Автор: Кочнев Руслан, 14 лет,
Руководитель: Решетникова Анна Александровна,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ ДО Архангельской области «Детская школа народных ремесел»
Работа удостоена II места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2023 г.
Введение
Архангельская область большей частью входит в зону тайги и тундры. Самые распространенные древесные породы лесов – ель и сосна, также широко распространены береза, осина и ольха. Особенностью северного крестьянского труда было то, что все пробовали делать всё. Вещи для собственного быта создавали самостоятельно. Но художественный промысел начинался с создания изделий по заказу на продажу.
Например, плетение из бересты в Архангельской области было почти повсеместным. Мастера изготавливали на заказ туеса: с шемогодской резьбой по бересте, расписные уфтюжские туеса. Изготавливали и игрушки из разных материалов, в том числе из коры березы.
Береза – один из главных образов народного творчества, символ России. Снаружи дерево покрыто корой. Березовая кора состоит из множества легко отделяемых друг от друга тонких, эластичных слоев. Береста – материал универсальный: пластичный, прочный, легкий. Готовые предметы из бересты утилитарны: свойство сохранять пищевые продукты подтверждается тем, что в доме было много хозяйственной утвари, посуды. Туеса, сделанные из бересты, выполняли функцию термоса. Свойство скручиваться при нагревании используется при изготовлении поплавков к сетям, детских игрушек-шаркунков.
Многие крестьяне могли изготовить необходимую в быту вещь: посуду (сухарницы, солонки, хлебницы), которая сохраняла тепло, не билась и была лёгкой; обувь – лапти; игрушки для детей; корзины и туеса для походов в лес и ещё очень много изделий.
Берестяные изделия можно разделить на 3 вида: плетеные из ленты (рис. 1 а), из пласта (рис. 1 б) и в шаркунковой технике (рис. 1 в). В этой работе мы подробнее рассмотрим шаркунковую технику изготовления изделий из бересты.

