Авторы: Журавлева Ксения, Васильева Анна, Чудакова София, Дрожжин Никита, Абдурахманова Юлия,
Дацюк Мария, Зокирова Сабина, Калачева Мария, Калугина Маргарита, Кузьмина Милана,
Кулаков Лев, Молодкина Алиса, Николенко Егор, Островская Надежда, Сорокин Павел,
Мадаминов Мухаммад, Аттар Анастасия. Дударева Милана, Савельева Лейла,
Ситников Иван, Бурцева Елизавета, Юрова Юлия, Бородина Алина
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Руководители: Тарасова Яна Юрьевна, педагог дополнительного образования,
Сахарова Ольга Михайловна, руководитель художественно-прикладного отдела и педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Консультант: Корчуганова Ирина Павловна, кандидат психологических наук, методист
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа удостоена 1 места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «Искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2023 г.
Введение
Проект «ЖИВАЯ КНИГА» направлен на теоретическое исследование понятия «иллюстрация», которое находясь на границе изобразительного искусства и графического дизайна, используя средства и методы искусства, подчиняется единому замыслу проекта. Кроме этого, проект способствует развитию интереса учащихся к чтению средствами иллюстрирования и применения современных информационных технологий и призван сделать знакомство детей с произведениями российских поэтов более интересным, увлекательным и живым, помочь заинтересоваться чтением и полюбить его.
Основная идея проекта состоит в стремлении привлечь внимание современных школьников к изобразительному искусству и привычными и интересными для нынешних ребят способами – яркими наглядными анимированными иллюстрациями, которые «оживают» и движутся.
Актуальность проекта
Всем детям нравится смотреть мультфильмы, но взрослые часто ограничивают время их просмотра для детей. Мы решили сделать это механизмом мотивации к саморазвитию младших школьников и формированию интереса к изобразительному искусству. Искусство иллюстрации способствует развитию интереса к чтению произведений художественной литературы у детей, которые еще не могут или не очень любят читать.
Почему мультипликационный фильм или «Живая книга»? В современном мире практически любой ребенок умеет пользоваться гаджетами, т.к. как это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Видео книга может стать первым шагом к увлеченности изобразительным творчеством, чтением и лучшим вариантом, чтобы донести информацию до ребенка.
Адресатом проекта являются дети младшего школьного возраста.
Участники проекта: учащиеся и педагоги студии «WEB-дизайн» ЦТиО и учащиеся коллектива изобразительного творчества «Все цвета радуги».
Цель проекта состоит в создании электронной «ЖИВОЙ КНИГИ» поэтического произведения В.В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», способствующей развитию интереса детей к изобразительному искусству и осознанному чтению художественной литературы.
Задачи проекта
- Создать видео книгу по произведению В.В. Маяковского, используя рисунки детей и средства анимации.
- Продемонстрировать живую книгу детям и получить отзывы.
- Привлечь внимания детей к чтению книг как увлекательнейшему и полезному занятию и расширить круг активных читателей.
- Привлечь к занятиям изобразительным искусством больше детей младшего школьного возраста.
Сроки реализации проекта – 2021 – 2023 гг.
Условия реализации проекта
- Знания учащихся студии «WEB-дизайн» в сфере ИКТ.
- Наличие мотивации учащихся к участию в проектной деятельности.
- Проектная группа учащихся, предложившая оригинальную идею и готовая к её реализации.
- Наличие иллюстративных рисунков младших учащихся к стихотворению В.В. Маяковского.
- Консультативная поддержка педагогов и руководителя проектной лаборатории ЦТиО «Проектируем будущее».
- Наличие необходимого оборудования и программного обеспечения в компьютерном классе.
География проекта: Фрунзенский район Санкт-Петербурга, ГБУ ДО Центр творчества и развития, улица Будапештская 29 корпус 4.
Ожидаемые результаты
- Электронный продукт проекта «Живая книга».
- Рост интереса детей к изобразительному искусству.
- Повышение интереса детей к отечественной литературе и чтению.
