Автор: Кузьмина Мария, 15 лет,
Руководитель: Андреев Павел Юрьевич,
ГБОУ ДО Архангельской области «Детская школа народных ремесел»
Работа удостоена III места на IX региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2023 г.
Введение
Архангельская область – край, богатый природными ресурсами. Главное богатство области, в первую очередь, леса. Площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га. Огромное место в жизни русского человека занимала береста. Она сопровождала человека с рождения и на протяжении всей жизни. Из бересты на Севере испокон веков делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из нее плели различную берестяную утварь: корзины, туеса, дорожные солонки, футляры для точила, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Пластами бересты прокладывали потолочные матицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения да тепла в доме добавить. Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной в свободное от сельскохозяйственных забот время.
Архангельская область славится своими мастерами. До настоящего времени во многих деревнях трудятся мастера, соблюдающие старинные традиции и работающие в рамках традиционных технологий. Появился и целый ряд выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества.
Актуальность моей темы состоит в том, что техника комбинированного плетения универсальна, так как она подразумевает использование бересты вместе с другими природными материалами для создания бытовых изделий, которые имеют и эстетическую ценность.
Цель: изучить технику комбинированного плетения мастеров Архангельской области на примере изделий Вадима Вениаминовича Юрьева.
Задачи:
- Перечислить и дать определения природным материалам, используемым в комбинированном плетении.
- Изучить техники работ мастеров Архангельской области с разными природными материалами, входящими в комбинированное плетение.
- Дать представление о технике комбинированного плетения.
- Провести интервью с мастером народных художественных промыслов Архангельской области Юрьевым Вадимом Вениаминовичем.
Определения природных материалов, используемых в комбинированном плетении
В комбинированном плетении используют не только природные материалы, но и железо, ткань, декоративные украшения и другие материалы неживой природы. Но мне больше всего нравится работать с натуральными материалами, потому что они созданы природой, они передают ее энергию, силу и красоту. При работе с этими материалами я чувствую умиротворенность и позитив.
Природный материал – это любой продукт или физическое вещество, которое происходит от растений, животных или земли. Береста – наружная часть коры березы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных гладких слоев разного цвета. Традиционно бересту используют для изготовления посуды, коробов, корзин, обуви и т.п.
Корень дерева – подземная часть растения, основной функцией которой является удержание дерева в вертикальном положении, всасывание питательных веществ из почвы и передача их в ствол.
Древесина – внутренняя часть дерева, лежащая под корой.
Кап – нарост на дереве с деформированными или хаотичными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного многочисленными мелкими узелками спящих почек.
Сувель – нарост без спящих почек. В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет сувель в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.
Кожа – прочный, гибкий и долговечный материал, получаемый путем выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия.
Мастера Архангельской области и техники их работ
Наша Архангельская область достаточно большая. На ее территории распространено очень много разнообразных ремесел. К сожалению, в своей исследовательской работе я не могу написать про всех мастеров, занимающихся сохранением народных традиций и развивающих новые тенденции. Представляю мастеров, работы которых меня заинтересовали. Также хочу добавить, что многие мастера начинали с берестоплетения, но в процессе работы выбрали свое направление в создании изделий.
Прорезная техника
Прорезная техника, или как ее еще называют резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции. Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.
Мастер Мария Окрепилова из города Коряжма Архангельской области. Руководитель творческого объединения «Северные мастера». Она приобщает молодое поколение к народному творчеству, учит умело сочетать вековые традиции плетения бересты и резьбы с современными тенденциями.
Тиснение
Тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов, является одним из древнейших способов украшения берестяных изделий. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов), ударяя по ним молотком. Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).
Мастер Александр Шутихин – один из победителей конкурса «Лучшие из лучших», а также народный мастер России. Живет Александр Шутихин в Котласе, в Архангельской области. Мастер известен своими туесами, которые делает по классической технологии, пришедшей к нам из древности. Свои туески он украшает тиснением, штампами (рис. 1, 2).
Берестоплетение
Берестоплетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой и образовании клетчатого узора. Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Наиболее распространено косое плетение ввиду его технологичности и большей прочности.
Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг. Этим способом можно изготавливать и объемные изделия – солонки, короба.
Косое плетение применяется в основном для изготовления таких объемных изделий, как корзинки, вазочки, шкатулки и плоских изделий, таких как ремешки.
Существует и плетение из пластовой бересты и шаркунковая техника работы с берестой.