Цель: изучить шаркунковую технику плетения из бересты в изделиях Сергея Леонидовича Шеметова.
Задачи:
- дать определение ремеслу берестоплетения, перечислить виды плетения из бересты;
- дать определение шаркунку, шаркунковой технике;
- описать технику изготовления шаркунка;
- провести интервью с народным мастером Российской Федерации Сергеем Леонидовичем Шеметовым;
- изучить берестяные изделия С.Л.Шеметова, выполненные в шаркунковой технике.
Художественное ремесло – плетение из бересты
Определение ремесла
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Художественное ремесло – культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т.д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия.
Таким образом, художественное ремесло – это версия ремесла, усовершенствованная опытом накопленным веками и открытием наиболее эстетичных приемов обработки материалов.
Кора берёзы, береста – это удивительно пластичный материал, из которого деревенские мастера Архангельской области изготавливали лапти, туеса, короба, корзины, кошели, набирухи, крупенники и даже игрушки для детей.
Заготовка бересты
Все начинается с заготовки. Для нее очень важно правильно выбрать время. Обычно оно совпадает с цветением шиповника, первыми грозами, сильной жарой. Это вторая половина июня, июль. Это не всегда так, но самое главное, чтобы береста легко отслаивалась, а цвет у нее был желтый или золотистый.
Заготовка бересты – трудное дело, к нему нужно готовиться. Место для заготовки лучше определить заранее. В лесу необходимо находится в сапогах, в рубашке с длинным рукавом и закрытым воротом, в шапочке с козырьком и под ней – легкий льняной платок, закрывающий уши и шею. Обязательно иметь с собой средство от насекомых. При заготовке бересты нельзя торопиться. Нужно терпеливо найти подходящее дерево, очистить часть ствола от грязи и шелушащихся частиц, и только после этого приступать к снятию бересты.
В зависимости от назначения материала существует три способа заготовки бересты. Пластовая береста – это кусок, пласт бересты. Она используется для плетения небольших изделий, обшивки туесов, изделий из цельного куска бересты. В таком способе заготовки нужно осторожно сделать вертикальный надрез с помощью ножа – косяка, без значительного нажима, не повреждая лубкового слоя, сверху вниз. Дальше нужно отделить кусок от ствола по кругу. При этом способе берёза не повреждается. Заготовленные пласты бересты мы сворачиваем в рулон, постепенно добавляя другие пласты. Рулоны весом 5-6 кг обматываем бечевкой. Преимущество такого способа в том, что подсушенная береста будет иметь распрямлённую плоскость, с ней удобно работать.
Второй способ – ленточный. Используется для крупных изделий. Для снятия лент делают спиральные надрезы вокруг ствола нужной ширины, с помощью ножа, начиная сверху вниз. Эту ленту срезаем вокруг ствола, немного оттягивая вниз по спирали. Полученные ленты сворачиваем в клубок лицевой частью наружу, оставляя в них вентиляционное отверстие.
Наиболее трудоемкий способ заготовки – снятие сколотня. Дерево выбирается с особой тщательностью – с прямым гладким стволом, кора без порезов, изъянов, с небольшими чечевичками. Сколотень используется при изготовлении туесов. Первым делом, необходимо повалить выбранное дерево с помощью пилы, топора и рычага, с учетом местности и направления ветра. Осмотрев ствол, размечают чистые и ровные участки для сколотня. Ножом делают кольцевой разрез, ограничивая при этом длину сколотня, и снимают с обеих его концов небольшой участок коры до древесины. Потом с помощью металлического шампура или сочалки из ветки или кустарника рябины, осторожно поступательным движением в направлении длины сколотня, отделяют кору от ствола. Заостренный конец сочалки осторожно вводится между внутренним слоем и стволом на глубину 2-4 см. Затем сочалка постепенно продвигается к центру сколотня. Потом операция повторяется с другой стороны. После сколотень осторожно скручиваем со ствола дерева, вращая между ладонями. После того как цилиндры подсохнут, их складывают друг в друга, как матрешку и завязывают бечевкой.
Если береста заготавливается впрок, ее хранят в сухом прохладном помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей. В сыром помещении береста покрывается плесенью, желтыми пятнами, а от прямых солнечных лучей меняется цвет бересты. Рулоны пластовой бересты (рис. 2 а) хранят на полках и деревянных щитах. Берестяную ленту хранят в клубках (рис. 2 б). А подсушенные сколотни (рис. 2 в) – вставленными в друг друга.

Шаркунковая техника
Определение шаркунка
Шаркунок – это традиционная детская игрушка-погремушка. Название игрушки происходит от слова «шаркать», шуметь, греметь. Такая народная игрушка изготавливается из дерева, бересты, лозы, глины.
У нас на Севере шаркунки считали оберегом, то есть верили, что шаркунок своим звуком отгонял от ребенка нечистую силу. А еще шаркунок – экологически чистая игрушка, она безвредна и полезна, особенно когда у ребенка режутся зубы. Применяют шаркунок и в качестве шумового народного инструмента.
Конструкция деревянного шаркунка (рис. 3) сборно-разборная и создается без единого гвоздя. Такие погремушки, собранные из вырезанных планочек-модулей, собирали еще в XIX веке архангельские мастера. Пирамидальная конструкция, внутри которой гремела дробь или горох, запиралась последней планочкой, и если ее найти и вынуть, то шаркунок можно было разобрать.

Берестяной шаркунок (рис. 4) изготавливается из очень плохо расслаиваемой бересты и гороха. Шаркунок выполняется без применения клея. Благодаря свойству бересты скручиваться при высокой температуре, погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и приобретает прочность в сочетании с лёгкостью. После высыхания внутрь погремушки вкладываются горошины. Технологию изготовления берестяного шаркунка сохранили деревенские мастера и передали новому поколению.

