Автор: Гайдар Дарья
Руководитель проекта: Панкратова Людмила Павловна
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Введение
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Исследование было проведено для подтверждения фактов, свидетельствующих о потере интереса к чтению и книгам среди детей и подростков и выявления факторов, способствующих усилению этой тенденции. Была выдвинута следующая гипотеза: любовь к чтению, как и большинство основ будущей жизни, прививается ребёнку в самом раннем возрасте и способствовать этому должны больше всего родители. В ходе исследования были собраны и обработаны статистические данные по результатам опросов, на основании чего были сделаны соответствующие выводы. Параллельно основной гипотезе было определено еще несколько целей исследования. В проекте предложены некоторые варианты решения проблемы.
Цель и задачи проведения исследования
Цель проекта:
Исследовать читательские интересы современного школьника и выявить факторы, влияющих отношение детей к чтению книг.
Задачи:
- Разработать анкету;
- Провести опросы школьников;
- Обработать данные и представить их в виде графиков/диаграмм;
- Сделать выводы на основании статистики;
- Выделить основные причины потери интереса к чтению;
- Предложить пути решения проблем;
- Подготовить данные и оформить их в виде презентации.
Описание хода выполнения работы
В процессе выполнения проекта:
- была разработана анкета, которая была предназначена для сбора информации в форме коллективного интервью и интервью-диалога;
- выбраны группы детей разного возраста для анкетирования;
- данные были введены в электронную таблицу, обработаны и представлены в виде гистограмм и круговых диаграмм;
- Произвели поиск и отбор материалов по результатам социологических исследований на Web-сайтах;
- выбрана программа для представления материалов – программа для подготовки презентаций MSPowerPoint.
- проанализированы данные и сделаны выводы;
- Разработана структура презентации (содержание);
- создана презентация, на слайдах которой вставлены графические объекты (диаграммы и рисунки) и тексты, выполнена анимация объектов;
- создан отчет с использованием текстового редактора MSWord 2010.
Результаты, анализ, выводы и обобщения о проделанной работе
- Анкетирование, проведенное среди детей разных возрастов в школе № 525 и учащихся ДДЮТ Фрунзенского и последующая обработка результатов подтвердила снижение интереса к чтению книг;
- Изучение электронных и бумажных источников показало снижение интереса к чтению книг, как у взрослых, так и у детей;
- Всё, чем человек подсознательно руководствуется в течение всей своей жизни, прививается ему в семье.
Почему дети не хотят читать?
- Недостаточная обученность ребёнка чтению;
- Привыкание к чтению как к скучной и нудной обязанности, которой ребёнок пытается избежать;
- Отсутствие примера читающих взрослых (родителей) в семье;
- Неспособность родителей поддержать интерес ребёнка к чтению;
- Слишком большое количество отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
- Нехватка свободного времени;
- Обыкновенная лень;
- Плохо развитое образное мышление.
Выводы
Результаты исследования показали:
- Привыкание к систематическому чтению и любовь к книге в ребёнке воспитываются с самого раннего возраста и решающую роль в этом играют его родители.
- Снижение или полное отсутствие интереса к чтению происходит на подростковом этапе (в возрасте от 9 до 11 лет), после чего ко многим подросткам любовь к чтению не возвращается, сказывается привычка детей к другим видам досуга.
Решение проблемы
На развитие ребенка оказывает влияние несколько социальных систем:
- Семья;
- Средства массовой информации и коммуникации (интернет);
- Школа;
- Учреждения культуры (театры, библиотеки, концертные залы)
- Дополнительное образование;
- Улица.
- При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса, пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, родители тем самым помогают ему быть успешным в жизни. Родителям надо читать вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему.Надо учить ребенка сочинять, сочиняйте с ним разные истории.
- Основное внимание необходимо обратить на СМИ, в частности, интернет и телевещание. На главной странице поисковых систем должно быть место для презентации книжных новинок, которые могут существовать в бумажной и электронной версии. На телевидении – организации, которые хотят рекламировать свои товары и услуги должны платить деньги не только за свою рекламу, но и за презентацию новых книг, журналов и авторов.
- Районная библиотека должна стать современным культурным центром. Должно измениться все, начиная от помещения и заканчивая использованием информационных и коммуникационных технологий для организации взаимодействия с читателем, в том числе, с использованием удаленного доступа (из дома) к электронному каталогу библиотеки, возможности предварительного заказа книг, оформления читательского билета и пр. Библиотека должна стать семейным культурным центром, который должен приглашать авторов интересных книг, критиков, киносценаристов, постановщиков спектаклей. Встречи с интересными людьми, ориентированные именно на семью.
- Система дополнительного образования должна организовывать различные мероприятия, проекты, например, «Я и книга», праздники «Семейное чтение», литературные вечера и др.
- В школе должен быть специальный педагог (свободный от других нагрузок), который хотя бы 3-4 раза в год проводил мероприятий с привлечением школьной библиотеки, родителей и детей. Школьные библиотеки также могут стать культурным центром школы.
Список использованных интернет-ресурсов
http://www.nauchforum.ru/node/1290
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/part/search.php?id=2162&r=2
http://library.gimna1.ru/p15aa1.html
http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/384-elektronnoe-chtenie-v-rossii.html
Приложение
Анкета для учащихся
1) Любите ли вы читать?
- Да, люблю
- Да, но нет времени
- Не очень
- Нет
2) Какие книги вы выбираете для летнего чтения?
- Рекомендованные
- Подбираю сам
- Я не читаю летом
3) Какой литературный жанр вы предпочитаете?
- Фантастика
- Классика
- Это не имеет значения
4) Помогают ли вам книги в жизни?
- Да
- Нет
5) Когда вы начали читать?
- В 3 – 4 года
- В 5-7 лет
6) Какая литература вам нравится больше?
- Зарубежная
- Отечественная
- Какие книги вы предпочитаете?
- Электронные
- Бумажные