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап. Составление плана работы, изучение необходимых информационных источников по теме, анализ и выбор необходимых материалов. Разработка проекта.
Этап реализации. Теоретический анализ понятий «искусствоведение», «искусствоведческий проект» и их особенностей. Обработка теоретической информации. Сбор рисунков и видеоматериалов, оформление проекта.
Аналитический этап. Анализ достижения цели проекта и определение перспектив его развития.
Описание хода выполнения проекта
Современный взгляд на иллюстрацию
Иллюстрация – это картинка, график или схема, которая проясняет идею на примере. Изображения могут рассказывать самостоятельную историю, а могут сопровождать текст и раскрывать контекст.
Иллюстратор создаёт изображения с повествованием для определенной среды. Ищет способы передать чувства, настроение и контекст на заданную тему. Иллюстратор выполняет конкретные задачи и служит так называемому носителю – например, бренду или литературному произведению.
Иллюстрация процветает как в цифровом, так и в реальном мире. Современная иллюстрация становится многомерной и интерактивной. Её основная функция – зацепить внимание, удивить и дать новый опыт. Рассмотрим сферы применения иллюстрации на конкретных примерах.
Иллюстрация в издательском деле. Иллюстрация как жанр начала свое развитие именно благодаря массовому производству книг и газет. Журналы, газеты, брошюры, альбомы сражаются за внимание посредством яркого визуального оформления.
Иллюстрация для сайтов и приложений
Есть мнение, что печатные издания уходят в небытие, а основная масса информации потребляется из цифровых книг, блогов и программ. Подход digital first означает ориентацию на материалы, которые вовсе не издаются в печатном виде, а продаются и раздаются в сети.
Иллюстрация в рекламе
Бизнесу нужно рассказывать про себя и общаться. Фирменный стиль внедряется в жизнь после исследований рынка, анализа бизнеса и перевода идей в текстовую и образную плоскость. Стиль бренда складывается из ценностей, характера, потребности, миссии, отличий… А иллюстраторы способны выразить качества продукта эксклюзивно и демократично, зрело и молодо, сдержанно и ярко.
Фешн иллюстрация – достаточно самостоятельный вид искусства и дизайна, потому что это и открытие будущего, и переосмысление текущего мира моды. Фэшн иллюстрация возникла вместе с появлением высокой моды, дизайнеров от-кутюр. Например, Сальвадор Дали делал зарисовки платьев для итальянского кутюрье Эльзы Скьяпарелли. Со временем фэшн иллюстрация стала настолько популярной, что переросла в отдельную профессию.
У иллюстраций существует множество стилей и жанров, в которых можно попробовать себя. И это далеко не весь спектр применения иллюстрации в современном мире. Но все же хочется вернуться к детской литературе.
Создавая «Живую книгу» мы познакомились с поэтическим творчеством Маяковского Владимира Владимировича (1893 – 1930)
В.В. Маяковский – русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов.
Маяковский говорил:
— Я ставлю себе целью внушить детям некоторые элементарнейшие представления об обществе, делая это, разумеется, в самой осторожной форме.
— Например?
— Вот, скажем, маленький рассказ о лошадке на колёсиках. При этом я пользуюсь случаем, чтобы объяснить детям, сколько людей должно было работать, чтобы сделать такую лошадку. Ну, допустим, столяр, и маляр, и обойщик. Таким образом, ребёнок знакомится с общественным характером труда. Или пишу книжку о путешествии, из которой ребёнок узнает не только географию, но и то, что один человек, например, беден, а другой богат, и так дальше.
Советская детская книга – абсолютный феномен. Одно из самых интересных и значительных в оформительском отношении прижизненных изданий Маяковского – стихотворение «Что ни страница, то слон, то львица» (1928 г.) с иллюстрациями участника тифлисской футуристической группы «41°» К.М. Зданевича. В этой книге исключительно удачно и органично соединились разные стилистические тенденции: обобщенность форм и шрифтовые композиции, плакатность. Книжка иллюстрирована такими выдающимися советскими художниками как Виктор Цигаль, Владимир Лебедев, Йозефом Вилкон. Стихотворение В.В.Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица» вдохновляет многих художников и по сей день.