Сегодня, как и прежде, шаркунок изготавливается из экологически чистого материала – бересты – по традиционным технологиям без применения клея, красителей и других ненатуральных веществ. Для большего интереса детей и взрослых к традиционной народной игрушке были разработаны новые формы шаркунка.
«Из бересты ранее шаркунки на сенокосе делали. Бросишь в кипяток, береста и загнется. А внутри для звука горошины. Соседского паренька учу, Шеметова Сережу, у него хорошо получается… Берестяные шаркунки делали трехугольные, четырехугольные. Ранее на сенокосе мужики делали для детей. Когда дожди, делать нечего, коробочки шьют из бересты, остатки остаются – игрушки делали», – рассказывал мастер Михаил Васильевич Варварский (рис. 5).

а) Погремушка детская «шаркунок». 1982 г. Размер: 16,6 х 6,1 х 6,1 см. Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельский краеведческий музей»;
б) Шаркунок. 1975-1983 г. Размер: 24,0 х 12,0 х 12,0 см. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»;
в) Шаркунок. 1981 г. Размер: 12 х 19 х 5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»;
г) Шаркунок. 1980-е гг. Размер: 21,5 х 7 х 7 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства»
Изготовление традиционного берестяного шаркунка
Конструкция шаркунка напоминает многоэтажный дом без окон и дверей, но с множеством комнат-ячеек. Чтобы шаркунок гремел, в ячейки полагается положить по горошине, по дробинке. С горошинами звук получался мягким, немного глуховатым, а с дробинками – звонким и задорным. Для изготовления шаркунка необходима береста, которая плохо расслаивается. Понадобятся ножницы, горох и кастрюлька для воды. Первым делом нужно сделать заготовки трёх видов. Первая – скобка, пластинка бересты шириной 2 см, длиной 4 см (36 штук). Вторая – крестовинка шириной 2 см, длиной 17 см (2 штуки). Третья – ручка шириной 2 см, длиной 30 см (1 штука). Скобки можно загибать с помощью деревянного бруска шириной 2 см, или накладывать скобки друг на друга. Ручку и крестовинки тоже, приложив по центру скобку надо загнуть. «Окна» должны быть вдоль полосок.


Сборку начинаем с ручки. Берём заготовку № 3 и на месте сгиба собираем кубик из четырёх заготовок № 1 – скобок. Так набираем 4 кубика. Затем на двух заготовках № 2 собираем по кубику. Вставляем крестовинки в заготовку № 3 с ручкой крест-накрест. Затем на свободных концах крестовинки собираем вторые кубики. И, наконец, собираем последний кубик наверху. В каждый кубик положим сухой горох и заварим в кипятке. Загнутые края скручиваются, и изделие не распадается (рис. 6-7). Освоив простой шаркунок, можно собирать более сложные, разных форм и размеров.
Мастер художественной обработки бересты и педагог Шеметов Сергей Леонидович
В старинном селе Конёво живёт и работает народный мастер России по художественной обработке бересты Сергей Леонидович Шеметов (рис. 8) – создатель детской студии народных ремесел «Кудесник», которая является одним из первых в Архангельской области филиалов Детской школы народных ремесел. Сергей Леонидович занимается художественной обработкой бересты с 10-летнего возраста. Он получил информацию о ремесле из первых рук от старейшего знаменитого по выставкам Союза художников мастера из с. Конёво Михаила Васильевича Варварского (1908-1983).

