Авторы:
Савельева Илона, Григорьев Артём, Силина Дарья,
Дурсенева Анастасия, Шулико Алина, Ярчинская Вероника,
Спиркин Сергей, Свиридонова Мария
ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Гребенщикова Ольга Владимировна
ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа заняла 1 место на Х региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.
Введение
Цель нашей работы: создать настоящую сюжетную картину в бытовом жанре.
Задачи:
- изучить биографию Василия Сурикова;
- изучить творчество художника;
- познакомиться с жанрами историческим и бытовым;
- изучить литературу;
- познакомиться с картинами на выставке в Русском музее, посвящённой творчеству Василия Сурикова.
Мы знаем жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж. Нам предстоит узнать, что же такое сюжетная картина. По определению, сюжет – это развитие действия, ход событий, развертывание действия во всей его полноте, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений, поступков, взаимодействие персонажей и обстоятельств. Сюжет можно передать, например, в бытовом жанре или историческом. Там всегда много или несколько героев, которые заняты одним делом. Если рассмотреть картины известного русского художника Василия Сурикова, то можно увидеть какое-то действие во всех его больших произведениях, значит, их можно назвать сюжетными картинами. Больше всего картин у художника в историческом жанре: «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Ермаком Сибири», «Боярыня Морозова». Но есть и картина в бытовом жанре – «Меншиков в Берёзове». Меншиков важный государственный деятель, друг Петра I, но после смерти императора он был отправлен в ссылку. Художник показал его маленький деревянный дом, где он грустит вместе со своими тремя дочерями. В доме бедно и темно, краски на картине неяркие, выделяются только лица главных героев. Нам становится жалко семью Меншикова. Попробуем рассмотреть путь создания сюжетной картины на примере творчества знаменитого русского художника Василия Сурикова.
Биография Василия Сурикова
Василий Суриков рисовал с самого детства. Учился он в красноярской школе прилежно. Учителя в этой школе нещадно секли учеников и за малейшую провинность ставили их на колени на дресву – крупный песок, которым специально посыпали пол, чтобы ученикам было больно стоять. Удары, пинки, затрещины и зуботычины педагоги раздавали своим ученикам щедро. Особенно доставалось нерадивым. От жестоких и позорных наказаний Суриков избавлялся прилежанием. Он старательно решал арифметические задачи, учил закон божий и грамматические правила, а на уроках истории и географии внимательно прислушивался к словам учителя, особенно нравились рассказы учителя о Сибири, о ее настоящем и прошлом, о родном Красноярске, об Енисее и Каче. Но, к сожалению, в учебниках того времени о Сибири было совсем мало сказано. И это очень огорчало маленького художника. Затем, очень рано умер отец Васи от туберкулёза, и семье пришлось переехать.
В приходском училище, куда он поступил, приехав из Сухого Бузима, в классы два раза в неделю приходил учитель чистописания и рисования Николай Васильевич Гребнев. Василий с нетерпением ожидал эти часы, заранее к ним готовился, тщательно чинил карандаши, запасал резинки, акварельные краски.
Николай Васильевич Гребнев с первых же уроков произвел сильное впечатление на Сурикова и его товарищей. Он не дрался, как другие учителя, не кричал, не стучал линейкой по столу, не ставил провинившихся на дресву. Он любил предмет, который преподавал, и к своим ученикам относился с живым интересом.
В свободное от занятий в классах время Суриков любил рисовать с гравюр. Но еще чаще зарисовывал он к себе в тетрадь то, что видел вокруг. Ценить натуру, наблюдать и изучать окружающий мир учил юного художника Николай Васильевич Гребнев. Он не уводил учеников от впечатлений, которые давала им жизнь, а, наоборот, расширял и укреплял их рассказами о картинах русских художников, виденных им в далекой Москве. Поступить в Академию художеств Васе помогает губернатор Павел Замятин. Меценат золотопромышленник П.И. Кузнецов оплачивает Васе учёбу сначала в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем в Академии художеств.
