Автор: Абрамова Елизавета, 9 класс
ГБОУ СОШ № 303 им. Ф. Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Пряжникова Анна Юрьевна
Работа заняла 2 место на Х региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.
Введение
В современном учебном процессе наблюдается ряд факторов, которые становятся препятствием на пути к эффективному освоению школьниками понимания смыслов и символов в живописи. Одной из причин непонимания искусства являются отсутствие отдельной учебной темы по вопросу интерпретации и понимания символов в школьной программе по искусству, малоизвестность данной темы для школьников, недостаток современных образовательных форматов, которые могли бы в доступной и увлекательной для подростка форме донести эту непростую тему.
Искусство, как и любой другой язык, требует изучения и глубокого понимания изображаемых им знаков. История портретной живописи показывает, что большое значение в этом жанре искусства уделяется символике поз и жестов. В современном мире мы не всегда акцентируем на этом внимание и не всегда способны понять посыл художников: что они хотели сказать, какое настроение передать. Это существенно обедняет наше восприятие искусства, не дает возможности его понять во всей полноте смыслов.
Цель исследования: популяризация научной темы символики жестов на примере отдельных портретов Русского музея.
Задачи исследования:
- анализ теоретических источников по теме символики жестов;
- применение полученных теоретических знаний к изучению портретной живописи Русского музея;
- создание научно-популярной статьи на тему «Язык и символика жестов в живописи» в доступной для школьников форме;
- публикация статьи на сайте школы;
- знакомство школьников со статьей.
Научно-популярная статья, написанная с опорой на научные исследования доступным и интересным для школьников языком, усилит их мотивацию к изучению искусства, посещению ими Русского музея, повысит интерес к художественному анализу и интерпретации портретной живописи.
Методы исследования: при исследовании применялись методы анализа (при теоретическом анализе литературы по проблеме) и метод искусствоведческого и семиотического анализа (при изучении картин Русского музея), метод синтеза при написании собственных интерпретаций портретов, обобщение в заключительной части реферата и метод анкетирования при опросе обучающихся.
Практическая значимость. Исследование имеет, прежде всего, просветительский характер, т.к. делает сложное знание более доступным широкому кругу подростков, благодаря чему они смогут посмотреть на портретную живопись другим взглядом, лучше интерпретировать ее и глубже понять замысел художника. Практическое значение состоит и в том, что исследование поможет школьникам разобраться в значении символики жестов портретной живописи на примере коллекции Русского музея и, возможно, побудит их чаще посещать музеи нашего города. Особенно полезным исследование может быть для тех, кто планирует в дальнейшем связать свою профессию с искусством.
Также исследование может быть использовано учителями и учениками на уроках искусства, занятиях по изобразительному искусству во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
Изучение теоретической литературы по проблеме символики жестов
Как искусство помогает понять человека или проблема интерпретации телодвижений в портретах
Искусство портретной живописи имеет множество нюансов и секретов, которые помогают художнику передать не только внешность, но и внутренний мир изображаемого человека. Одним из самых эффективных и уникальных способов суждения о характере и эмоциональном состоянии человека является интерпретация его телодвижений.
Взглянув на портрет, мы можем не только увидеть лицо человека, его черты и мимику, но и почувствовать его настроение и переживания, которые он испытывал в момент создания произведения. Художник передает даже самые минимальные движения, которые, казалось бы, невозможно передать на холсте. Он читает и интерпретирует язык тела, который открывает перед ним целый ряд возможностей для выражения облика человека.
Интерпретация телодвижений на портретах является своего рода искусством. Это процесс, в котором художник способен перевести эмоции и мысли человека на холст, словно прочтя их в его движениях. Умение распознавать и передавать даже мельчайшие нюансы является ключевым в этом процессе.
Такая интерпретация требует не только наблюдательности и внимания, но и глубокого понимания человеческой психологии. Художник должен быть способен почувствовать эмоциональное состояние человека, понять его внутренний мир, чтобы через произведение искусства передать его зрителю.
Телодвижения на портретах могут быть разнообразными и могут передавать самые разные эмоции: от смирения и меланхолии до гордости и энергии. Художник, с помощью своего мастерства, может уловить и описать каждое изменение позы, каждое движение рук и ног, глаз и губ, чтобы создать полноценный образ, в котором запечатлевается не только физическая форма, но и душа человека.