Пластовая береста. Рассмотрим на примере изготовления туеса. В качестве заготовки берутся пластины бересты, на которых размечаются высота и длина окружности будущего туеса, по краям делается запас для замка. Замки бывают разных видов. Для того чтобы сделать их точно, нужно заранее подготовить шаблоны, наложить их на бересту, обвести и вырезать. По намеченным контурам бересту вырезают ножницами и замыкают замок. Можно использовать и сшивной замок. Для этого на краях берестяных пластин размечают места отверстий и пробивают их с помощью сечки. Через эти отверстия края туеска сшиваются тонкой берестяной лентой. Донышко туеска выпиливается из тонкой фанеры несколько большего диаметра, чем диаметр туеса. Перед тем, как вставить донышко, нижний край туеска распаривается в горячей воде, после этой операции вставить дно не составляет труда. После высыхания бересты донышко плотно закрепляется в стенах туеса. Крышка туеса так же выпиливается из фанеры. В ней сверлятся два отверстия под углом друг к другу. Затем, подстроганный с одной стороны ивовый прут, распаривается в кипятке. Согнув пруток дугой, его концы вставляют в отверстия крышки. После высыхания пруток станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.
Шаркунковая техника. Неочищенную бересту нужно согнуть в форму скобок разных размеров, с помощью определенной последовательности собрать изделие, например, шаркунок в единое целое.
Мастер Шеметов Сергей Леонидович – народный мастер России, разработчик образовательной программы «Художественная обработка бересты» и участник множества выставок и ярмарок. В основном, мастер занимается пластовой обработкой бересты и шаркунковой сборкой. Живет Сергей Леонидович в селе Конево. Там же он создал студию народных ремесел «Кудесник», где проводит большую работу по развитию и сохранению народных традиций и передает их подрастающему поколению (рис. 3).
Художественная обработка корня
Изделия из корня (корневушки), выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью. Перед началом работы мастера размачивает корень в воде 15-20 минут, что придает материалу упругость и гибкость.
К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, орехи, конфеты.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее изделий первого вида, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.
Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно прилегают друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких изделий уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько высока, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.
Мастер Огородник Алексей Петрович – народный мастер Российской Федерации по плетению из корня сосны. Мастер работает в Детской школе народных ремесел в городе Архангельске, где и преподает технику «Художественная обработка корня».
Наряду с сохранением традиционных форм изделий, Алексей Петрович с детьми пытаются найти и современные формы, а также участвуют в выставках и ярмарках. По мимо этого в летнее время выезжают в различные районы Архангельской области для заготовки корня на весь учебный год (рис. 4).
Роспись
Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, птичьих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.
Эскиз росписи может быть, как сюжетным, так и декоративным, чаще всего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают в зависимости от сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. В зависимости от использованной палитры выделяют виды росписи: полихромная (многоцветная), монохромная (тональная). Роспись закрепляют лакированием.
Мастер Рыжая Лариса Николаевна, педагог и народный мастер Российской Федерации обучает ребят северной росписи по дереву в городе Архангельске, в Детской школе народных ремесел. Вместе с учениками мастер использует как традиционную технику росписи, так и вносит свои инновации, меняя форму изделия, цвет (рис. 5).
Комбинированное плетение
Комбинированное плетение – это соединение всех техник художественного ремесла в единое целое, используя разнообразные материалы.
Мастер Юрьев Вадим Вениаминович – мастер народных художественных промыслов Архангельской области, «Мастер 2022 года» является одним из основателей техники комбинированного плетения. Он смог использовать различные виды техник в одном изделии (рис. 6).
Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что все мастера опираются на первоначальную технику берестоплетения, но в процессе создания изделий находят свой любимый вид декора и в дальнейшем развивают его, привнося свой почерк в работы.
Техника комбинированного плетения
Комбинированное плетение – это техника соединения бересты с любыми материалами в единое целое.
Сочетаний в комбинированном плетении может быть огромное количество, так как при комбинированном плетении мы можем использовать материалы как живой, так и неживой природы. Рассмотрим технику комбинированного плетения на примере сочетания бересты с корнем и деревом.
Комбинирование плетение бересты с корнем. Из двойной ровной толстой бересты получаются идеальные донышки. Мастера заготавливают сразу много разных донышек. Их размеры, цвет сами подскажут, зададут вид и форму будущего изделия.
