Автор: Гурьянова Анастасия, 17 лет
ГБОУ СОШ №8 «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Колмакова Марина Валерьевна
Куратор проекта: Бакалеева Ольга Сергеевна
НКО «Северный город»
Работа заняла 1 место на X региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.
Русские и славянские праздники – неотъемлемая часть культурного контекста нашей страны, традиционная часть жизни народа с древнейших времен. Так, Масленица связана в нашем восприятии с концом зимы, народными гуляниями и обильными угощениями. Пасха символизирует весну и возрождение природы и человека. Рождественские же праздники радуют семейными мероприятиями, например, театрализованными представлениями на рождественскую тему, в число которых входят и такие камерные, рассчитанные на небольшое помещение и количество зрителей, как вертеп.
Вертепный театр соединяет искусство народного кукольного театра с религиозной культурой. Неудивительно, что любимые рождественские игры, обряды в период атеизма в СССР были вытеснены из народного быта, а традиции утеряны. Возрождение вертепа как исконно русского элемента театральной культуры в нашей стране приходится на 1980-е годы. В это время у фольклористов появилась возможность заняться изучением старинных народных и религиозных традиций православия. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется все более широкой популярностью, и всё больше людей проявляют интерес к культуре народного театра. И уже невозможно представить себе современное российское общество без этих традиций. Они стали частью культурного кода нации, опорой в современном, агрессивном к любому проявлению национальной самобытности, мире.
Цель проекта: с помощью создания и показа спектакля привлечь интерес детей к народному кукольному театру. Для этого необходимо создание оригинального художественного инструментария – кукол в традициях старинного русского театрально-декоративного искусства.
Задачи проекта:
- на практике изучить культурное наследие нашей страны – традицию народного православного театра
- возродить интерес к нему у подрастающего поколения;
- способствовать возрождению истории домашнего вертепного театра в России.
Для достижения результата необходимо:
- изучить необходимую литературу;
- проанализировать и обработать информацию;
- изучить технологию изготовления кукол;
- утвердить список персонажей, выкроек и материалов у куратора;
- подготовить оборудование и материалы;
- смастерить кукол, подготовить декорации к театральному представлению.
Непосредственным продуктом представленного творческого проекта должен стать домашний настольный кукольный театр-вертеп с 12-ю куклами и декорациями, изготовленный своими руками в национальных традициях рождественского кукольного театра.
Место кукольного вертепа в русской народной культуре
В российской культуре существует множество прекрасных, но со временем забытых традиций, в числе которых и большая часть рождественских. И если новогодние (рождественские) народные гуляния и ярмарки довольно быстро и легко влились в нашу жизнь, то многие другие пока остаются забытыми или мало распространёнными. Так, почти не встречаются адвенты, колядование, рождественские песнопения, вертепы, семейные театры. В процессе утраты традиции рождественских вертепных представлений даже само слово «вертеп» утеряло для многих часть своих значений и стало ассоциироваться не со светлым праздником Рождества, а исключительно с разбойничьим притоном или пещерой.
Согласно словарю В.И. Даля вертеп – это пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, или в южных местностях – это зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа.
По словарю С.И. Ожегова, вертеп имеет два значения.
1. Притон преступников, развратников (устар.).
2. Большой ящик с марионетками – место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.).
В словаре Д.Н. Ушакова дана следующая трактовка: вертеп (церк.-слав., первонач. пещера). 1. Притон, место разврата и преступлений (книж.). 2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.). 3. Самое это представление (театр., этногр.).
Но что же такое вертеп? Наиболее точное определение, на наш взгляд, дал исследователь Б.П. Голдовский: «Вертеп (древнеславянский, «Пещера») – традиционное кукольное представление, которое показывают на Украине и в России во время рождественских праздников».
Вертепный спектакль в народной православной культуре – это любимое представление, которое наполняло праздник личными переживаниями. Сценка такого трогательного семейного ритуала с изготовлением рождественских кукол, любимых детьми, представлена, например, на картине С.В. Досекина «Подготовка к Рождеству» (1896) (рис. 1).
В нашей работе при рассказе о вертепе мы будем подразумевать сам кукольный театр с марионетками, а также классическое представление этого театра на тему рождения Христа и совершения преступления царя Ирода.
