Автор: Платонова Мария, 14 лет
ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк», г. Кронштадт
Руководитель: Филюта Нина Константиновна,
ГБУ ДО ДМЦ «Юный моряк», г. Кронштадт
Работа заняла 1 место на Межрегиональном конкурсе детских исследовательских работ и проектов обучающихся учреждений и отделений дополнительного образования по направлению «искусствоведение» «Искусство – видеть, знать, любить», 2025
Автопортрет – это изображение самого себя, обычно живописное или графическое. Многие художники себя рисовали, некоторые написали рекордное количество своих изображений. Широко известны автопортреты Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Карла Брюллова, Винсента Ван Гога и многих-многих других.

Раньше, когда ещё не была изобретена фотография, написание собственного портрета было единственным способом себя увековечить. Но когда появилась фотография, художники всё равно продолжали себя рисовать. Кто-то делал это, чтобы показать свой характер и образ жизни. Другие изображали себя в какие-то важные моменты. Например, немецкий художник Альбрехт Дюрер запечатлел себя в подростковом и зрелом возрасте. Некоторые авторы помещали своё изображение в картины на самые интересные и неожиданные сюжеты. Так Карл Брюллов изобразил себя на картине «Последний день Помпеи», с лёгкостью перенеся в 79 год нашей эры. Автопортрет – любимый жанр русской художницы Зинаиды Серебряковой: изображая самую доступную для себя модель, она не боялась экспериментировать.
Зинаида Евгеньевна Лансере (в будущем – Серебрякова) родилась в 1884 году в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии. Она – дочь художника-графика Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора-анималиста Евгения Евгеньевича Лансере. Творческая атмосфера в доме и преемственность великой династии художников определили личность и судьбу девочки. С детства она привыкла к тому, что рисовать и писать кистью так же естественно, как дышать. Художественные способности у Серебряковой проявились очень рано. Она училась в Петербурге, в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой и в мастерской Осипа Бразе. Также в ранней юности она побывала в Италии, испытала влияние итальянских мастеров XVI-XVII веков. Познакомившись с талантливой художницей Анной Остроумовой-Лебедевой во время путешествия по Италии, Зинаида окончательно перестала сомневаться в правильности выбранного пути. И с этого момента она решила заниматься живописью самостоятельно, без участия более опытных наставников.

В 1905 году Зинаида вышла замуж за Бориса Серебрякова. Вскоре они вернулись в имение Нескучное, ведь только там художница чувствовала себя по-настоящему счастливой.
«Полная простота, почти убожество, почти тоска и уныние, и все же счастьем жизни веет от этой комнаты, и в ней ведет свою игру, резвится и смеется ласковая молодость», – так написал Александр Бенуа об атмосфере деревенского быта в Нескучном. Мир природы, семьи, родных мест был основной темой раннего творчества Зинаиды Серебряковой.
В имении в 1906 году у Серебряковых родился первенец Евгений, через год – второй сын, Александр. Муж в это время работал инженером путей сообщения. Художница занималась воспитанием детей и неустанно работала: её вдохновляли естественный колорит деревенской природы и бескрайние моря ржи. Эта вовлеченность в круглогодичный цикл крестьянских работ, в смену времен года нашла отражение во многих картинах Серебряковой. Одна из самых известных – «Уборка хлеба» (1910). Крестьянки дружно трудятся в поле в красных и синих сарафанах и в белоснежных рубахах.
Вскоре у Серебряковых родились еще двое детей – Татьяна и Екатерина.

В этот период Зинаида много рисует домашних, природу, себя. Одна из ее самых известных работ – «За завтраком» (1914) – создана именно тогда. Детские лица, обращенные к художнице, стол, белая скатерть, фарфоровая супница, руки бабушки, разливающей суп по тарелкам. Мирная домашняя сцена на картине контрастировала с надвигающейся на Россию бедой – в это время уже шла Первая мировая война.