Создание иллюстраций. Книги и их значение
Создавая «Живую книгу», мы руководствовались вопросом – Зачем читать книги?
- Книги нужно читать для того, чтобы обрести новые знания, найти какие-то идеи. Книги формируют мировоззрение человека.
- В книгах есть множество идей, методик, стратегий, знаний и опыта великих людей.
- Книги помогают развить логическое мышление, развивают воображение, умение мыслить и рассуждать.
- Чтение книг дает возможность найти ответы на волнующие вопросы. Всё давным-давно известно, миллионы людей прожили свои жизни и щедро поделились собственным опытом с человечеством. Глупо не воспользоваться этими знаниями.
- Книги помогают открыть новые грани восприятия мира, о которых мы даже и не могли догадываться.
Согласно знаменитому словарю Владимира Даля, эрудированный человек – это начитанный, ученый человек, который обладает знаниями в определенной научной области и разносторонне образован. Жизненный опыт подсказывает, что такой человек должен разбираться в разных сферах жизни и быть хорошо развитым интеллектуально. Имея такой багаж знаний в различных областях, человеку легче будет сориентироваться в любой ситуации и принять наиболее верное решение.
Практическая часть проекта
Творческая работа по созданию иллюстраций и запись звука
Ребята из коллектива ИЗО-студии нашего центра «Все цвета радуги» в возрасте от 8 лет до 10 лет сделали серию иллюстраций по стихотворениям Владимира Маяковского (рис. 1), а наша проектная группа с удовольствием создала анимацию и добавила звук. В результате появился полноценный мультфильм. Фантастическая особенность цифрового искусства заключается в том, что оно дает цифровым художникам возможность экспериментировать с абсолютно каждым стилем в различных форматах.
Над книгой работали ребята из двух групп. У каких-то иллюстраций был один автор, а у некоторых – два или даже три. Случалось так, что один начинал рисовать, другой раскрашивал, третий – выбирал фон, вырезал и наклеивал. Это большая коллективная работа и каждая иллюстрация в книге должна быть завершена, причем – к определенному сроку. Было очень приятно видеть, как ребята работают вместе, приходят дополнительно, предлагают друг другу помощь.
Идея оживить иллюстрации, привела к созданию анимированного ролика – мультфильма «Живая книга».
Мультипликация не зря считается искусством. Анимационное творчество позволяет развивать креативность детей, выявлять таланты и способности, учит работать в коллективе. Познание особенностей и тайн создания мультфильмов, профессий людей создающих один мультфильм, позволят детям при просмотре очередного мультфильма узнать, сколько труда в него вложено, взглянуть на мультипликацию с другой стороны.
На занятиях учащимся были выданы фразы стихотворения, которые они должны были выучить. Ребята с большим желанием и очень ответственно отнеслись к основной своей задаче – правильно и выразительно озвучить свою часть мультфильма. Каждому учащемуся хотелось озвучить свои слова очень хорошо. Как только дети выучили слова, была проведена репетиция – озвучивание иллюстрация. В ходе репетиции каждый учился слушать другого, своевременно вступают в диалог, выдерживать необходимые паузы в процессе озвучивания. В озвучивание мультфильма мы вставили такие звуки, как минусовка музыки, животных, топот, бульканье воды.
Создание видео блоков и видеомонтаж
Что такое компьютерная анимация?
Компьютерная анимация – вид анимации, создаваемый при помощи компьютера, который на сегодня получил широкое применение в различных областях.
Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений:
- Векторная графика
- Растровая графика
- Фрактальная графика
- Трёхмерная графика (3D)
Слово «анимация» происходит от латинского «анима», то есть «душа». Проще говоря, анимация поможет вдохнуть душу в нарисованных персонажей. Это последовательный показ графических файлов, чтобы добиться имитации движения рисованного объекта, каждый кадр изменяется или перерисовывается. Простая анимация может быть представлена в виде анимированного GIF файла.
