можно достать свою еду или купить пышки.
Дети. Ура!
Майя. Ну что, все поели?
Дети. Да!
Майя. Отлично! Тогда я думаю, что экскурсия подошла к концу, и нам пора прощаться. Спасибо вам за то, что пришли на экскурсию!
Кто сейчас поедет на метро, те идут со мной, а кого забирают родители, позвоните им сейчас, пожалуйста. Убедитесь, что они готовы вас забрать.
Некоторые дети звонят, а некоторые подходят ко мне, что бы вместе дойти до метро.Отдаю детей родителям, прощаюсь с ними и провожаю остальных детей до метро.
Источники информации
- Природа Елагина острова. /Ред. Е.А. Волкова, Г.А. Исаченко, В.Н. Храмцов. — СПб., 2007.
- Храбрый В. Птицы Петербурга: Иллюстрированный справочник. – СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015.
- https://elaginpark.org/central-park/park-na-elaginom-ostrove-segodnya/
- https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/elagin-dvorets/
- https://www.fontanka.ru/2021/01/28/69733036/
- https://parazitdoma.ru/krysy-i-myshi/mysh-polevka
- https://otvet.mail.ru/question/17842536
- https://millionzagadok.ru/zag/zaryanka.html
- https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/1114-zagadki_pro_popolznya.html
- https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-siniczu-dlya-detej-27-luchshih.html
- https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-drozda.html
- https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1630-detyam-zagadki-pro-ptitsu-mukholovka.html
- https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/475/70/d6/e2/DETAIL_PICTURE_639049_94902505.jpg
- https://i.pinimg.com/originals/c5/6c/ab/c56cab3a998a278abb3cf50770bd4036.jpg