Творчество Василия Сурикова
Самой ранней датированной работой Василия Ивановича Сурикова является картина «Плоты на Енисее», написанная им в 17-ти летнем возрасте в 1862 году.
Окончив в 1875 году Академию художеств, в 1877 году Василий Суриков переезжает в Москву, где в течение двух лет работает над фресками для храма Христа Спасителя.
Особенностью творчества художника является его многогранность. Его талант проявился в портретах, пейзажах, акварелях, и, самое главное, в жанре исторической картины.
В 1881 году Суриков написал своё первое крупное произведение – картину «Утро стрелецкой казни», где изобразил казнь стрельцов после бунта (рис. 1).
Затем, в 1883 году, была написана картина «Меншиков в Берёзове» (рис. 2). На ней он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Берёзов.
Далее, в 1887 году, Василий Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений – «Боярыня Морозова» (рис. 3). Эта работа посвящена великой бунтарке, ярой противнице реформ, непокорной боярыне, родственнице самого царя – Феодосии Морозовой.
Суриков изобразил момент, когда тяжелые сани провозят по заснеженным московским улицам «на позорище» Морозову, закованную в цепи, чтобы затем заточить её в Боровский монастырь, где она и закончит свои дни. Картина покоряет красотой: морозный воздух, искрящийся голубой снег (на полотне насчитывают десятки его оттенков), богатое разнообразие и разноцветье старинных одежд, маковки церквей, привлекательность лиц, передающих характеры людей. Вокруг ссыльной боярыни толпы собравшихся москвичей, которые по-разному провожают раскольницу. Одни весело хохочут, другие наблюдают за происходящим с нескрываемым страхом и сочувствием.
Над своей внушительной по размерам картиной (304 на 587,5 см) художник трудился 4 года. Прежде, чем написать своё гениальное произведение, он выполнил сотни этюдов, тысячи зарисовоки сделал сотни тысяч исправлений. Результат принёс мастеру бессмертие.
Вот отзыв одного из наших ребят, увидевшего картину во время экскурсии в Русский музей: «При первом знакомстве с картиной она произвела на меня большое впечатление. Во-первых, меня поразило то, как художнику на одном полотне удалось изобразить так много всего: природу, большое количество людей, множество строений (домов и церквей) и прочих атрибутов, да ещё и так четко передать эмоции и состояние всех присутствующих. Во-вторых, бросилось в глаза, что, несмотря на то, что для написания картины использована большая палитра красок (присутствует и белый снег, и бледные лицо и руки главной героини, и много цветной и пёстрой одежды и платков), в картине преобладает чёрный цвет. Она очень грустная, мрачная, наводит тоску и уныние».
В 1888 году уже в Красноярске, куда художник вернулся после смерти жены, Василий Суриков пишет картину «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом».
Там же были написаны картины «Взятие снежного городка» (рис. 4), за которую в 1900 году Суриков получил именную медаль, «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г.) (рис. 5), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) (рис.6), «Степан Разин» (1906 г.).
Среди поздних работ (с 1910 г. по 1913 г.) можно отметить такие картины, как «Посещение царевной женского монастыря», «Автопортрет», «Благовещение».
Процесс создания сюжетной картины
Сначала на уроке мы посмотрели презентацию, посвящённую творчеству Василия Сурикова, познакомились с новыми жанрами: историческим и бытовым.
При просмотре работ на экране, определили картины с историческим и бытовым жанрами. В небольшой пантомиме мы представили себя героями картины «Меншиков в Берёзове». Распределили роли, попробовали скопировать положения фигур. Оказалось самое сложное – это передать выражение лиц героев картины. Мы фотографировались, рассматривали фото и пробовали ещё, чтобы было похоже.
Мы посетили выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее, в корпусе Бенуа.
Затем начали работу над сюжетной композицией на тему «Сцены из жизни В. Сурикова». Для этого на листочке альбомного формата А4 выполнили небольшие эскизы композиции простым карандашом (рис. 9).
