Skip to content

Первая ласточка

Научно-практическая деятельность в дошкольном, школьном и дополнительном образовании детей

  • Об издании
  • Рубрики
  • Все публикации
    • В помощь руководителю
    • Юный естествоиспытатель
    • Давайте разберёмся
    • Всем обо всём
    • Наука об искусстве
    • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
    • Познание мира
    • Материалы конференций
  • Авторам
  • Контакты

Моя семья – рукодельница

Posted on 17.10.2025 by admin

Автор: Курдюкова Эвелина, 9 лет
МБОУ ДО «Коношский РЦДО», Архангельская область
Руководитель: Пономарева Галина Алексеевна

Работа заняла 2 место на Межрегиональном конкурсе детских исследовательских работ и проектов обучающихся учреждений и отделений дополнительного образования по направлению «искусствоведение» «Искусство – видеть, знать, любить», 2025

Введение

Творческое наследие семьи – это традиции и творческие работы, созданные руками членов семьи, которые сохраняются и используются представителями разных поколений и передающиеся как нечто ценное и почитаемое в форме традиций семьи.

Узнавая больше о культурной среде семьи, мне ближе и понятнее стали слова «род», «родословная», «родители», «предки», ведь семья – это цепочка кровно связанных между собой людей, которые на протяжении времени своего существования передавали каждому последующему поколению накопленные опыт, знания и умения.

Цель: изучить и перенять опыт у старшего поколения моей семьи через изготовление творческих работ в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • ближе познакомиться с творчеством и рукоделием предшествующих поколений моей семьи;
  • изучить мир их интересов и увлечений;
  • узнать о технологиях изготовления творческих работ, которыми владеют мои родственники.


Актуальность моего проекта состоит в том, что при формировании творческих интересов важно, каким видам рукоделия можно научится у своих близких.

Проблема, которую я вижу: передаёт ли современное старшее поколение свои навыки по рукоделию?

Я задала своим друзьям несколько вопросов:

  1. Владеете ли вы каким-то видом рукоделия?
  2. Помогают ли члены вашей семьи овладеть каким-нибудь видом рукоделия? Если да, то каким?
  3. Часто ли члены вашей семьи занимаются с вами творческой деятельностью?

Было опрошено 25 человек. Я проанализировала ответы и сделала вывод, что только пять девочек дома учат вязать и шить. Рукоделию дети обучаются в основном в Центре дополнительного образования или в Центре народного творчества «Радушенька». Решение проблемы я вижу в том, что постараюсь изучить направления творческой деятельности членов моей семьи и освоить некоторые виды рукоделия, чтобы не утратить связь поколений.

Предмет исследования: творческое наследие моей семьи.

Выполнение моей работы проходило в три этапа.

  1. Накопительный этап моей работы включал знакомство с биографиями поколений моей семьи; изучение мира их интересов и увлечений.
  2. В ходе практического этапа я осваивала технологию изготовления творческих работ.
  3. На заключительном этапе я упорядочила полученные знания и изготовила творческие работы.

Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами своей семьи, беседа с родственниками.

Основная часть

Анализируя семейные архивы, я выяснила, что в нашей семье много талантливых людей, как, надеюсь, и в любой другой. Однако именно в нашей семье можно выделить рукоделие как вид художественного творчества.

Рукоделие – это одна из семейных традиций, в нашей семье она передается по женской линии. Это то, что объединяет женщин нашего рода.

В нашей семье бережно хранится кокошник, изготовленный Ноговициной Татьяной Павловной, бабушкой моей прабабушки (рис. 1).

Рисунок 1. Кокошник, изготовленный Ноговициной Т.П.

Татьяна Павловна уроженка д. Ивакинская Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Она жила в деревне и занималась домашним хозяйством. Кокошник – это головной убор северорусских крестьянок. Кокошники носили только по праздникам и очень их берегли, ведь на вышивку такого головного убора уходило не менее 5 лет. Головные уборы вышивали из жемчуга, добытого в холодных северных реках. Этот кокошник изготовлен в технике сажение по бели – это старинная техника объемной вышивки, когда непосредственно на ткань по определенному рисунку  пришивается скрученная бель – шнур, а по нему сажается, то есть пришивается, жемчуг, бисер и другие элементы украшения.

Издревле женщины нашего рода умели и любили вышивать. В нашей семье хранятся полотенца, вышитые Козенковой Анной Ивановной, мамой моей прабабушки, уроженкой д. Ивакинская Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Рисунок 2. Полотенца, вышитые Козенковой А.И.

Она работала кочегаром в НГЧ п. Коноша. В те времена в деревнях нашей местности были популярны шов «роспись» и шов «крестик». Так, шов «роспись» чаще всего использовался как контур, который внутри заполнялся «набором» и счётной гладью. Контур вышивали льняными или бумажными нитями красного цвета. Северная вышивка очень разнообразна, это и вышивка крестиком, и строчкой, тамбурная и многие другие. Объединяют северную вышивку орнаменты и красно-белая цветовая гамма.