Классический вертепный ящик двухэтажный. Выполняется из фанеры или дерева и расписан красками, возможно использование позолоты. Иногда сверху покрывается лаком. Роспись могла быть сделана в любом стиле. Часто рисовали цветы, узоры, народные орнаменты. Нижний ярус вертепа обозначает ад, поэтому внизу могли рисовать адский огонь или цветы с шипами. Верхний ярус – мир людей, а верх вертепа – это мир божий, небеса. Для обозначения этого на самом верху вертепа часто рисовали ангелов, облака, солнце, луну, и цвета выбирали более светлые и радостные. В нашем проекте вертеп тоже будет иметь 2 яруса, но так как он предназначен для домашнего использования, то вместо громоздкого ящика создана лёгкая складная конструкция, для которой изготавливаются съёмные декорации: задники для всех трёх сцен, занавес и пол для нижнего яруса, съёмные светильники.
В последнее время всё больше людей начинают интересоваться традиционной народной и религиозной культурой, происходит восстановление старых и становление новых традиций. В Санкт-Петербургском Музее Этнографии с 2001 года проводится масштабный ежегодный фестиваль «Рождественская мистерия». Он имеет очень объемную программу: представления, проходящие в рамках фестиваля, сопровождаются хоровым пением, танцевальными номерами и другими продолжительными по времени сценическими выступлениями, но самым главным эпизодом в этих представлениях являются постановки вертепных театров. Такие действа привлекают большое количество зрителей, но с увеличением масштаба теряется камерность представления, пропадает таинство. В связи с этим параллельно с большими проектами стали появляться и более домашние вертепные театры, рассчитанные на небольшое количество зрителей или даже на постановку в семейном кругу.
Представляемый нами проект является частью этого движения. Он был выполнен в рамках фестиваля «Вертеп на столе. Вечера семейных вертепов», который учредила Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Северный город», ставшая в 2023 году победителем Президентского конкурса культурных инициатив по тематическому направлению «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей». Куратором проекта является искусствовед Ольга Сергеевна Бакалеева, а творческим консультантом – сценограф и режиссер театра кукол, член Союза художников РФ Сергей Всеволодович Столяров.
Изготовление вертепных кукол
В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастухи, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждал Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа, ведь Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть. Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Чёрта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.
По действию вертепной драмы для представления необходимо изготовить 10 персонажей. Это классические персонажи вертепного представления: пастухи, ягнёнок, волхвы, царь Ирод, Рахиль, младенец Рахили, воин, чёрт, смерть и ангел. Кроме того, создаются дополнительные отдельные элементы оформления: дары волхвов, рождественская звезда. Надо подготовить и площадку для представления: ею может стать стол, на который будет установлен мольберт с декорациями.
Размеры большинства кукол не будут превышать 14 см, что связано с размерами настольного вертепа, в котором они станут использоваться.
В тексте этой работы используются некоторые специальные термины кукольного театра, значение которых требуется пояснить.
Потык – палочка, на которую сверху крепится кукла, обычно имеет прямоугольное или квадратное сечение, для того, чтобы кукловоду легче было контролировать поворот куклы в сторону. Народный артист, режиссёр театра кукол Сергей Владимирович Образцов считал, что происхождение этого слова польское. В своей книге он описывает кукол на потыках следующим образом: «Кукла на потыках – это деревянная фигурка на палочке. Руки и ноги фигурки мотаются, как хотят, если трясти палочку. Показывается кукла из-за ширмы, за которой находится актер, ведущий куклу. Естественно, что кукла может не только трястись и дергаться, но и перемещаться вдоль ширмы, быстро бегать или степенно идти, вертеться вокруг себя и, следовательно, танцевать вальс, польку или кадриль. Если это лошадь, то палочка воткнута прямо в живот, и лошадь, трясясь, смешно мотает ногами, бежит трусцой или несется вскачь».
Штоковая кукла. Название это условное. Механика таких кукол такая же простая и условная, как и у кукол на потыках. К таким куклам сверху прикреплен металлический прут – шток, отсюда и название.
Различные способы крепления кукол необходимы в связи с тем, что «вертеп – это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад – дырка, куда проваливается Ирод». Кукол верхнего яруса кукловод держит снизу, за потык, а кукол нижнего яруса сверху – за шток.
Кукла пастухов высотой от 12 до 14 см выполняется единой композицией из двух человек на одном потыке, что необходимо в связи с тем, что вертепное представление показывает один человек, а значит, большое количество персонажей одновременно вывести невозможно. Традиционно пастухи символизируют 2 возраста: молодой и старый. По той же причине, что и пастухи, волхвы (куклы высотой от 12 до 14 см) тоже формируются единой группой: 3 персонажа на одном потыке. Волхвы обычно символизируют 3 расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. При общем рассмотрении получается, что куклы, приносящие дары Христу, своей общностью символизируют всё человечество: 3 расы и 2 возраста.