Революция 1917 года застала Серебрякову в родовом имении Нескучное. В один миг рухнул спокойный, устоявшийся усадебный быт. Исчезли всякие надежды на выставки за рубежом. Соседние имения разорялись восставшими крестьянами, оставаться в Нескучном стало опасно.
Борис уехал в командировку в Сибирь, потом отправился в Москву, куда его пригласили в качестве специалиста по дорожному строительству. Почта работала плохо, писем от мужа Зинаида практически не получала.
Но, невзирая на отсутствие материалов для работы и жизнь впроголодь, художница продолжала трудиться. В этот период она создала одну из самых известных картин – «Беление холста» (1917). Обыденная крестьянская работа превратилась в торжественный ритуал, а образы крестьянок получили классическую статность и плавность движений. В этих женщинах, по замыслу Серебряковой, заключена душа вечной России. Низкий горизонт, величавые фигуры. Эти женщины скорее похожи на античных богинь, чем на простых работниц.

В начале 1919-го из Оренбурга вернулся Борис Серебряков, он перевез семью из Нескучного в Харьков, но в марте 1919 года умер от сыпного тифа. Серебрякова осталась одна с четырьмя детьми. Масляные краски стали непозволительной роскошью, поэтому художница использует доступные графические материалы – уголь и карандаш. В это время приходит печальная новость из Нескучного: имение полностью разорено и сожжено.
Оставаться в Харькове тоже было невыносимо: ни заказов, ни поддержки близких. В декабре 1920 года художница решила перевезти семью в Петроград: осели на Никольской улице, в квартире деда – Николая Бенуа. «Поселились в трех комнатах, поставили «буржуйку». В остальных комнатах приходилось ходить в пальто. Под мастерскую была отведена небольшая комната с балконом, ее легче было отапливать», – вспоминала дочь художницы, Татьяна Серебрякова.
Новая власть хоть и не отобрала у Серебряковых квартиру, но вскоре подселила в комнаты чужих людей. К счастью, ими оказались близкие по духу искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен – неразлучные друзья и страстные балетоманы. Благодаря их помощи, старшая дочь Татьяна начала посещать балетные занятия, а Серебрякова смогла наблюдать за сложным и интересным миром закулисья Мариинского театра. Так появилась целая серия балетных сцен, легко и стремительно намеченных пастелью. Ее юные танцовщицы, переодевающиеся и готовящиеся к выступлениям, невесомы, невинны, грациозны и в то же время серьезны.
В 1924 году Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у нее нет ни перспектив, ни надежды обеспечить семью. Единственная возможность хоть как-то существовать – писать портреты на заказ, но это случалось редко. Художница решила, что выход один – ехать во Францию и работать там. В Париже уже жил дядя Зинаиды – Александр Бенуа.
В 1924 году Серебрякова навсегда уезжает в Париж, где много работает по заказам. Большинство выполненных ею портретов отличаются виртуозностью техники, характерным сочетанием сдержанности и блестящей эффектности. В этот период художнице присуще тяготение к монументально-декоративным решениям, уравновешенности композиции.
В России остались 74-летняя мать и дети. Серебрякова рассчитывала уехать на время, но судьба сложилась так, что в эмиграции во Франции она провела большую половину жизни – целых сорок три года.
Зарабатывать деньги живописью в Париже оказалось совсем не просто: был актуален авангард, а её приверженность классическим формам оказалась не столь востребованной. Из-за нехватки денег ей было трудно снять квартиру и мастерскую. В 1925 году Серебряковой с помощью дяди – Александра Бенуа – удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра, а в 1928 году – младшей дочери Екатерины.
В Париже Серебрякова жила замкнуто: дружила с семьей Бенуа, а также с перебравшимися в Париж художниками Константином Сомовым и Дмитрием Бушеном, искусствоведом Сергеем Эрнстом. Чтобы не проводить лето в душном Париже, осваивала французскую Ривьеру, Прованс, Бретань, ездила к родственникам в Англию и Швейцарию, вновь посетила Италию. Для экономии снимала только дешевое деревенское жилье, вдали от скопления отдыхающих.
В 1957 художница получила предложение от советского правительства вернуться домой. Но Серебряковой было уже за семьдесят, она болела и уже почти не рисовала. На переезд не решилась.
В мае 1960 года Серебрякова узнала, что, наконец, встретится со старшей дочерью – Татьяной, которой разрешили посетить мать в Париже после тридцати шести лет разлуки. Татьяна к тому времени уже стала известным театральным художником во МХАТе. После этого свидания Татьяна Серебрякова обратилась в правление Союза художников СССР с просьбой организовать выставку произведений матери на родине. И очень кстати: в эпоху хрущевской оттепели правительство поставило задачу вернуть лучших представителей искусства из числа эмигрировавших. В ее скромную парижскую квартиру с важной миссией приехали влиятельные советские художники, чтобы отобрать работы для персональной выставки в СССР.
Серебрякова не верила происходящему, ведь долгие десятилетия до ее живописи никому не было дела. Не верила она и тогда, когда работы были отправлены на родину, когда уже была готова афиша к выставке. Художница боялась не оправдать ожиданий, боялась, что ее найдут скучной и банальной. В 1965 году открылись сразу три ее выставки: в Москве, Киеве и Ленинграде. Подготовка к ним заняла пять лет. Зинаиде Серебряковой было уже за восемьдесят, и она ждала вестей о реакции публики на картины. Успех был оглушительным: толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Советские музеи скупали ее картины, а альбомы с ее работами выпускались миллионными тиражами. Наконец-то картины Серебряковой увидели те, кто только слышал о ней.