Здесь вы видите полотенце, вышитое Анной Ивановной в технике «крестик». Самой любимой птицей древних славян был ПЕТУХ. Его вышивали на мужских рубахах, на свадебных полотенцах, на подушках и занавесках. Вышитый петух – это чисто мужской символ и оберег. Вышивали его чаще всего красными нитями. Петух один из самых сильных символов солнца, его изображали повсеместно, как на одежде мужчин и мальчиков, так и на свадебных полотенцах, подушках и занавесках. Петух как символ рассвета, пробуждения, активности и бдительности с давних времён считается домашним оберегом.

Вышивкой в технике «крестик» увлеклась моя прабабушка – Пестерева Алевтина Ивановна, уроженка д. Ивакинская Коношского района Архангельской области. Сейчас на пенсии. Работала инженером промышленно-гражданского строительства станция Коноша. Прабабушка рассказывала, что вышивке её обучила её мама, и сейчас я стараюсь перенять эти навыки. Вышивка «крестиком» – это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток. Основной элемент вышивки – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 3).

Рисунок 3. Прабабушка научила меня вышивать крестиком

Так же моя прабабушка вяжет крючком очень красивые половики, скатерти, занавески. Вязание крючком – один из видов рукоделия, в процессе которого при помощи вязального крючка и создаются изделия. Она рассказала, что вяжет половики  из того, что есть под рукой, например, из трикотажных полосок, вырезанных из старой, никому не нужной одежды. Вяжем самым большим крючком (крючок № 7 и выше). Раньше, когда крючки не продавались в магазине, их вырезали из дерева или подтачивали большие гвозди. Даже новичок в вязании сможет связать самый простой круглый половичок, если освоит такой несложный приём как столбик без накида. Раньше в крестьянских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. В 21-ом веке такое изделие тоже может отлично украсить любую комнату (рис. 4).

Рисунок 4. Учусь у прабабушки вязать крючком

Вся жизнь моих предков связана с деревней Ивакинская, что в Валдеево. Эта местность известна запасами красной глины. Моя бабушка – Пишенина Елена Михайловна – рассказывала, что в детстве она очень любила лепить различные фигурки из глины. Это увлечение переросло в профессию. Сейчас она работает в Коношском Центре дополнительного образования руководителем детского объединения «Глиняная фантазия» и учит более сотни детей лепить из глины. Я тоже увлеклась этим ремеслом, ведь лепка из глины – это увлекательный творческий процесс, подходящий для взрослых и детей. С помощью глины можно создавать скульптуры, бижутерию, игрушки (рис. 5).

Рисунок 5. Мы с бабушкой Еленой Михайловной Пишениной делаем игрушки из красной глины

Вязание на спицах – процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью спиц вручную. Все мои предки умели и любили вязать. В прежние времена для вязания использовали овечью шерсть. Её мыли, чесали, пряли, чтобы получить прочную и теплую нить. Вязание на нескольких спицах – прутках – на севере распространено повсеместно до сих пор. Сейчас пряжу мы покупаем в магазине. Особенно актуально вязать свитера, шарфы, варежки, носки. Прабабушка передала умение вязать бабушке, она – моей маме – Пишениной Ольге Викторовне. Мама работает инженером станции Коноша 1, а в свободное время занимается вязанием. Свои знания мама передает и мне. Я только учусь вязать, поэтому пока одеваю кукол. Сейчас я осваиваю лицевую петлю (рис. 6).

Рисунок 6. Учусь вязать у мамы – О.В. Пишениной
Заключение

Благодаря воспоминаниям моей прабабушки, я ближе познакомилась с биографией и творческой деятельностью своих родственников, живших в XIX и XX веках, узнала, что все они жили на территории нынешнего Коношского района. «Где родился, там и пригодился» – эта пословица точно характеризует жизнь моих предков. Я изучила  мир увлечений близких мне людей и узнала, что интересы их разнообразные и очень интересные. Это вышивка бисером, вышивка в технике «крестик», вязание крючком, лепка из глины, вязание на спицах. Сейчас я учусь плести из бисера и, возможно, создам головной убор, напоминающий кокошник. Прабабушка учит меня вышивать крестиком и вязать крючком половики. С бабушкой я учусь лепить из глины, а с мамой мы учимся вязать на спицах. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Я очень благодарна близким мне людям, старающимся передавать свои знания (рис.7).

Рисунок 7. Моя семья – рукодельница
Список информационных источников:
  1. Архивные материалы семьи
  2. https://vyshivka-krestikom-dlya-nachinayushchikh/
  3. https://journal.tinkoff.ru/list/kak-vyazat-kruchkom/
  4. https://interesarium.ru/blog/kak-lepit-iz-gliny
  5. https://interesarium.ru/blog/kak-vyazat-spicami

Posted in Наука об искусстве

Навигация по записям

← Создание 3D-модели беспилотного летательного аппарата для геодезических изысканий и картографических работ
Калимба своими руками →

Автор: admin

Рубрики

  • В помощь руководителю
  • Всем обо всём
  • Давайте разберёмся
  • Материалы конференций
  • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
  • Наука об искусстве
  • Познание мира
  • Юный естествоиспытатель

Контакты

Главный редактор: Никитин Дмитрий Борисович

E-mail: kunddut@gmail.com

Адрес редакции:

192071, г. Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 30, корп. 2, каб. 210

E-mail: metodist.ddut.fr@gmail.com

Авторское право © 2025 Первая ласточка | Дизайн ThemesDNA.com