Ягнёнок – дар пастухов младенцу Иисусу и дары волхвов сделаны отдельными миниатюрными куклами на потыках и магнитах, так как по действию представления персонажи оставляют их около яслей, а сами уходят. Размер ягнёнка и даров не превышает 5-6 сантиметров.
Ангел и Рождественская звезда также изготовляются на потыках, но, в отличие от остальных кукол, имеют большие размеры, потому что, являясь небесной частью представленного спектакля, располагаются на вертепе сверху и не заходят в декорации. Рождественская звезда – один из самых нарядных «персонажей». Её традиционно украшали золотом, бисером, вышивкой, парчой и другими украшениями, потому что именно она должна была символизировать свет, радость, благополучие и спасение, которое должно прийти в мир с рождением Христа. Кукла ангела интересна тем, что его руки делаются на проволочном каркасе, чтобы в начале представления он держал церковную свечу, а во второй части уносил на небеса младенца Рахили.
Персонаж Младенец Рахили исполняется по размерам пропорционально фигуре матери, поэтому он не более 4 см. Потыка или штока он не имеет, только крепление на магните.
Остальные персонажи спектакля исполняются на штоках. Штоковыми марионетками являются Рахиль, Воин, Чёрт и Смерть. Эти куклы в высоту 12-14 см. У куклы Рахили руки на проволочном каркасе, чтобы кукла могла удерживать младенца. Кукла Воина жёсткого каркаса в руках может не иметь, но при этом в руках фиксируется оружие – копьё или пика, которым он выбивает младенца из рук Рахили. Кукла Чёрта не имеет отличительных технологических моментов.
Кукла Смерти отличается от остальных фигур тем, что её руки управляются отдельно. По сценарию вертепного спектакля Смерть косой сносит голову Царя Ирода. В руках Смерти находится коса, а сами руки леской прикреплены к специально изогнутому верху штока, чтобы кукловод имел возможность выполнить взмах косой.
Самая сложная в техническом изготовлении кукла – Царь Ирод. Кукла исполняется в сидячем положении на троне, и по сценарию она теряет голову после разговора со смертью. Для этого внутри куклы проходит трубка, через которую из головы в нужный момент выдёргивается палка-основа, и голова падает. Также кукла царя имеет самое богатое одеяние. Кроме золотого трона у Ирода есть корона и одежды с золотой отделкой.
Использованные материалы. В связи с тем, что вертеп является продуктом народного творчества и фантазии, для изготовления кукол допускается использование любых материалов. В рамках данного гранта были изготовлены куклы из картона, веток, полимерной глины. Наиболее распространенными являются деревянные и тканевые куклы. Эти материалы дают максимальные возможности для декорирования их красками, тканями, фурнитурой. Для нашего проекта мы изготавливали тканевых кукол на металлических штоках и деревянных потыках и декорации на основе картона и ткани.
Для примера опишем процесс изготовления наиболее сложного по технологии персонажа – Царя Ирода. Основой для изготовления этой куклы является трон, который можно сделать из картона, дерева, фанеры или даже пластика. Мы взяли за основу картон и декорировали его фоамираном (мягкой бархатистой бумагой) и тесьмой-шнуром. В центре трона делается небольшое сквозное отверстие для того, чтобы в нем разместилась палочка-основа, благодаря которой можно выполнить спецэффект: голова Ирода слетает с туловища, после взмаха косы Смерти.
Фигура Царя Ирода выполняется по типовой выкройке из неокрашенной бязи. Для набивки используются стандартные кукольные наполнители – синтепон или синтепух. Для изготовления одежды Царя Ирода используются богатые ткани, возможно с блеском. Цвета чаще всего выбираются красный, черный и золотой, чтобы подчеркнуть мрачность сцены и зловещий характер персонажа. С той же целью волосы и борода Ирода чаще всего делаются черного цвета. Для изготовления волос и бороды используется шерсть или вискоза для валяния, нитки или готовые тресы. Мы использовали шерсть для валяния черного цвета. Голова Царя Ирода традиционно украшается короной или восточным головным убором. Мы использовали для изготовления короны золотую тесьму.
При изготовлении фигурки куклы Царя Ирода внутрь вшивается полая трубка (катушка, широкая соломинка для коктейлей) для облегчения прохождения потыка от трона до головы Ирода. Голова Ирода шьется по типовой выкройке, но не пришивается к телу. Шея укрепляется с помощью клея ПВА. Внутри головы в набивке делается небольшое углубление для лучшего крепления головы на конце потыка. Фигура Царя Ирода собирается на сцене до начала спектакля. Снизу через пол декорации нижнего яруса вертепа устанавливается потык, на него устанавливается трон, сверху сажается Ирод и завершается установка конструкции размещением головы. Во время спектакля, когда Смерть машет косой, кукольник выдергивает потык вниз, голова Ирода падает, и в дальнейшем, когда за Иродом приходит Чёрт, он сможет сбить с трона незакрепленную фигуру царя.