Репродукции ее картин стали украшать стены домов, а коллекционеры приобретали полотна за баснословные суммы. Её картины вернулись на родину. Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте восьмидесяти двух лет 19 сентября 1967 года. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Теперь в энциклопедиях можно прочесть: «Зинаида Евгеньевна Серебрякова – русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи».
Рассмотрим и сравним несколько автопортретов Зинаиды Серебряковой, выполненных в разные годы. В этих работах – карандашных, пастельных, акварельных, а также написанных темперой и маслом, – отразилась счастливая, грустная и трагическая судьба.
Первый – «Автопортрет в чёрном платье с белым воротником» (1907) – хранится в Киевской картинной галерее. Он написан на бумаге акварелью и гуашью, быстро. Изображение очень живое, лёгкое и радостное. Всё проникнуто энергией молодости и озорством.

Другая работа 1907 года – «Автопортрет в сиреневой блузе». Тоже акварель и гуашь. Нежные, пастельные цвета. Всё выполнено быстрыми лёгкими мазками. Лицо девушки серьёзно, глаза внимательно и невозмутимо смотрят на зрителя. Картина излучает свет яркого солнечного утра.
А это – очень известный автопортрет «За туалетом». Созданный в 1909 году, он стал главным событием весенней выставки Союза русских художников в Петербурге. В настоящее время работа находится в коллекции Третьяковской галереи в Москве. Портрет отличается изяществом письма и тонким чувством цвета. По словам художницы, зима в том году наступила рано, всё вокруг было занесено снегом. А в доме было тепло и уютно. И она «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалетном столике».
С картины, написанной преимущественно в светлых тонах, на нас смотрит красивая молодая женщина. Она расчесывает волосы утром перед зеркалом. Взгляд её темных карих глаз излучает покой и нежность. На лице розовый румянец. На туалетном столике перед ней шпильки для волос, золоченые подсвечники, духи, пудреница, жемчужные бусы, отливающие нежным перламутром, как и кожа самой модели. За спиной Серебряковой – комната, пространство которой изображено в оттенках серо-голубого. Утро только началось, впереди ещё много дел, но художница никуда не торопится.
Александр Бенуа написал об этом автопортрете Серебряковой следующее: «Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос…»