Благодаря искусству портретирования, мы можем заглянуть в душу и почувствовать эмоции, мечты и страсти, которые живут в каждом из нас.
Существует наука, изучающая смыслы, проявляющиеся в культуре и, в том числе, в живописном произведении – семиотика. В моей работе я также буду делать попытки приводить примеры семиотического анализа портретов.
Изучение символики портретов является важным вопросом, которому посвящена специальная литература.
Краткий обзор литературы и источников информации по теме
Существует большое количество литературы по данной теме. Известной работой по изучаемому вопросу является книга «Язык тела: Позы и жесты в искусстве» Десмонда Морриса. На нее было написано множество отзывов и обзоров. Рассмотрим некоторые из них: «Зоолог, этолог и последний из ныне живущих художников-сюрреалистов Десмонд Моррис объединил в этой книге две стороны своего опыта – науку и искусство. Рассказывая о том, как возникли и какие значения приобретали на протяжении истории различные жесты и позы, он посвящает читателя в захватывающие тайны художественных произведений.
Автор анализирует, почему Наполеон позировал для парадных портретов, заложив правую руку за лацкан мундира, и почему рыцарь на полотне Эль Греко прижимает к груди ладонь, отставив в стороны указательный палец и мизинец. Множество приводимых автором примеров из визуальной культуры – от первобытных антропоморфных фигурок до современных граффити – заставляют по-новому взглянуть на историю искусства» [4].
Еще в одном источнике говорится: «Моррис объединяет две области знаний – искусство и науку – в своей последней книге «Позы. Язык тела в искусстве» (Morris, 2019). Главное содержание работы – описание тех или иных жестов и поз тела, которыми художники наделяют своих персонажей, и предположения об их происхождении и семантике, подкрепленные солидной научной и искусствоведческой базой. Автор вовлекает читателя в увлекательную экспедицию по обнаружению текстов в искусстве, объясняя обыденные жесты или жесты загадочные, которые на протяжении многих лет сбивали с толку и интриговали искусствоведов» [5].
Но особый интерес вызвала у нас работа Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений. Расширенная версия». Книга является очень популярным и авторитетным в мире учебником «чтения мыслей окружающих по их жестам», затрагивает разные аспекты личной жизни и профессиональной деятельности любого человека. Ни один жест не остался без внимания авторов книги. Они подробно рассматривают мимику, позы, манеры, походку, взгляд, делают подробную расшифровку всех телодвижений, по которым можно легко разгадать настоящие чувства и мысли других людей.
Еще в ходе исследования нами были просмотрены такие литературные источники, как Б.А. Успенский «Крест и круг», Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», Умберто Эко «История красоты», Эрнст Гомбрих «История искусства» и Жерар Денизо «Краткая история искусств». Эта литература оказала влияние на наш взгляд на искусство, расширила знания. Но во всех вышеперечисленных работах меньше говорится о телодвижениях человека.
Символика отдельных жестов в «Языке телодвижений» Аллана Пиза
Как мы уже говорили, особенный интерес у нас вызвала работа Аллана Пиза, в которой подробно изучается связь жестов человека с его психологическими и душевными переживаниями.
Самыми популярными и широко используемыми жестами, которые рассматривают многие исследователи, в том числе и Аллан Пиз, являются, в основном, жесты руки и ног. Как отмечает автор в своей работе, анализируя скрещенные на груди руки: «он не собирается раскрывать перед вами душу и не ждет ничего подобного с вашей стороны». Также он говорит о том, что данный жест указывает на то, что человек чувствует себя не уверенно и обеспокоенно [1, стр. 111]. Описывая человека в данной позе, можно сказать, что он негативно настроен, нерешителен, растерян и не уверен в себе.
Одним из типов символов, которые рассматривает Аллан Пиз, является движение ладонями. Автор утверждает: «Рука ладонью вверх – это жест покорности. Он не несет в себе угрозы, напоминает об униженной просьбе попрошаек» [1, стр. 47]. Обычно такой жест используются людьми с позитивными и добрыми намерениями. А вот уже ладонь, повернутая вниз или указательный жест со сжатыми пальцами, подчеркивает авторитетность и принуждает людей к покорности. Такие персонажи на портретах могут быть настроены негативно и агрессивно. А что касается сигналов собственности и территориальности, тот же автор в своей книге говорит: «Касаясь собственности, мы делаем ее продолжением собственного тела и показываем всем вокруг, что этот предмет или человек принадлежит нам» [1, стр. 385-386]. А ведь и вправду, персонажи, изображенные на портретах, в основном императоры, таки жестом показывают свою властность, авторитет и доминантность перед остальными людьми.
В одной статье из интернета излагалось: «Когда человек упирается руками в бока, он использует выразительный жест, означающий доминантное положение на спорной территории или желание выразить несогласие. С помощью этого жеста любой человек может дать понять собеседнику, что он намерен твердо стоять на своем, уверен в своих силах и не позволит себя запугивать» [2]. Нельзя не заметить, что обычно художники изображают данный жест на портретах императоров, царей и всех властных людей, ведь это жест говорит о полной уверенности в своих силах и, в некоторых случаях, о высокомерии и самовлюбленности.
По словам Аллан Пиза, скрещенные ноги являются оборонительной позицией. Такое положение может выдать человека, испытывающего некоторое волнение, смущение или нетерпение. Данный жест позволяет создать барьер между собой и окружающими [1, стр. 256-263]. А вот что говорит Аллан Пиз об одной ноге, выставленной вперед: «в Средние века в такой позе часто изображали людей, занимающих высокое положение. При этом художник мог изобразить тонкие чулки и роскошную обувь, свидетельствующие о богатстве» [1, стр. 255].
Проведенный анализ литературных источников и полученное знание символики отдельных жестов и поз поможет нам в дальнейшем глубже понять характеры изображаемых людей при изучении и интерпретации портретной живописи.
Анализ жестов и поз в живописи на примере отдельных портретов из коллекции русского музея
В первом разделе был сделан анализ источников по проблеме «Язык и символика жестов в живописи», рассмотрен вопрос о знаковом смысле отдельных жестов и поз. В практической части исследования я постараюсь применить полученные знания на анализе конкретных портретов из коллекции Русского музея. Для этого я сначала изучила онлайн-галерею Русского музея, сделала подборку портретов из коллекции. Большое количество портретной живописи из коллекции Русского музея не позволило охватить все портреты и проанализировать их. В данном исследовании я применяю свою методику выборочно на примерах отдельных портретов.
Следующим этапом стало практическое изучение портретов на занятиях, поэтому мое исследование основывается, в том числе, на личном опыте и собственных впечатлениях от картин Русского музея. Хочу отметить, что при живом знакомстве с портретами в музее они воспринимаются совсем по-другому, я могу намного лучше вникнуть в чувства и эмоции изображенного человека (рис. 1).
Хочется начать с того, что вообще собой представляют язык и символика жестов в живописи. Языком телодвижений являются различные движения, мимика, позы и эмоции. Главным является то, что большинство из них возникают не вербально и самопроизвольно. Также хотелось добавить, что они зависят от чувств, переживаний, настроения и мыслей человека. Художники часто пишут портреты, в которых изображаемые позы и жесты несут существенный смысл. Но не все люди могут расшифровать посылы художника и глубже вникнуть в чувства изображенного человека.
В практической части исследования я хочу рассказать об основах языка телодвижений, помогающих проанализировать более детально персонаж на портрете. Полученные знания и опыт их применения к портретной живописи помогут мне в повседневной жизни лучше понимать окружающих и их переживания. Стоит уточнить, что художник, рисующий парадные портреты, где изображены императоры, изначально ставит портретируемого так, как нужно художнику, а сами портреты создаются на основе канонических изображений, как иконы и парсуны. Поэтому к таким произведениям искусства применение моей методики достаточно условно. Это подтверждает работа Е.В. Пчелова «Жесты и эмоции на парадных портретах российских монархов», в которой говорится следующее: «…парадный портрет должен был представлять государя как бы в «идеальном», «классическом» образе, освобожденном от сиюминутных или приземленных черт… Тем не менее, даже неявная кинетика парадных портретов, а также сами визуальные формы и способы репрезентации образа государя в них могут быть предметом специального рассмотрения… Что должен был показывать парадный портрет государя, какие эмоции вызывать? В первую очередь это устойчивость, стабильность, уверенность, основательность, спокойствие – то, что и должна демонстрировать власть своим подданным. Портрет мог символизировать определенные достижения монарха (или надежды на их осуществление) – военные победы, создание законов, мог подчеркивать преемственность власти или обозначать собственно державные прерогативы государя. Все это, так или иначе, присутствует в портретах русских правителей» [6].
Анализировать мы будем следующие портреты:
- Антропов А.П. «Портрет Петра III»;
- Лампи старший И.Б. «Портрет графини Е.П. Строгановой»;
- Камеженков Е.Д. «Портрет адъюнкт-ректора Академии художеств И. Е. Старова»;
- Варнек А.Г. «Портрет графа А.С. Строганова»;
- Головин А.Я. «Портрет Владимира Канкрина»;
- Щукин С.С. «Портрет Павла I в рост»;
- Боровиковский В.Л. «Портрет А.П. Гагариной».
Рассмотрим примеры распространенных телодвижений в данных портретах.
К примеру, на картине А.П. Антропова «Портрет Петра III» художник изобразил императора одетым в парадный и роскошный мундир (рис. 2).
Мы можем заметить, что он положил одну руку на бок, что означает полную уверенность в своих силах, непринужденность и, возможно, кичливость. А ведь так и есть, большинству императоров и людям с высокими должностями свойственны данные характеристики. Другая рука держит жезл маршала и опирается на стол. Этот жест говорит о доминантности, что показывает властность и деспотичность человека. Опираясь жезлом, он будто показывает «это моя собственность и никому она не подвластна». Действительно, как известно, император стремился к власти, уважению и авторитету, но в тоже время, по словам его современников, в некоторых моментах он был труслив и даже обладал безрассудностью.
Рассмотрим работу И.Б. Лампи старшего «Портрет графини Е.П. Строгановой» (рис. 3). Героиня изображена в живописной местности, это можно заметить, посмотрев на задний план изображения, где мы видим холмы и деревья. Женщина расположилась, сидя со скрещенными руками. С первого взгляда может показаться, что она абсолютно безмятежна и спокойна. Но это вовсе не так: этот жест свидетельствует о замкнутости и, возможно, неуверенности человека. Скрещенные руки являются неким барьером и защитой для женщины. Возможно, сложная личная жизнь и тяжелая болезнь последних лет жизни повлияла на ее внутренние силы и негативно отразилась на жизнерадостном и активном образе жизни. Как говорилось в одной статье о женских портретах: «Главной задачей художников была, как уже говорилось, точная, насколько возможно, передача индивидуальных черт лица» [6].
Теперь поразмышляем о работе Е.Д. Камеженкова «Портрет адъюнкт-ректора Академии художеств И.Е. Старова» (рис. 4). Он является одним из крупнейших архитекторов русского классицизма эпохи царствования Екатерины II. Можно заметить, что изображенный мужчина о чем-то размышляет, это можно заметить по его сосредоточенному взгляду. Художник не зря именно так изобразил архитектора. Иван Старов обладал креативным и творческим складом ума, Его профессия требовала изобретательности и глубоких размышлений. В одной руке он держит циркуль, второй рукой опирается на кресло, чтобы обернуться и, как будто, посмотреть на вошедшего, который помешал его работе и прервал важное дело. Он сидит со скрещенными ногами, значение данной позы схоже с замкнутыми руками. Это телодвижение должно свидетельствовать о нераскрепощенности и, возможно, глубокой внутренней сосредоточенности человека.
В работе А.Г. Варнека «Портрет графа А.С. Строганова» (рис. 5) граф, скорее всего, запечатлен на своем рабочем месте. Его окружают различные роскошные, дорогие и пышные предметы, в руке – архитектурный план Академии художеств, а окно открывает вид на Казанский собор. Все изображаемые художником элементы имеют отношение к творчеству этого человека. Этот портрет является полной противоположностью всем вышеперечисленным изображениям. Граф сидит в позе полной раскрепощенности, уверенности в себе и открытости. Это подтверждается тем, что у него не скрещены руки и ноги. Его современники утверждали, что он отличался остроумием, независимостью и непричастностью к придворным интригам, что и подтверждает его уверенность в себе. А широко расположенные руки как будто показывают всю широту деятельности этого человека.
В ходе посещения музея я также работала с произведениями Головина Александра Яковлевича «Портрет Владимира Канкрина», Щукина Степана Семеновича «Портрет Павла I в рост» и Боровиковского Владимира Лукича «Портрет А.П. Гагариной». Проанализировав портреты, я записала новые полученные сведения о них. Например, на портрете Канкрина изображены свободно лежащие на коленях руки (рис. 6).
Владимир Канкрин – граф, чиновник, помощник делопроизводителя петербургской Конторы Императорских театров. Его руки спокойно лежат на коленях. Данный жест означает уверенного, спокойного, уравновешенного и решительного человека. Большое значение художник уделяет украшениям на руках Канкрина. На его левой руке есть кольца на безымянном пальце и мизинце. В большинстве случаев на безымянном пальце носят обручальное кольцо. Кольцо на мизинце указывает на профессиональный статус. Но, кроме того, это может быть и кольцо-печатка, во многих благородных семьях оно передавалось из поколения в поколение. Еще стоит добавить, что на портрете не видны ноги, но мы можем определить, что нога закинута на ногу.
В работе С.С. Щукина «Портрет Павла I в рост» император в мундире, с треуголкой и орденами (рис. 7). Художник изобразил его в раскрепощенной и уверенной позе – нет никаких телодвижений, показывающих обратное. Правая нога чуть выступает вперед. Современники Павла отмечали, что он был откровенным, добрым, уверенным и благородным человеком.
Рассматривая работу В.Л. Боровиковского «Портрет А.П. Гагариной» (рис. 8) можно сказать, что девушка окружена летним прекрасным пейзажем и одета в свободное и легкое платье и розовую шаль. Анна Петровна Гагарина – княгиня и любимица Павла I. Разглядывая картину, сперва может показаться, что девушка сидит абсолютно безмятежно и смиренно, ведь у нее достаточно спокойное выражение лица. Но телодвижения выдают ее внутренние настроения и чувства. Она сидит в закрытой позе – скрещенные руки. По данному жесту можно с точностью сказать, что она очень тактична и скромна, что и подтверждается историческими сведениями. Но, как говорилось в описании портрета И.Б. Лампи старшего «Портрет графини Е.П. Строгановой», художник в большей мере хотел передать черты лица, нежели жестикуляцию.
Заключение
В ходе проведенного исследования были проанализированы теоретические источники по теме символики жестов, а также известные портреты, хранящиеся в Русском музее. Это стало основой для написания научно-популярной статьи на тему «Язык и символика жестов в живописи», которая опубликована на официальной странице школы для ознакомления.
Применение полученных знаний при анализе портретной живописи помогли глубже изучить характер изображаемых героев. Часто выбранная художником поза или жест портретируемого соответствовали характеру изображенного героя, что подтверждалось биографическими сведениями.
Проведенная мною работа показала, что понимание языка жестов человека играет огромную роль не только в интерпретации портретов. Анализ портретной живописи, размышление над изображаемыми жестами и позами, внимательность к деталям может помочь и в повседневной жизни лучше понимать чувства и намерения людей. Такие качества называются Soft Skills или гибкие навыки. Мое исследование и опубликованные результаты, с которыми можно ознакомиться в свободном доступе на сайте школы и на ее странице ВКонтакте будут способствовать развитию гибких навыков: https://vk.com/wall-154812997_7001?ysclid=lx9j8h60ay365424659.
В современном мире, когда начали преобладать новые технологии, люди, а особенно дети, стали меньше смотреть на собеседника и его телодвижения, внимание стало более рассеянным. Поэтому знания, получаемые при изучении искусства, также помогут в повседневной жизни лучше понимать окружающих и их переживания, а в дальнейшем помогут взаимодействовать с людьми. Поэтому изучение различных аспектов в искусстве, в частности, телодвижений на портретах, всегда будут востребованы.
Источники информации
- Аллан Пиз. Язык телодвижений. Расширенная версия/ Аллан Пиз, Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. Новиковой]. – Эксмо, 2023. 464 с.
- Глаза боятся, а руки делают… Невербальные сигналы рук [электронный ресурс] режим доступа: https://blog.studylie.ru/glaza-bojatsja-a-ruki-delajut-neverbalnye-signaly-ruk/
- Символы и их значение в живописи [электронный ресурс] – режим доступа: https://render.ru/ru/articles/post/10158
- Язык тела. Позы и жесты в искусстве [электронный ресурс] – режим доступа: https://admarginem.ru/product/yazyk-tela/
- Обзор монографии Десмонда Морриса «Позы. Язык тела в искусстве» [электронный ресурс] – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-monografii-desmonda-morrisa-pozy-yazyk-tela-v-iskusstve/viewer
- Жесты и эмоции на парадных портретах российских монархов. Пчелов Е.В. [электронный ресурс] – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhesty-i-emotsii-na-paradnyh-portretah-rossiyskih-monarhov/viewer