Автор: Курдюкова Эвелина, 9 лет
МБОУ ДО «Коношский РЦДО», Архангельская область
Руководитель: Пономарева Галина Алексеевна
Работа заняла 2 место на Межрегиональном конкурсе детских исследовательских работ и проектов обучающихся учреждений и отделений дополнительного образования по направлению «искусствоведение» «Искусство – видеть, знать, любить», 2025
Введение
Творческое наследие семьи – это традиции и творческие работы, созданные руками членов семьи, которые сохраняются и используются представителями разных поколений и передающиеся как нечто ценное и почитаемое в форме традиций семьи.
Узнавая больше о культурной среде семьи, мне ближе и понятнее стали слова «род», «родословная», «родители», «предки», ведь семья – это цепочка кровно связанных между собой людей, которые на протяжении времени своего существования передавали каждому последующему поколению накопленные опыт, знания и умения.
Цель: изучить и перенять опыт у старшего поколения моей семьи через изготовление творческих работ в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- ближе познакомиться с творчеством и рукоделием предшествующих поколений моей семьи;
- изучить мир их интересов и увлечений;
- узнать о технологиях изготовления творческих работ, которыми владеют мои родственники.
Актуальность моего проекта состоит в том, что при формировании творческих интересов важно, каким видам рукоделия можно научится у своих близких.
Проблема, которую я вижу: передаёт ли современное старшее поколение свои навыки по рукоделию?
Я задала своим друзьям несколько вопросов:
- Владеете ли вы каким-то видом рукоделия?
- Помогают ли члены вашей семьи овладеть каким-нибудь видом рукоделия? Если да, то каким?
- Часто ли члены вашей семьи занимаются с вами творческой деятельностью?
Было опрошено 25 человек. Я проанализировала ответы и сделала вывод, что только пять девочек дома учат вязать и шить. Рукоделию дети обучаются в основном в Центре дополнительного образования или в Центре народного творчества «Радушенька». Решение проблемы я вижу в том, что постараюсь изучить направления творческой деятельности членов моей семьи и освоить некоторые виды рукоделия, чтобы не утратить связь поколений.
Предмет исследования: творческое наследие моей семьи.
Выполнение моей работы проходило в три этапа.
- Накопительный этап моей работы включал знакомство с биографиями поколений моей семьи; изучение мира их интересов и увлечений.
- В ходе практического этапа я осваивала технологию изготовления творческих работ.
- На заключительном этапе я упорядочила полученные знания и изготовила творческие работы.
Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами своей семьи, беседа с родственниками.
Основная часть
Анализируя семейные архивы, я выяснила, что в нашей семье много талантливых людей, как, надеюсь, и в любой другой. Однако именно в нашей семье можно выделить рукоделие как вид художественного творчества.
Рукоделие – это одна из семейных традиций, в нашей семье она передается по женской линии. Это то, что объединяет женщин нашего рода.
В нашей семье бережно хранится кокошник, изготовленный Ноговициной Татьяной Павловной, бабушкой моей прабабушки (рис. 1).

Татьяна Павловна уроженка д. Ивакинская Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Она жила в деревне и занималась домашним хозяйством. Кокошник – это головной убор северорусских крестьянок. Кокошники носили только по праздникам и очень их берегли, ведь на вышивку такого головного убора уходило не менее 5 лет. Головные уборы вышивали из жемчуга, добытого в холодных северных реках. Этот кокошник изготовлен в технике сажение по бели – это старинная техника объемной вышивки, когда непосредственно на ткань по определенному рисунку пришивается скрученная бель – шнур, а по нему сажается, то есть пришивается, жемчуг, бисер и другие элементы украшения.
Издревле женщины нашего рода умели и любили вышивать. В нашей семье хранятся полотенца, вышитые Козенковой Анной Ивановной, мамой моей прабабушки, уроженкой д. Ивакинская Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Она работала кочегаром в НГЧ п. Коноша. В те времена в деревнях нашей местности были популярны шов «роспись» и шов «крестик». Так, шов «роспись» чаще всего использовался как контур, который внутри заполнялся «набором» и счётной гладью. Контур вышивали льняными или бумажными нитями красного цвета. Северная вышивка очень разнообразна, это и вышивка крестиком, и строчкой, тамбурная и многие другие. Объединяют северную вышивку орнаменты и красно-белая цветовая гамма.
Здесь вы видите полотенце, вышитое Анной Ивановной в технике «крестик». Самой любимой птицей древних славян был ПЕТУХ. Его вышивали на мужских рубахах, на свадебных полотенцах, на подушках и занавесках. Вышитый петух – это чисто мужской символ и оберег. Вышивали его чаще всего красными нитями. Петух один из самых сильных символов солнца, его изображали повсеместно, как на одежде мужчин и мальчиков, так и на свадебных полотенцах, подушках и занавесках. Петух как символ рассвета, пробуждения, активности и бдительности с давних времён считается домашним оберегом.
Вышивкой в технике «крестик» увлеклась моя прабабушка – Пестерева Алевтина Ивановна, уроженка д. Ивакинская Коношского района Архангельской области. Сейчас на пенсии. Работала инженером промышленно-гражданского строительства станция Коноша. Прабабушка рассказывала, что вышивке её обучила её мама, и сейчас я стараюсь перенять эти навыки. Вышивка «крестиком» – это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток. Основной элемент вышивки – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 3).

Так же моя прабабушка вяжет крючком очень красивые половики, скатерти, занавески. Вязание крючком – один из видов рукоделия, в процессе которого при помощи вязального крючка и создаются изделия. Она рассказала, что вяжет половики из того, что есть под рукой, например, из трикотажных полосок, вырезанных из старой, никому не нужной одежды. Вяжем самым большим крючком (крючок № 7 и выше). Раньше, когда крючки не продавались в магазине, их вырезали из дерева или подтачивали большие гвозди. Даже новичок в вязании сможет связать самый простой круглый половичок, если освоит такой несложный приём как столбик без накида. Раньше в крестьянских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. В 21-ом веке такое изделие тоже может отлично украсить любую комнату (рис. 4).

Вся жизнь моих предков связана с деревней Ивакинская, что в Валдеево. Эта местность известна запасами красной глины. Моя бабушка – Пишенина Елена Михайловна – рассказывала, что в детстве она очень любила лепить различные фигурки из глины. Это увлечение переросло в профессию. Сейчас она работает в Коношском Центре дополнительного образования руководителем детского объединения «Глиняная фантазия» и учит более сотни детей лепить из глины. Я тоже увлеклась этим ремеслом, ведь лепка из глины – это увлекательный творческий процесс, подходящий для взрослых и детей. С помощью глины можно создавать скульптуры, бижутерию, игрушки (рис. 5).

Вязание на спицах – процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью спиц вручную. Все мои предки умели и любили вязать. В прежние времена для вязания использовали овечью шерсть. Её мыли, чесали, пряли, чтобы получить прочную и теплую нить. Вязание на нескольких спицах – прутках – на севере распространено повсеместно до сих пор. Сейчас пряжу мы покупаем в магазине. Особенно актуально вязать свитера, шарфы, варежки, носки. Прабабушка передала умение вязать бабушке, она – моей маме – Пишениной Ольге Викторовне. Мама работает инженером станции Коноша 1, а в свободное время занимается вязанием. Свои знания мама передает и мне. Я только учусь вязать, поэтому пока одеваю кукол. Сейчас я осваиваю лицевую петлю (рис. 6).

Заключение
Благодаря воспоминаниям моей прабабушки, я ближе познакомилась с биографией и творческой деятельностью своих родственников, живших в XIX и XX веках, узнала, что все они жили на территории нынешнего Коношского района. «Где родился, там и пригодился» – эта пословица точно характеризует жизнь моих предков. Я изучила мир увлечений близких мне людей и узнала, что интересы их разнообразные и очень интересные. Это вышивка бисером, вышивка в технике «крестик», вязание крючком, лепка из глины, вязание на спицах. Сейчас я учусь плести из бисера и, возможно, создам головной убор, напоминающий кокошник. Прабабушка учит меня вышивать крестиком и вязать крючком половики. С бабушкой я учусь лепить из глины, а с мамой мы учимся вязать на спицах. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Я очень благодарна близким мне людям, старающимся передавать свои знания (рис.7).