Это изображение может показаться чрезмерно камерным, интимным. Но на самом деле девушек с распущенными волосами и в открытой одежде в то же время писали и другие художники. Например, Василий Суриков пишет в 1909 году «Сибирячку», а Илья Репин годом позже «Портрет артистки Беллы Горской».
Следующий автопортрет «В костюме Пьеро» написан в 1911 году. Картина хранится в Одесском художественном музее. Она интересна тем, что Серебрякова изобразила себя в карнавальном костюме, в образе персонажа французского ярмарочного театра. Изображать Пьеро было популярно в конце XIX – начале XX века. Его можно видеть на картине Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», написанной в 1890 году. Константин Сомов в 1910 году создает работу «Пьеро и дама». Художники Василий Шухаев и Александр Яковлев в 1914 году написали двойной автопортрет в костюмах Арлекино и Пьеро.
На портрете «В костюме Пьеро» фигура Серебряковой вырисовывается из темноты, её лицо освещено теплым светом свечи, отсюда резкие и глубокие тени. Белоснежный костюм Пьеро выгодно контрастирует с тёмным фоном. На портрете мы видим молодую кокетливую женщину. Её взгляд направлен в сторону. Невероятно красивые руки, и в одной из них – карнавальная маска – символ лицедейства. Ныне хранится в Одесском художественном музее.

Следующий автопортрет – «Девушка со свечой» написан в 1911 году. Картина находится в Государственном Русском музее. Серебрякова изобразила себя нежной, загадочной. Её взгляд завораживает, проникает в душу. Мне нравится всматриваться в этот автопортрет снова и снова. Художница одета в свободную блузу. В картине сделан акцент на лицо, оно освещено сильнее всего.


«Автопортрет с палитрой» 1946 года – это портрет французского периода. Их у Серебряковой в иммиграции было множество. В письмах художница сообщала, что ей надоело смотреть на себя, потому что она видит уже только покорную модель, но не видит человека.

На автопортрете 1956 года фигура художницы ярко выделяется на тёмном фоне. На шее повязан белый платочек, он контрастирует со всем изображением. Лицо Серебряковой кажется усталым, глаза немного печальны. Это одна из последних работ Зинаиды Евгеньевны.
С самых ранних автопортретов – женственно-романтичных и шаловливо-забавных – на нас смотрит очаровательная, кокетливая, немного лукавая женщина. С других – счастливая дочь, жена и мать четверых детей. С более поздних – печальных, меланхолично-задумчивых – хрупкая, болезненная, уставшая от постоянной работы и забот вдова. Она стала единственной кормилицей семьи и вынуждена употребить свой дар исключительно на зарабатывание денег, а можно сказать и грубее – на пропитание.
Зинаида Серебрякова написала множество автопортретов, и каждый отличается своим, особенным настроением. Вспоминается расхожая фраза: «Настоящий художник должен быть правдив». Серебрякова не стремилась себя приукрасить, смотрела на отражающуюся в зеркале модель прямо и честно. Человек меняется на протяжении жизни, и это можно интересно отразить в автопортретах.
Тема для этой исследовательской работы выбрана мною не случайно. Дело в том, что знаменитый автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом» был одной из первых картин, которые я увидела в раннем детстве. Будучи ребёнком, я подолгу рассматривала цветную репродукцию. Тогда я ничего не знала ни о Серебряковой, ни о живописи в целом. Но сейчас я уже восьмой год занимаюсь в изостудии детского морского центра «Юный моряк», много рисую, участвую в выставках. Решила, что моё посвящение Зинаиде Серебряковой будет состоять в том, что я нарисую автопортрет в манере этой художницы. Я тоже буду радоваться наступившему зимнему утру и собственной юности, расчёсывать волосы перед зеркалом, немного кокетничать. Автопортрет напишу гуашью.
Список литературы
- Зинаида Серебрякова. 1884-1967. Альбом – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017.
- Серебрякова З. Избранные произведения – М.: «Советский художник», 1989.
- Русакова А.А. Искусство – XXI век. Малая серия. Художники русской эмиграции. – М., 2020.
- Шедевры Русской живописи. – М.: «Белый город», 2005.
- Шедевры Русской живописи. 10-е годы XX века. – М.: «Белый город», 2007, стр.89 – 92.
- Энциклопедия искусства XX века / авт.-сост. О.Б. Краснова– М.: Олма-Пресс образование, 2002.
- Энциклопедия символизма / авт.-сост.: Г.В. Дятлева, Е. Н. Биркина. – М.: Олма-Пресс, 2001, стр. 271 – 273.
Интернет-источники
Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах //https://www.culture.ru/s/serebryakova/?ysclid=m5r8hu3066122770697