Автор: Горячёв Глеб, 14 лет
ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк»
Руководитель: Филюта Нина Константиновна
ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк»
Работа заняла 3 место на X региональном конкурсе детских исследовательских работ по направлению «Искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать, любить», 2024 г.
Пейзаж как самостоятельный жанр живописи
Пейзаж (от французского слова paysage, pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо преображённая человеком природа. Пейзаж – жанр относительно молодой: в качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг лишь в XVII–XVIII веках. Конечно, пейзажные мотивы встречались на античных фресках. А в эпоху Средневековья ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.
В эпоху Возрождения художники уделяют пейзажным мотивам значительно больше внимания, но всё же используют их исключительно в качестве фона. Впрочем, изображаемый ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Наглядный пример этого – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира. На Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными. К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви.
В европейском искусстве XVII–XVIII веков пейзажей много, и они довольно разнообразны по стилю. Классицисты искали в природных ландшафтах идеальную гармонию, мастера барокко переносили на свои полотна буйство стихии, а представители рококо создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные сплошь из пастельных оттенков.
В XIX веке художники-романтики обращаются к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог какой-то тайны.
Следующим революционным шагом стало появление пленэра. Художники вышли из мастерских на улицы, в парки. Стали выезжать в леса, поля, на берега водоёмов. Это огромное достижение. Впрочем, оно было бы невозможно без красок в тюбиках, которые стали выпускать как раз в конце XIX столетия. Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче световоздушной перспективы. Огромную роль в этот период, конечно, сыграли импрессионисты.
В XIX – начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности – вплоть до травинки – характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.
Позднее разнообразие стилей становится таким, что передача реальности теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.
Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают леса, поля, моря, реки, горы и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной. Космический пейзаж выделился сравнительно недавно, но занял своё место среди устоявшихся ответвлений жанра таких как пейзаж природный, парковый (или усадебный), морской (марина), сельский, городской.
Пейзаж в творчестве Николая Рериха
В этой исследовательской работе мы обратимся к творчеству Николая Константиновича Рериха. Рассмотрим несколько его пейзажей, созданных в разные годы, чтобы понять принцип организации композиции в картинах, определить характерную для художника живописную манеру, выявить средства художественной выразительности и особенности используемой цветовой палитры.
Художник-путешественник
Краткая биография мастера
Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге.
С детства он интересовался историей и культурой России и Востока. Живописью стал заниматься, когда учился в гимназии Карла Мая – в Петербурге, на 1-й линии Васильевского острова. Позже поступил в Императорскую Академию художеств и учился у знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи.
В первую часть своей жизни, называемую «русским периодом», Николай Рерих пишет исторические и религиозные картины. Они, в основном, яркие, похожи на мозаику. Также он обращается к монументальной живописи, создает фрески и панно. Делает эскизы костюмов, мебели. Изучает историю России, занимается археологией и даже сценографией. Примерно с 1905 года Рерих начинает активно изучать Восток и восточную культуру.
С 1917 года Николай Константинович оказывается оторван от Родины в провозгласившей независимость Финляндии. Он много путешествует по Европе и Америке, – там с успехом проходит множество его выставок. И, наконец, в 1924 году начинается его первая экспедиция, названная Центрально-Азиатской. Рерих посещает множество мест, среди которых Кашмир, Тибет, Алтай, Китай. Во время этой экспедиции Рерих не только занимался раскопками и этнографией, он ещё и написал более пятисот горных пейзажей и картин на религиозные сюжеты.
Его пейзажи, яркие и торжественные, сразу привлекают внимание. Этот стиль написания пейзажей можно назвать эмоциональным. Его Рерих перенял у своего учителя – Архипа Куинджи, но интерпретировал по-своему. Рисовал быстро и упрощённо. В 1934 году начинается вторая экспедиция Рериха, «Маньчжурская». Начав в Японии, Рерих посетил Монголию, юг Сибири и Маньчжурию – область на северо-западе Китая. Он изучал фольклор и лингвистику разных народов, написал множество пейзажей. Это была его последняя крупная экспедиция, однако впечатлений от неё хватило ему на всю жизнь. Рерих остался жить в Индии, где создал примерно 2000 картин – религиозных, исторических и, конечно же, пейзажей.
Пять пейзажей Рериха
История создания, средства художественной выразительности – композиция, колорит
За всю свою жизнь Николай Константинович написал примерно 7000 полотен, но я выбрал пять картин, которые вдохновили меня больше всего. Первая называется «Гималаи. Розовые горы», (1933).