Таким образом, на примере изготовления одной куклы, мы описали процесс работы над созданием персонажей вертепного театра. В зависимости от желания декоратора, от его фантазии и имеющихся в наличии материалов, фигурки в разных вертепах могут выглядеть несколько по-разному, подобно представленным на рис. 2.
Создание авторских кукол
Задачей нашего творческого проекта было знакомство с культурой старинного рождественского вертепа. В процессе полугодовой работы нами был прослушан курс истории вертепного театра, а также изучены различные варианты сценариев и постановок. На практике были освоены различные технологии изготовления кукол и, как итог труда, создан полный набор авторских кукол для вертепного представления (рис. 3-11).
Этот набор кукол полностью соответствует всем требованиям народного театра и в силу своей мобильности может использоваться практически в любом небольшом пространстве – дома, в классе, в зале библиотеки.
Культура нашего народа является динамически развивающейся системой, но, внося в неё новые материалы и технологии, не стоит забывать о культурно-исторических основах. Создание домашнего вертепного театра позволяет вернуться к традициям наших предков, вспомнить о семейных ценностях, самому прикоснуться к живительному источнику радости духовного богатства русского народа.
Источники информации
Список использованной литературы
- Величко Н.К. Рисуем в стиле русский лубок. – Москва: Хоббитека, 2016. – 80 с.
- Большая книга Рождества, составленная Наталией Будур и Иваном Панкеевым. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 864 с.
- Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура – 2022 – № 1 – с. 20-36.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт-Петербург: Паритет, 2010. – 240 с.
- Кукла в народной традиции. Игра. Обряд. Коллекция. / Автор-составитель Колчина Е.под руководством Скляр Л. – Москва: Бослен, 2022. – 176 с.
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцов. / Составитель Гнутикова С.С. под руководством Голдовского Б.П. – Москва: Бук Хаус, 2005. – 216 с.
- Образцов Сергей Моя профессия. – Москва: Зебра, АСТ, 2009. – 237 с.
- Соломоник И.С. Куклы выходят на сцену. – Москва: Просвещение, 1993. – 160 с.
- Юрковский Х. О происхождении рождественской кукольной мистерии // Традиционная культура. – 2022 — № 1 – с. 14-19.
Электронные ресурсы
- OnlineDIC.net – Словари он-лайн/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://onlinedic.net/dalya/page/word13448.php
- Виноградов Н.Н. «Белорусский вертеп». Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор – 82 с. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/izvest/1908/02/082-045.htm
- Гончаренко Е.Т. «История развития и содержание вертепа в Малороссии в XVIII–XIX веках» // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств – 2021 – с. 30-44. / [Электронный ресурс]. –— Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-i-soderzhanie-vertepa-v-malorossii-v-xviii-xix-vekah/viewer
- Давидова М.Г. «Русский вертепный театр в традиционной культуре», Образовательный портал «Слово»/Раздел Искусство/История Искусства. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/art/36120.php?ELEMENT_ID=36120&SHOWALL_1=1
- Методическое пособие по созданию вертепного театра от исполнительного директора НКО «Северный город», куратора выставочных проектов Объединения художников-кукольников «Мосты» Бакалееевой О.С. при содействии режиссёра кукольных театров и декоратора Столярова С.В./ [Электронный ресурс]. – https://vk.com/doc-171595892_658602484?hash=ILGUzGq8CqZTyW9llz46rWZaykroZ0bdCZZyL4cDYtk&dl=bH53BXqaUxcnIHbkcrcO8ZSGyqWkB5jvhjtz8DMMPYc
- Ростовская Т.К., Егорычев А.М., Гуляев С.Б. «Русская семья как основной социальный институт, выступающий хранителем, носителем и выразителем образцов отечественной культуры» // Вопросы управления – 2019 – с. 215-225. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-semya-kak-osnovnoy-sotsialnyy-institut-vystupayuschiy-hranitelem-nositelem-i-vyrazitelem-obraztsov-otechestvennoy-kultury/viewer
- Шабанова М.В. «Традиционные формы досугового общения русского крестьянства в конце XIX – начале XX вв. (вопросы истории и историографии)» // Современные проблемы сервиса и туризма – 2010 – с. 13-19. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-formy-dosugovogo-obscheniya-russkogo-krestyanstva-v-kontse-xix-nachale-xx-vv-voprosy-istorii-i-istoriografii/viewer