Чтобы начать спиральное корневое плетение с берестяного донышка, нужно пробить или просверлить отверстия по периметру заготовки донышко. Пробить отверстие можно пробойником, сделанным из обычного гвоздя, срезав под 90° острие и хорошо заточив напильником срез. Пробиваются отверстие в бересте на обрезке фанеры или строганной доски. Если отверстий много, с учетом сшивания боковины, отделки, вышивки, пришивания ручки используют гравер – высокооборотную дрель. Чтобы не ослаблять изделие, сверлить отверстие нельзя очень близко к краю и друг другу. Двойная склеенная береста добавляет прочности, и отверстия почти не ослабляют край дна или боковин.
Очень важно сортировать, правильно выбирать бересту перед работой. Даже маленький брак потом повлияет на прочность и внешний вид изделия. Корень для сшивания также не должен быть тонким, чтобы выдержал усилие плотного затягивания, но и не очень толстым, чтобы не ослабить просверленные отверстия при протягивании корневых лент и не порвать край бересты. Для крупных вещей стоит использовать более толстый корень и наоборот. Иногда, чтобы замаскировать стык или брак, применяет аппликацию. Чаще всего такая заплатка является еще и украшением. Шитье из лоскутков бересты, мелких деталей придают изделиям изюминку. Важно, чтобы элементы бересты «лоскутного» шитья в одном изделии были приблизительно одинаковой толщины.
Изделие из лоскутной бересты – своеобразная панорама природного разнообразия цвета, оттенка и фактуры. Разный лес – разная береста. Плетеные изделия пестро-однотонные. Одно плетеное изделие от другого по цвету и оттенку почти не отличается. При комбинированном плетении сшиваются совсем разные по цвету, фактуре, внешнему виду элементы.
Комбинирование плетение древесины (капа) с берестой и корнем. Эта техника очень схожа с представленной выше. Кап напиливается на тонкие пластины, шлифуется. После шлифовки проявляется красивая текстура материала. Готовая пластина просверливается по краю тоненьким сверлом. Прошиваем кап корнем к бересте. Чаще всего кап используют как днища блюд и подносов, крышки шкатулок и коробов, как декоративное изящество ваз и элементов украшения множества других изделий.
Изучив технику комбинированного плетения, можно сделать вывод, что суть техники комбинированного плетения – это соединение разных техник работы с материалом в одну.
Мастер Вадим Вениаминович Юрьев
Родился Вадим Вениаминович в городе Архангельске. После окончания института 40 лет работал инженером-строителем. Строил город. Серьезно занимался спортом.
Время общения с природой – одно из самых любимых. Специально ремеслу мастер нигде не учился. По книгам, в общении с друзьями-мастерами научился плетению из ивы, соснового корня, работе с берестой. Интерес к дереву был всегда.
Самообразование в ремесле имеет свои преимущества, особенно почувствовал мастер это в зрелом возрасте. Легче нашел свое направление, изучил традиции, искал новое. Он был свободен в выборе решений, в творчестве.
Со временем понял, что больше всего нравится работа с сосновым корнем, берестой, капом. Получилось соединить эти уникальные природные материалы в изделиях с помощью техники комбинированного плетения, о которой мастер народных художественных промыслов Архангельской области написал книгу «Сосновый корень. Береста. Комбинированное плетение».
Интервью с мастером. Один из первых вопросов звучал так: «С чего началось Ваше творчество?» Мастер рассказал, что, выйдя на пенсию, он начал пробовать себя в различных техниках ремесла. Попробовав все ремесла и увлекшись этим занятием, Вадим Вениаминович начал развиваться в технике комбинированного плетения, плетя изделия из бересты и украшая их корнем, деревом. Он изготавливал разные формы, искусство его «затянуло и привлекло». Вадим Вениаминович рассказал, что поддерживает связь и с другими мастерами Архангельской области, они следят за творчеством друг друга, делясь знаниями, эскизами работ.
На вопрос «Кто подвиг Вас к написанию книги?» мастер ответил, что его творчество заметила выдающийся искусствовед Архангельской области Нина Анатольевна Филева, которая вдохновила Вадима Вениаминовича и книгу написать, и участвовать в выставках и ярмарках.
Из интервью с мастером можно сделать вывод, что заслуга Вадима Вениаминовича в том, что он смог скомпоновать техники декорирования в единое целое и преобразовать изделия в предметы декора, и использовать их в быту как утилитарные вещи.