Синоним слова «анимация» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства. По сути, главной задачей мультипликации является создание последовательности отдельных кадров, которые затем воспроизводятся ка настоящий фильм (25 кадров в секунду).
Мы создавали компьютерную анимацию, взяв за основу детские рисунки, выполненные в стиле наив и созданные в виде коллажей, что очень хорошо помогает в анимации. Изображения животных выглядят как клипарты, и для них потребовалось немного доработки.
Для работы выбрали программу Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор, для создания небольших роликов (гиф анимации) он очень хорош, но вот большой фильм на нем отрисовать будет очень сложно. Картинки разделили между собой и начали создавать небольшие отрезки (странички книги).
Последовательность создания анимации
- Сначала нужно создать сценарий своего ролика и сделать раскадровку.
- Анимация начинается с истории, а если говорить на профессиональном языке – со «сценария». Мы использовали как основу литературное произведение. Таким образом, текст у нас уже присутствовал и образы были нарисованы. Нам оставалось только придумать, что будут делать те или другие животные в кадре, как будут двигаться персонажи. Для нас этот этап был самым интересным занятием.
- Далее покадрово, в соответствии со сценарием создаются изображения.
- Нарисованные иллюстрации отсканировали и поместили на электронный носитель. На компьютере была создана раскадровка.
- Наши герои, неподвижные на иллюстрациях, стали двигаться, прыгать и делать все, как мы задумали. Также можно настроить переходы между сценами, а еще анимацию и параметры движения каждого кадра.
- Редактирование предполагает сопоставление изображения и речевой озвучки, аудиозаписи. Расчет тайминга. Распределение действий по времени.
- При желании длительность показа можно сделать меньше или больше. В зависимости от этого мультфильм получится более динамичный, но короткий или спокойный и более длинный.
- Может быть создан простой вариант анимации (аниматика) или серия статических картинок, показанных последовательно, одна за другой.
- В завершении данного этапа осуществляется очистка, выравнивание всех линий и устранение ошибок.
- Добавление текстов и наложения текстур.
- Создание окончательной анимации персонажей или объектов, и добавление к ним различных спецэффектов.
- Рендеринг.
- Окончательный шаг – создание анимационного фильма, перезапись в нужный формат. В специальной программе Sony Vegas Pro мы наложили музыку и сохранили мультфильм в формате mp4.
- Разместили видео в интернете для доступа ребятам и педагогам нашего центра, публикация в группах ВКонтакте https://vk.com/hpo_cvr?w=wall-51783489_782%2Fall; https://youtu.be/n0-tcjMBvjM
Результаты, анализ, выводы и обобщения
Практическая значимость проекта «Живая книга»
Данный проект позволяет учащимся:
- расширить имеющиеся и получить новые знания;
- познакомиться с одним из стихотворений В.В. Маяковского и по-иному посмотреть на известное литературное произведение;
- развивать навыки в сфере ИКТ и анимации;
- осваивать проектную деятельность и приобретать навыки презентации проекта;
- формировать внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся и мотивацию достижения результата;
- развивать гибкие навыки;
- знакомить младших школьников с видео книгой, автором поэтического произведения.
Отзывы о практической значимости проекта в виде:
- отзыв воспитанников СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» Готовое 2.avi — Яндекс.Диск (yandex.ru)
Выводы
Анимация – очень интересный, постоянно развивающийся вид информационных технологий. В процессе достижения поставленной цели проекта было рассмотрено понятие «современная иллюстрация» и изучена технология создания анимации иллюстраций.
Интерес к мультипликации заложен в каждом человеке с самого детства – мультфильмы учат нас, развлекают, дают полезные советы. Кроме того, в силу особенностей человеческого восприятия, мультипликационные ролики зрителю не надоедают. Качественно сделанный анимационный ролик, по сути, представляет собой полноценный короткометражный мультфильм с самостоятельным интересным сюжетом.
