Skip to content

Первая ласточка

Научно-практическая деятельность в дошкольном, школьном и дополнительном образовании детей

  • Об издании
  • Рубрики
  • Все публикации
    • В помощь руководителю
    • Юный естествоиспытатель
    • Давайте разберёмся
    • Всем обо всём
    • Наука об искусстве
    • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
    • Познание мира
    • Материалы конференций
  • Авторам
  • Контакты

Готика и барокко. Сравнений стилей

Posted on 17.04.2024 by admin

Автор:Степанова Виктория, 10 лет
ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Титова Татьяна Евгеньевна

Работа заняла II место на X региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.

Предисловие

Готический стиль и стиль барокко представляют собой два различных стиля в искусстве, возникшие в разные эпохи и характеризующиеся своими особенностями и формами выражения.

Оба стиля оказали значительное воздействие на развитие искусства в разные периоды и имеют свои уникальные черты и значения.

Но если при слове «барокко» у меня как жителя Санкт-Петербурга сразу возникают в памяти фасады Зимнего Дворца, то примеров готической архитектуры в моем городе я вспомнить не могу. Поэтому свое исследование я бы хотела начать со знакомства с определяющими чертами готического стиля.

Актуальность работы для меня обусловлена тем, что готическая культура – это основа для многих направлений изобразительного искусства, важная для последующих эпох, таких как Возрождение, барокко, классицизм. В то же время, изучая историю барокко, важной эпохи изобразительного искусства и архитектуры, можно узнать много интересного и неизведанного. Мне хочется узнать об этих стилях и сравнить их для понимания развития цивилизации.

Основная цель моей работы: сравнить готический стиль со стилем барокко с точки зрения искусствоведения.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с архитектурой, живописью, костюмом эпох готики и барокко;
  • сравнить главные выразительные черты стилей и сделать выводы.

Готика

Эпоха готики длилась с XII по XVI века. Её принято делить на три основных периода: раннеготический (XII-XIII века), высокая готика (с начала XIV века по 1420 год) и поздняя готика (примерно 1420-1500 гг.).

Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе.

Выразительными чертами готической архитектуры являлись арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенные резными деталями фасады и многоцветные витражные стрельчатые окна. Данные элементы стиля подчёркивают вертикальное направление здания.

Самое яркое выражение и основные черты этого стиля – это изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство.

Данные черты мы можем видеть у множества храмовых сооружений западной Европы: собор в Реймсе, собор в Амьене, собор Парижской Богоматери во Франции, Кёльнский собор в Германии и храмы в других городах.

Высокие стрельчатые арки, серебристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под их своды множество людей (рис. 1).

Рисунок 1. Домский собор в Милане

Скульптурами оформляли, в основном, наружные стены готического собора. Готическая скульптура – неотъемлемая часть ансамбля, она подчеркивает устремленность здания ввысь (рис. 2).

Рисунок 2. Три неразумные девы. Магдебургский собор

Одним из основных направлений готического искусства был витраж, где использовалась богатая и красочная цветовая палитра, воплощались сложные сюжеты на религиозные и бытовые темы. Витражи можно увидеть в соборах и церквях (рис. 3).

Рисунок 3. Витраж в замке Сулковских в Бельско-Бяла

В эпоху готики развивалась книжная миниатюра (рис. 4). Создавалось больше книг для домашнего пользования как религиозного, так и светского содержания, например, рыцарских романов. В различных частях Европы имели распространение разные начертания готического шрифта («текстура», «бастарда», «швабахер», «фрактура»). В 1455 году Иоганном Гутенбрергом было изобретено книгопечатание.

Рисунок 4. Часослов Екатерины Клевской

Выразительные черты женской красоты в эпоху готики – это скромность, длинные волосы, почти невидимые брови, большой живот, плотно сжатые губы. Готическая мода проявилась в сложном облегающем покрое одежды. В XIV веке укорачивается мужское платье – теперь длинную одежду носят только пожилые люди, врачи и судьи. Облегающая куртка, узкие шоссы, тонкий плащ – одежда воплощает эстетический идеалы эпохи: образ стройного молодого человека, галантного кавалера.

Ширина женской юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма отличается узкими длинными рукавами, треугольными вырезами на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».

Подобно архитектуре готическая одежда получила вертикальную направленность. Её подчеркивают сложные каркасные головные уборы, остроносые ботинки, отвесные концы рукавов (рис. 5).

Рисунок 5. Рено Монтобан, или 4 Сына Эймона: Банкет во дворце короля Ивона, миниатюра, Библиотека Арсенала в Париже, Франция

Интересно, что в XVI веке, когда в Италии уже развивалось высокое Возрождение, в Англии только заканчивался готический период.