«Мысли вокруг ремесла»
В книге, написанной мастером, меня заинтересовали цитаты, которые он назвал «Мысли вокруг ремесла». Больше всего мне понравились мысли Вадима Вениаминовича, отражающие его творчество, и вдохновившие меня на написание этой исследовательской работы:
«Хорошее настроение – залог успеха. Внутреннее состояние обязательно влияет на конечный результат. Начинать изделие всегда стоит с желанием, на позитиве».
«Если есть что показать, то надо показывать».
«Каждый художник видит мир по-своему. Восприятие света, цвета и формы изделия, как почерк, как отпечаток пальцев, неповторимо».
«Когда занимаешься любимым делом, успокаиваются нервы, уходят неприятности. Приходит много разных мыслей, но плохих – никогда. В это время можно спокойно поразмышлять, принять правильное, взвешенное жизненное решение, не связанное с хобби, найти выход, разобраться с проблемой».
«Ручная работа всегда уникальна. В ней живет душа мастера, тепло его рук. Двух одинаковых работ не бывает. По почерку, по штриху всегда можно узнать автора. Любое изделие связано с индивидуальностью и собственной философией».
«Главное – стараться все делать хорошо, основательно. Себя не обманешь. Понравилось самому – понравится и другим».
«В любом деле главное решиться начать, перебороть неуверенность и сомнения, а дальше пойдет».
«Ничего быстро не делается, любое хобби занимает много времени, предполагает полное погружение в тему».
«Стоит чем-то увлечься, и единомышленники тут же найдутся».
Мои работы.
Обучаясь в Детской школе народных ремесел, я научилась использовать технику комбинированного плетения в своих изделиях. На фотографии (рис. 7 а) представлено изделие – полотуха, выполненная в сочетании двух техник: пластовое плетение бересты и плетение сосновым корнем. Рядом (рис. 7 б) – корзина-набируха, выполненная пластовым способом плетения. Она собрана из кусочков бересты и сшита корнем, а для жесткости изделия поставлена ветка черемухи.
Здесь (рис. 8 а) представлен туес, выполненный в сочетании различных природных материалов: корпус сделан из сколотня (части ствола березы), обшит корнем, ручка сделана из можжевельника, а крышка и донышко из осины. На рис. 8 б более современная работа, которую я сделала, вдохновившись произведениями, сказками нашего северного писателя и художника Степана Григорьевича Писахова. В работе объединены сюжеты сказок «Апельсиновое дерево» и «Перепелиха». Материалы, которые я использовала – это береста, мох, нитки и шерсть.
Заключение
Поговорив с мастером и прочитав его книгу, я смогла ответить на вопросы, интересовавшие меня во время изучения комбинированного плетения. Я выявила основную особенность этой техники: подчеркивание «неровностей» материала, выведение их на передний план только украшает изделие своей природной красотой. Благодаря естественной «искаженности», природный материал становится уникальным и единственным в своем роде, так как невозможно создать копию с такими же неровностями как у оригинала. Это доказывает, что береста – удивительный материал, имеющий большое разнообразие оттенков и природных естественных форм, которые никогда не повторяются.
Информационные источники
- Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. – Архангельск, ОАО «ИПП «Правда севера», 2006.
- Клыков С.С. Работа с берестой (методическое пособие для учителя). – Архангельск, 1995 г. Издательство АО ИППК работников образования, 1995.
- Кочев М.С. Секреты бересты. – Сыктывкар, 2000.
- Сборник научно-практических материалов по народной художественной культуре, посвященный 25-летнему юбилею Детской школы народных ремесел Архангельской области, 1990-2015. – Архангельск, Издательство «КИРА», 2015.
- Усков Ф.А. Береста – русское золото. – Москва, Профиздат, 2007.
- Юрьев В.В. Сосновый корень. – Архангельск, «Лоция», 2020.
- Юрьев В.В. Сосновый корень. Береста. Комбинированное плетение. Практическое пособие. – «Лоция», 2022.
- https://goskatalog.ru/portal
- https://m.my.mail.ru/community/naviimir/11948D876012E
- https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasle
- http://birch-bark-kudesnik.ru/o-mastere
- https://www.woodbusiness.ru/newsdetail.php?uid=4611
- https://bigenc-ru.turbopages.org/bigenc.ru/s/ethnolog
- https://infourok.ru/beseda-po-okruzhayuschemu-miru-de
- https://woodschool.ru/kap-i-suvel.html
- http://школа-ремесел.рф/dshnr30let/167-masterskaya-ro
- http://школа-ремесел.рф/masterskie/71-masterskaya-ros.
- http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000074/st083.shtml