Встреча с новым мультфильмом таит в себе радость открытия неведомого мира – мира фантастического, волшебного, который создал автор. В нем происходят чудеса.
Созданием мультфильмов на киностудиях занимаются люди многих профессий. Они работают над мультфильмами годами (можно себе представить какая у них выдержка и трудоспособность). Создавая анимацию, эти качества пригодились и нам. Кто знает, может быть мы выберем профессию мультипликатора.
Цель проекта достигнута, все поставленные задачи решены. Нам удалось «оживить» иллюстрации и подготовить для младших школьников «ЖИВУЮ КНИГУ», т.е. в электронном виде соединить движущийся детский рисунок и оригинальный авторский текст выдающегося поэта начала 20-го века В.В. Маяковского. Наш мультфильм можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/n0-tcjMBvjM
В период реализации проекта возникли некоторые сложности с разработкой сюжета и созданием анимации: добавлялись или убирались различные части иллюстрации. Трудно было синхронизировать видео и звуковой ряд.
Нелегкая эта работа – снимать мультфильмы!
Перспективы дальнейшего развития проекта
Нам удалось «оживить» иллюстрации и подготовить для младших школьников «ЖИВУЮ КНИГУ», т.е. в электронном виде соединить движущийся детский рисунок и оригинальный авторский текст выдающегося поэта начала 20-го века В.В. Маяковского. В будущем планируется создание следующих книг с помощью собственных иллюстраций.
Литература и интернет источники
- Бакулина, Н.А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова. – Текст: непосредственный // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 25-28. – URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/ (дата обращения: 03.02.2023)
- Белинский, В.Г. О детской литературе и детском чтении / В.Г. Белинский. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 199 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-09224-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456113 (дата обращения: 13.04.2022)
- Дубин Б. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение / Б. Дубин, Н. Зоркая // Вестн. общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2005. – № 5. – С. 39–57
- Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2003. – № 2. – С. 60–70
- Кричалов, А.А. Компьютерный дизайн. Учебное пособие / А.А. кричалов. – Мн.: СТУ МГМУ, 2008 г. – 154 с.
- Корец, А.О. Электронные ресурсы – современный инструмент формирования читательской активности школьников / А.О. Корец. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 297–298. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12397/ (дата обращения: 13.04.2022)
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо: Стихи/ Худож. П. Асеев. – М.: Детская литература., 1978. – 16 c.: ил. Маяковский В.В. Майская песенка/ В.Маяковский// Детям: стихи/ В. Маяковский; рис. Ю. Коровина. – М.: Дет. лит., 1983. – С. 27–31
- Эбин Э.Е. Маяковский – детям: Очерки/ Оформл. Г. Ордынского. – М. Дет. лит., 1989. – 112 с. Маяковский В.В. Что ни страница, – то слон, то львица/ Ил. В. Гусев. – Л.: Детская литература., 1979. – 12 c.
- В. Маяковский. Что ни страница, то слон, то львица. Рисунки К. Зданевич. http://www.raruss.ru/best-soviet-childrens-books/2615-mayakovsky-zdanevich.html
- Владимир Маяковский. Стихи для детей https://rustih.ru/stixi-dlya-detej/vladimir-mayakovskij-stixi-dlya-detej/
- Возникновение книжной иллюстрации. https://alexey-vandort.livejournal.com/5875.html
- Воспитание словом. Мир в картинах. О большой литературе для маленьких. Маяковский – детям http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie35.htm
- Дмитрий Емец русские классики о детской литературе (В.Г. Белинский, А.П. Чехов, Л.Н.Толстой, А.И. Куприн, Н.С.Лесков и др.) https://zen.yandex.ru/media/uhistory/russkie-klassiki-o-detskoi-literature-5ed53d7069d4c95746c5d634
- История русской книжной иллюстрации. https://www.quartagallery.ru/articles-ru/kratkaya-istoriya-russkoy-knizhnoy-illyustracii/
- Маяковский – детям https://mel.fm/blog/anna-fedulova/80327-mayakovsky—detyam
- Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/