Барокко

Барокко – стиль европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, обостренная чувственность, стремление к величию образов и пышности форм, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях.

Для архитектуры барокко в России характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Святого Петра в Риме (рис. 6).

Рисунок 6. Собор Святого Петра в Риме

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостностью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность; яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо (рис. 7-8).

Рисунок 7. Караваджо. Лютнист. 1595 г.

Рисунок 8. Питер Пауль Рубенс. Праздник Венеры. 1635-1636 гг.

Барокко устанавливает новые стандарты красоты. В эту эпоху не существовало ограничений на удовольствия, зрелища, балы, пищу. Человеческое тело менялось в соответствии с идеалами эпохи – пышность форм становилась всё более привлекательной, свидетельствующей о материальном положении людей. И живопись, как ни один вид искусства, особенно чётко выразила идеалы барокко: модели, герои, персонажи картин чаще всего изображались полнотелыми, с нежной розоватой или молочной кожей, что создавала иллюзию мягкости и в то же время лёгкости тела.

Живопись эпохи барокко невозможно представить без обилия деталей. Они повсюду: на тканях, на земле, на небесах, на стенах. Всюду, куда только может дотянуться взгляд наблюдателя. Барокко приветствует излишество во всём, и художники, вдохновлённые новыми критериями их работ, создают невероятное количество деталей в своих картинах. Иногда именно в них содержится главная идея самого произведения, иногда они имеют лишь определённое символическое значение.

Мода эпохи барокко соответствует времени абсолютизма. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. При королевском дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинён этикету (рис. 9).

Рисунок 9. Никола де Ларжильер. «Портрет Людовика XIV с семьёй». До 1710 г.

Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Для костюма были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. В моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны ренгравы, похожие на юбку, широкие и также обильно украшенные кружевами. Мода на них продержалась долго. Кроме кружев на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах – целые серии бантов.

Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая – светлая, вторая – более тёмная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия – узкая, под платьем носили корсет (рис. 10).

Рисунок 10. Неизвестный художник. Портрет мадам де Монтеспан. Вторая половина XVII в.

Мужчины носили пышны парики, высоко торчащие вверх и низко распускавшиеся по плечам. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульёй. В конце века их сменила треуголка, которая оставалась популярной и в следующем XVIII веке.

В моду также вошли зонтики и веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки. Лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины носили трости.

Сравнение готического стиля и стиля барокко

Каждый из этих стилей имеет глубокое историческое и культурное значение. Рассмотрев их подробнее, я поняла, что готика отражала религиозные и духовные аспекты средневековья, а стиль барокко демонстрировал мощь и влиятельность аристократии. Оба стиля играют важную роль в понимании эволюции искусства и его связи с социокультурным контекстом.

Барокко и готика – два совершенно различных стиля в искусстве, возникшие в разное время и выражающие различный уровень развития общества. В отличие от направления в искусстве готика и барокко имели все этапы развития именно стиля: начало, расцвет и завершение.

Проведенное сопоставление показало, что готика и барокко – это стили, которые были очень масштабны. Они повлияли на дальнейшее развитие культуры и искусства.

Значение барокко и готики продолжает возрастать, интерес аудитории к этим стилям велик. Это проявляется в постоянных посещениях мировых музеев, выставок, в увлечении барочной живописью и готической каллиграфией, искусством витража.

Интересно было узнать об этих стилях и продолжать наблюдать за ними в современном мире.

Источники информации
  1. https://deziiign.ru/project/d94d64d429b44323b64268c74fd3bfcb
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  3. https://www.stilbarocco.ru/
  4. Вся история искусства: Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. / пер с итал. Т.М. Котельниковой. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 416с.: ил. – ISBN 978-5- 17-043734-4 : 120=30. (ЦГБ)
Posted in Наука об искусстве

Навигация по записям

← Разработка фотобиореактора для производства добавок в пищу
Горизонты художественного мира Павла Филонова в картине «Пир королей →

Автор: admin

Рубрики

  • В помощь руководителю
  • Всем обо всём
  • Давайте разберёмся
  • Материалы конференций
  • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
  • Наука об искусстве
  • Познание мира
  • Юный естествоиспытатель

Контакты

Главный редактор: Никитин Дмитрий Борисович

E-mail: kunddut@gmail.com

Адрес редакции:

192071, г. Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 30, корп. 2, каб. 210

E-mail: metodist.ddut.fr@gmail.com

Авторское право © 2025 Первая ласточка | Дизайн ThemesDNA.com