Творческие работы мастера очень разнообразны – от плетеных изделий из бересты классических народных форм (шаркунок, солонка, корзина, короб- загибуха, крупеник, лапти) до сложных современных композиций из природных материалов: рождественский светильник, композиция «Елка»,«Спираль времени», «В паутине», композиция на подставке, куб в кубе, шаркунки в пространстве, композиция в шаре. В настоящее время мастер работает над темой совмещения различных природных и искусственных материалов с берестой. Сергей Леонидович – участник и победитель областных, зональных и Республиканских художественных выставок и выставок народных промыслов. Он представляет народное искусство Севера на зарубежных выставках, имеет дипломы и награды. Сергей Леонидович имеет благодарность Министерства образования Российской Федерации за многолетний труд по приобщению учащихся к основам народного искусства и традиционной культуры. Но самой главной премией стала Президентская премия за разработку, издание и внедрение учебных программ. За период работы 26 воспитанников Сергея Леонидовича получили звание «Мастер по художественной обработке бересты». Народный мастер Российской Федерации по художественной обработке бересты Сергей Леонидович Шеметов проводит большую работу по развитию и сохранению народных традиций, воспитанию подрастающего поколения, приобщению молодёжи к народному творчеству. Все это подтверждает социальную значимость деятельности народного мастера Сергея Леонидовича, его весомый вклад в развитие культуры села.
Интервью с мастером
Для того чтобы подробнее изучить творчество Сергея Леонидовича, была организована встреча с мастером, на которой использовался метод исследования – интервью (рис. 9). Сергей Леонидович рассказал о своем детстве, творчестве и работе педагогом, показал свои работы из бересты.

Одним из первых вопросов мастеру был о том, как он научился ремеслу. Учителем Сергея Леонидовича Шеметова был Михаил Васильевич Варварский. Он дал ему основы плетения, заготовки и хранения бересты. Сергей Леонидович вспоминает: «С Михаилом Васильевичем встретился и познакомился летом 1980 года. Проходя с двоюродной сестрой мимо магазина «Радуга», увидел дедушку, который разбирал аккуратно ящики и складывал досочки. Я поинтересовался, для чего это ему понадобилось. Он сказал, что делает разные изделия из дерева, в том числе деревянные игрушки-шаркунки. Он пригласил нас в свою мастерскую и часа три показывал разные диковинные игрушки и рассказывал о своём увлечении. Глаза мои разгорелись, руки зачесались, сердце застучало, я навсегда влюбился в ремесло. С этого времени, когда был свободен от домашних дел и уроков, я всегда находился в мастерской у Михаила Васильевича».
На вопрос об источниках идей для своих работ, Сергей Леонидович отвечает: «Многое рождается в голове. Сначала я воплощаю задумку из бумаги, а потом уже пробую из бересты. Много идей я беру в Интернете, часто использую идеи изделий других материалов, но я пробую их из бересты» (рис 10).

а) Шаркунок «Телефон». Подставка. 2021 г. Размер: 8,8 х 6,8 х 8,6 см. Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной художественный музей»;
б) Шаркунок шептунчик. 2018 г. Размер:4,0 х 4,0 х 4,0 см. Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной художественный музей»;
в) Конь. 2018 г. Размер: 8,0 х 11,0 х 2,0 см. Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной художественный музей»;
г) Шаркунок .. 1989 г. Размер:12,0 х 12,0 х 20,5 см. Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной художественный музей»
Мастер рассказал и о месте свой работы в настоящее время: «Я работаю в студии «Кудесник». У нас 4 вида ремёсел. На занятия приходят дети из Конёвской школы». Основана студия «Кудесник» 1 февраля 1990 года, именно с этого дня Сергей Шеметов начал вести полноценные занятия в своей мастерской. Название студии придумали сами ребята, выбирали из большого количества предложенных вариантов, каждая буква слова означает определенную направленность деятельности. «К» – качество, «У» – увлечённость, «Д» – духовность, «Е» – единение, «С» – студия, «Н» – народного, «И» – искусства, «К» – Конёво. Ученики студии принимают участие в ярмарках, выставках и разнообразных мероприятиях, проводимых детской школой народных ремесел и Районным центром дополнительного образования.
Сергей Леонидович отмечает, что многие ребята сейчас увлекаются компьютерами: «Хотелось бы больше учеников, но сейчас дети больше сидят в компьютерах, телефонах, им это интереснее. Но приходят, занимаются, есть ребята».
Не остался без ответа и вопрос о том, нужно ли и зачем ребятам изучать шаркунковую технику. Сергей Леонидович рассказал: «Оно и математически помогает, и развивает образное мышление. Когда придумываешь изделие, сначала его прорисовываешь, после начинаешь конструировать. У меня ученик сделал себе меч, тоже из кубиков. Из кубиков вообще можно сделать всё что угодно, расширяя, загибая скобки (детали изделий в шаркунковой технике). Чем меньше размер кубиков – тем больше можно их обыграть. Нужно представлять себе соотношение размеров для будущего изделия».
Все действия при работе в шаркунковой технике развивают образное мышление, умственные способности, учат воображать, соотносить размеры предметов и переносить их в свою работу, прорисовывать модели будущих изделий.
Сергей Леонидович поделился всеми интересными возможностями применения шаркунковой техники в современном мире: декор интерьера, утилитарные бытовые вещи, экологичные игрушки.
В процессе проведения интервью с Сергеем Леонидовичем мы познакомились с многообразием изделий в шаркунковой технике (рис. 10). Дополнительно были изучены работы в шаркунковой технике на портале https://goskatalog.ru/portal таких мастеров как Варварский Михаил Васильевич, Бурчевский Владимир Николаевич, Климов Леонид Алексеевич, Конашев Сергей Григорьевич и других. Деревянные погремушки-шаркунки автора Попова Петра Александровича также были дополнительно изучены на портале https://goskatalog.ru/portal.

