Автор:Степанова Виктория, 10 лет
ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Титова Татьяна Евгеньевна
Работа заняла II место на X региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.
Предисловие
Готический стиль и стиль барокко представляют собой два различных стиля в искусстве, возникшие в разные эпохи и характеризующиеся своими особенностями и формами выражения.
Оба стиля оказали значительное воздействие на развитие искусства в разные периоды и имеют свои уникальные черты и значения.
Но если при слове «барокко» у меня как жителя Санкт-Петербурга сразу возникают в памяти фасады Зимнего Дворца, то примеров готической архитектуры в моем городе я вспомнить не могу. Поэтому свое исследование я бы хотела начать со знакомства с определяющими чертами готического стиля.
Актуальность работы для меня обусловлена тем, что готическая культура – это основа для многих направлений изобразительного искусства, важная для последующих эпох, таких как Возрождение, барокко, классицизм. В то же время, изучая историю барокко, важной эпохи изобразительного искусства и архитектуры, можно узнать много интересного и неизведанного. Мне хочется узнать об этих стилях и сравнить их для понимания развития цивилизации.
Основная цель моей работы: сравнить готический стиль со стилем барокко с точки зрения искусствоведения.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с архитектурой, живописью, костюмом эпох готики и барокко;
- сравнить главные выразительные черты стилей и сделать выводы.
Готика
Эпоха готики длилась с XII по XVI века. Её принято делить на три основных периода: раннеготический (XII-XIII века), высокая готика (с начала XIV века по 1420 год) и поздняя готика (примерно 1420-1500 гг.).
Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе.
Выразительными чертами готической архитектуры являлись арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенные резными деталями фасады и многоцветные витражные стрельчатые окна. Данные элементы стиля подчёркивают вертикальное направление здания.
Самое яркое выражение и основные черты этого стиля – это изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство.
Данные черты мы можем видеть у множества храмовых сооружений западной Европы: собор в Реймсе, собор в Амьене, собор Парижской Богоматери во Франции, Кёльнский собор в Германии и храмы в других городах.
Высокие стрельчатые арки, серебристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под их своды множество людей (рис. 1).
Скульптурами оформляли, в основном, наружные стены готического собора. Готическая скульптура – неотъемлемая часть ансамбля, она подчеркивает устремленность здания ввысь (рис. 2).
Одним из основных направлений готического искусства был витраж, где использовалась богатая и красочная цветовая палитра, воплощались сложные сюжеты на религиозные и бытовые темы. Витражи можно увидеть в соборах и церквях (рис. 3).
В эпоху готики развивалась книжная миниатюра (рис. 4). Создавалось больше книг для домашнего пользования как религиозного, так и светского содержания, например, рыцарских романов. В различных частях Европы имели распространение разные начертания готического шрифта («текстура», «бастарда», «швабахер», «фрактура»). В 1455 году Иоганном Гутенбрергом было изобретено книгопечатание.
Выразительные черты женской красоты в эпоху готики – это скромность, длинные волосы, почти невидимые брови, большой живот, плотно сжатые губы. Готическая мода проявилась в сложном облегающем покрое одежды. В XIV веке укорачивается мужское платье – теперь длинную одежду носят только пожилые люди, врачи и судьи. Облегающая куртка, узкие шоссы, тонкий плащ – одежда воплощает эстетический идеалы эпохи: образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
Ширина женской юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма отличается узкими длинными рукавами, треугольными вырезами на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
Подобно архитектуре готическая одежда получила вертикальную направленность. Её подчеркивают сложные каркасные головные уборы, остроносые ботинки, отвесные концы рукавов (рис. 5).
Интересно, что в XVI веке, когда в Италии уже развивалось высокое Возрождение, в Англии только заканчивался готический период.
Барокко
Барокко – стиль европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, обостренная чувственность, стремление к величию образов и пышности форм, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях.
Для архитектуры барокко в России характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Святого Петра в Риме (рис. 6).
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостностью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность; яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо (рис. 7-8).
Барокко устанавливает новые стандарты красоты. В эту эпоху не существовало ограничений на удовольствия, зрелища, балы, пищу. Человеческое тело менялось в соответствии с идеалами эпохи – пышность форм становилась всё более привлекательной, свидетельствующей о материальном положении людей. И живопись, как ни один вид искусства, особенно чётко выразила идеалы барокко: модели, герои, персонажи картин чаще всего изображались полнотелыми, с нежной розоватой или молочной кожей, что создавала иллюзию мягкости и в то же время лёгкости тела.
Живопись эпохи барокко невозможно представить без обилия деталей. Они повсюду: на тканях, на земле, на небесах, на стенах. Всюду, куда только может дотянуться взгляд наблюдателя. Барокко приветствует излишество во всём, и художники, вдохновлённые новыми критериями их работ, создают невероятное количество деталей в своих картинах. Иногда именно в них содержится главная идея самого произведения, иногда они имеют лишь определённое символическое значение.
Мода эпохи барокко соответствует времени абсолютизма. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. При королевском дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинён этикету (рис. 9).
Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Для костюма были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. В моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны ренгравы, похожие на юбку, широкие и также обильно украшенные кружевами. Мода на них продержалась долго. Кроме кружев на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах – целые серии бантов.
Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая – светлая, вторая – более тёмная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия – узкая, под платьем носили корсет (рис. 10).
Мужчины носили пышны парики, высоко торчащие вверх и низко распускавшиеся по плечам. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульёй. В конце века их сменила треуголка, которая оставалась популярной и в следующем XVIII веке.
В моду также вошли зонтики и веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки. Лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины носили трости.
Сравнение готического стиля и стиля барокко
Каждый из этих стилей имеет глубокое историческое и культурное значение. Рассмотрев их подробнее, я поняла, что готика отражала религиозные и духовные аспекты средневековья, а стиль барокко демонстрировал мощь и влиятельность аристократии. Оба стиля играют важную роль в понимании эволюции искусства и его связи с социокультурным контекстом.
Барокко и готика – два совершенно различных стиля в искусстве, возникшие в разное время и выражающие различный уровень развития общества. В отличие от направления в искусстве готика и барокко имели все этапы развития именно стиля: начало, расцвет и завершение.
Проведенное сопоставление показало, что готика и барокко – это стили, которые были очень масштабны. Они повлияли на дальнейшее развитие культуры и искусства.
Значение барокко и готики продолжает возрастать, интерес аудитории к этим стилям велик. Это проявляется в постоянных посещениях мировых музеев, выставок, в увлечении барочной живописью и готической каллиграфией, искусством витража.
Интересно было узнать об этих стилях и продолжать наблюдать за ними в современном мире.
Источники информации
- https://deziiign.ru/project/d94d64d429b44323b64268c74fd3bfcb
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
- https://www.stilbarocco.ru/
- Вся история искусства: Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. / пер с итал. Т.М. Котельниковой. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 416с.: ил. – ISBN 978-5- 17-043734-4 : 120=30. (ЦГБ)