На ней изображена горная гряда. Картина написана темперой в разных оттенках розового и фиолетового, с вкраплениями жёлтого. На контрасте с острыми пиками перистые, пролетающие между ними облака кажутся лёгкими и воздушными, на них отображен плавный и мягкий переход между светом и тенью. Под горами расстилается синий, почти монотонный туман, который, как озеро, мрачное и бездонное. У меня картина вызывает чувство благоговейного трепета перед великими Гималайскими горами. Рерих написал её за год до Маньчжурской экспедиции, руководствуясь впечатлениями от первой, Центрально-Азиатской экспедиции. Сейчас картина находится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Вторая картина, названная «Милосердие» («Сострадание»), написана в 1936 году, через год после окончания Маньчжурской экспедиции. На ней изображён индуистский сюжет, в котором мудрец Риши закрывает своей рукой от стрелы лань. Она ищет у него спасения. Мудрец проявляет величайшее милосердие, спасая беззащитное животное. Скалы на переднем плане освещены закатом, они яркие и тёплые.
Горы на дальнем плане разнообразны по цвету, они грозны и величественны. В свете заката освещённая часть красна, а затенённые участки написаны в сине-сиреневой гамме. Фигура Риши облачена в жёлтые одеяния, искрящиеся золотым. Эта работа хранится в Латвийском национальном художественном музее.
На третьей картине – «Чандра-Бхага. Путь на Трилокнатх» – изображено место слияния индийских рек Чандра и Бхага, неподалеку от буддийской святыни Трилокнатх, расположенной высоко в Гималаях. На берегу виднеются каменные ступы – могильные курганы. Горы красно-оранжевые на переднем плане, но отдаляясь, становятся прохладнее. Извилистая река почти такая же светлая, как и блики на ступах, она течёт, как время, среди скал вечности. Картина была написана по впечатлениям от первой экспедиции, в 1932 году, а хранится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Четвертая картина – «Седая Финляндия» – была написана раньше, чем предыдущие, в 1907 году. Тогда Рерих уже почти отошёл от «мозаичного» стиля. На ней изображены древние, могучие, заросшие мхом валуны на берегу Балтийского моря или одного из множества финских озёр. Деревья, вырастая из-за камней, представляют с ними единое целое, как будто это древнее разрушенное сооружение. Цветовая гамма холодная, однако же валуны довольно разнообразны по цвету. Они интересно сочетаются с тёмными и мрачными стволами деревьев. Эта картина была написана на картоне темперой и пастелью. Сейчас она находится в Русском музее.
На пятой картине, названной «Юхинлахти», изображен залив Единения, что по-фински и есть «Юхинлахти». Картина была написана в 1917 году и отображает беззаботную летнюю природу. Это полная противоположность «Седой Финляндии»: все изображено ярким и источающим свет, за исключением темной кроны высокого дерева, которая, однако, не затмевает, а лишь подчёркивает общую радость и благодать. Сейчас эта картина хранится в Финляндии, в собрании семьи Реландер.
Оммаж художнику: два пейзажа в стиле Николая Рериха
Вдохновившись перечисленными работами, я решил в качестве оммажа, то есть посвящения Николаю Рериху, написать пару небольших пейзажей, изображающих берег Финского залива в его излюбленном «эмоциональном» стиле. Я наблюдал этот берег в разное время суток, в разную погоду, при разном освещении. Перед вами – моя живописная палитра и сам пейзаж. Работал гуашью, быстро, чтобы уловить состояние. Надеюсь, мне это удалось. Это моё посвящение любимому художнику.
Литература:
- Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. – Самара, 1996. – 3-е изд., доп. – С. 10-11.
- Короткина Л.В. Творческий путь Николая Рериха. – СПб.: АРС, 2001.
- Князева В.П. Н. Рерих [Альбом] – Л.-М.: «Искусство», 1963.
- Николай Рерих. Государственная Третьяковская галерея, 2023.
- Николай Рерих. Священные вершины. Каталог выставки, Международный Центр Рерихов, 2018.
- Николай Рерих. Странник земли русской. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2023. (Серия: «Мир глазами художника»).
- Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Сборник. Статья: Экспедиция академика Рериха в Центральную Азию. – Самара: Издательский дом «Агни», 1999. – 361 с.
- Полякова Е.И. Николай Рерих. – М.: «Искусство», 1973. (Серия «Жизнь в искусстве»).