Чтобы составить сюжет картины, сначала сделали маленькие зарисовки с главным героем. Для изображения человека использовали схему из чёрточек и овалов – этому научились на предыдущих занятиях. Выбрали наиболее удачный вариант из 3-4 эскизов и определились с техникой выполнения: акварельная. Продумали по тону, что будет тёмным и светлым – фигуры или фон. Для переноса на чистовик выбрали акварельную бумагу определили центр композиции (рис. 10).
Тонкой карандашной линией перенесли рисунок на большой формат. Далее решили в теплой или холодной гамме будет колорит в соответствии с сюжетом композиции. Закрепили лист скотчем, намочили водой. Нанесли тонкий прозрачный слой акварели, используя оттенки цветов. Постепенно добавляли цвет и тон, выделяя главных героев (рис. 11).
Результаты работы
Свиридонова Мария: «Я изобразила на своей картине сюжет, как Василий учится в школе. Там в классе, у доски стоит его учитель и показывает указкой написанные буквы на доске, а Василий внимательно слушает и запоминает. Учительница одета в длинное платье, у неё тёмные волосы. Она строго смотрит на Васю. Рядом с партой Сурикова стоят счёты, а под доской на стене висит лист с алфавитом. Сбоку от доски висит картина в жанре пейзаж».
Силина Дарья: «Я решила изобразить Василия Сурикова художником. Как он сидит за столом и пишет этюд, придумывает эскизы и делает наброски для большой картины. Он сидит возле окна. А за окном деревенский пейзаж. На столе находится палитра с красками, а на полках разные книги о природе, об искусстве. Позади него стоит большой сундук со старыми вещами. На полках лежат кисточки, разной длины и ширины, а ещё краски разных видов в тюбиках и банках».
Ярчинская Вероника: «У Василия Сурикова была бедная семья. Отец у него работал коллежским секретарем и приносил в дом небольшие деньги, но мать Василия тоже не сидела без дела, она занималась вышивкой, очень хорошо знала своё дело. Когда она заканчивала вышивку, то относила её продавать и, этим самым зарабатывала на жизнь. Но когда отец заболел и умер, Василию тогда было 9 лет, его определили в училище. И он тоже начал зарабатывать. Его просили знакомые писать иконы, но потом ему запретили заниматься этим делом. Его отправили в училище, которое находилось в Красноярске. Когда Василий Суриков вырос, его определили на работу. Так как он умел очень красиво писать, его пригласили на работу писца. И так он стал работать у губернатора и переписывать очень важный документы. Но в один очень прекрасный день Василий как всегда сидел, переписывал чрезвычайно важный документ, но вдруг, откуда ни возьмись, в его комнату залетела муха и села на подоконник. Василий смотрел на муху и, сам для себя не ожидая, стал рисовать её прямо на документе. А когда Василий опомнился и посмотрел на документ, то страшно испугался. Он увидел на документе нарисованную муху, выглядела она почти как настоящая, так сразу и не разберёшь настоящая эта муха или нарисованная. В этот самый момент в комнату зашёл губернатор. Губернатор подошёл к столу и увидел на своём документе красивую зелёную муху. Он подумал, что на документе сидит настоящая муха и начал пытаться её смахивать с документа. Когда губернатор понял, что муха не настоящая, то вызвал к себе Васю и очень сильно отругал его. Тем временем, его дочка увидела картины Василия Суриков, очень красивые, она прибежала к отцу и сказала, что Васе надо развивать талант художника».
Савельева Илона: «Я выбрала сюжет, где Суриков учится. Он сидит в училище в городе Красноярске и учится изображать разные предметы и объекты. Рядом с Василием Суриковым стоит его учитель рисования Николай Гребнев. Он объясняет Василию, как нужно рисовать человека. Позади Васи окно с цветком на подоконнике, чуть правее стоит шкаф с разными принадлежностями: с книгами, кисточками, на стене висит доска с примерами картин образцов с изображением человека. Для своей картины я выбрала тёплый колорит. Тёплый колорит потому, что изба светлая и тёплая. А ещё потому, что Васе нравится рисовать, и учитель этому рад, он им гордится. Учитель говорит Васе, что он будет настоящим художником. А ещё, я мечтаю сходить на выставку работ художника».