Таким образом, благодаря шаркунковой технике в ремесле плетение из бересты, есть возможность развить свое воображение и способности, умение создавать собственные композиции изделий, мелкую моторику рук. Шаркунковая техника – это экологичный конструктор, который научит качественно выполнять работу и доводить начатое дело до конца, потому что иначе изделие не получится.
Заключение
Таким образом, шаркунковая техника изготовления изделий из бересты останется одной из самых популярных техник. Ребятам всегда интересно изобретать, придумывать и воплощать свои идеи в жизнь.
Шаркунки в виде геометрических форм могут послужить в виде оригинальных сувениров, а шаркунками-игрушками могут играть дети, развивая свою фантазию и художественный вкус. Шаркунки могут помочь маленьким детям в изучении мира, если сделать их в форме животных или транспорта. Шаркунки в виде букв алфавита помогут детям изучать азбуку. С помощью шаркунков-цифр можно упростить изучение основ математики. Изготовление изделий в шаркунковой технике в качестве подарков помогут изучить традиционные и календарные праздники.
Сергей Леонидович Шеметов поделился идеями о совмещении бересты с другими материалами, например: с деревом, металлом и корнем сосны. Мастер использует шаркунковую технику для изготовления композиций и элементов декора помещений.
На примере работ обучающихся Детской школы народных ремесел, изделий в шаркунковой технике из литературных и интернет-ресурсов и изделий народного мастера Российской Федерации Сергея Леонидовича Шеметова удалось изучить разнообразные варианты применения шаркунковой техники.
Информационные источники
- Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006
- Дайн Г. Детский народный календарь. Игрушка в культуре России. Хотьково, Сергиев Посад, 2010
- Клыков С.С. Работа с берестой (методическое пособие для учителя). – Архангельск: Издательство АОИППК работников образования, 1995
- Кочев М.С. Секреты бересты. – Сыктывкар. 2000
- Мургунова О.П. Сказ о ремесле. Стихи. – Архангельск. 2011
- Областной фестиваль мужских ремесел «Юные мастера Севера». Методическое пособие ГБОУ ДО АО «ДШНР». – Архангельск, 2013
- Ускова Ф.А. Береста – русское золото. – Москва, Профиздат, 2007
- Филева Н.А. Рассказывают мастера: Из материалов экспедиций по Архангельской области в 70-80-е годы 20 века: с фотографиями, комментариями и дополнениями автора. – Архангельск, ОАО «ИПП « Правда Севера», 2014
- https://goskatalog.ru/portal
- https://vk.com/@konevocity-sergei-leonidovich-shemetov
- http://birch-bark-kudesnik.ru/o-mastere
- http://www.severberesta.ru/masters/36-masters-of-the-arkhangelsk-region/60-varvarskij-mv-selo-konjovo-arhangelskoj-obl.html