Шулико Алина: «Я выбрала сюжетом для своей работы момент, где художник ещё маленький, он смотрит, как мама вышивает. Когда Василий Суриков был маленьким, у него умер папа, тогда мама начала зарабатывать на жизнь сама, она вышивала и шила, заботилась о детях. Родители Василия Сурикова были из древнего рода казаков. Женщины в казачьих станицах всегда умели шить и вышивать. Василий Суриков очень любил свою маму, он написал потом её очень красивый портрет. Я видела этот портрет на выставке. Выставка в русском музее мне очень понравилась».
Спиркин Сергей: «Я изобразил сцену, как Василий Суриков пишет икону. Василий Суриков сидит за столом, протягивает икону соседке. Женщина, которая к нему пришла за иконой, принесла ему взамен продуктов, овощей, хлеба, разной еды. По просьбам соседей Вася Суриков писал иконы, но вскоре священник запретил ему рисовать иконы, потому, что нельзя без благословения это делать».
Дурсенева Настя: «Я нарисовала Василия Сурикова за мольбертом. Он в своей квартире, в столовой, пишет портрет дочери Оли. Эта милая девочка в красивом красном платье в белый горошек стоит у печки. В руках у неё любимая кукла».
Григорьев Артём: «Я изобразил Василия Сурикова в тот момент, когда он зимой путешествует в повозке. Проезжая около деревни, заметил на снегу ворону, как она сидела «чёрным пятном, и крыло в сторону отставила вот так». И в этот момент он, глядя на одинокую ворону, именно и придумывает сюжет к картине «Боярыня Морозова».
Вывод
Сюжетная картина – это картина, где происходит какое-то действие. Мы думаем, все картины у нас получились сюжетные. Наши работы в большинстве можно считать выполненными в бытовом жанре. На картине, где две фигуры, легче передать сюжет, потому что эти фигуры настолько тесно связаны, что если одну из них убрать или закрыть, то сюжет картины просто не будет понятен. Мы рассмотрели все наши композиции (рис. 22), сделали анализ и обнаружили, что тем ребятам, которые выбрали сюжет с одним героем, пришлось больше внимания уделять деталям и фону. Эти работы получились больше похожими на портрет. Поэтому для сюжетной картины, конечно, лучше выбирать две фигуры и больше.
Словарь
Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим.
Академия художеств – основана в 1757 г. в Санкт-Петербурге. С 1764 года – Императорская Академия художеств, высшее учебное заведение в области пластического искусства в России. В XVIII и первой половине XIX вв. главный научно-творческий центр воспитания и профессиональной подготовки художников.
Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
Гамма – термин в живописи, цветоведении и цветопсихологии.
Жанр – (франц. genre род). Род живописи, изображающей картины частного и общественного быта.
Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Колорит – цвет, расположение оттенков картины.
Маковка церкви – верх, купол церковного здания.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (франц. nature morte – мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life – тихая или неподвижная жизнь).
Общество поощрения художеств – основано в 1821 в Петербурге меценатами И.А. Гагариным, П.А. Кикиным, А.И. Дмитриевым-Мамоновым и др. Общество организовывало выставки, конкурсы, приобретало произведения.
Оттенок – градация тона, нюанс; в изобразительном искусстве одно из средств создания художественного произведения.
Портрет – изображение (образ) какого-либо человека, либо группы людей.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным объектом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Русский музей – в Санкт-Петербурге, до 1917 Русский музей императора Александра III, крупнейший в России наряду с Третьяковской галереей в Москве музей русского искусства.
Тон – степень светлоты или темноты объектов.
Этюд – в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры.
Источники информации
- Постникова Т.В. «Суриков», Олма Медиа Групп, 2008.
- Василий Суриков. Альбом Лучшие картины. Белый город, 2023.
- https://biographe.ru/znamenitosti/vasiliy-surikov/
- https://surikov.kkkm.ru/2-childhood-impressions/
- https://www.culture.ru/events/3700277/vystavka-vasilii-surikov-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya