Skip to content

Первая ласточка

Научно-практическая деятельность в дошкольном, школьном и дополнительном образовании детей

  • Об издании
  • Рубрики
  • Все публикации
    • В помощь руководителю
    • Юный естествоиспытатель
    • Давайте разберёмся
    • Всем обо всём
    • Наука об искусстве
    • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
    • Познание мира
    • Материалы конференций
  • Авторам
  • Контакты

Исследовательский проект «Детское чтение в современном обществе»

Posted on 08.01.2020 by admin

Автор: Гайдар Дарья

Руководитель проекта: Панкратова Людмила Павловна

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Введение

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Исследование было проведено для подтверждения фактов, свидетельствующих о потере интереса к чтению и книгам среди детей и подростков и  выявления факторов, способствующих усилению этой тенденции. Была выдвинута следующая гипотеза: любовь к чтению, как и большинство основ будущей жизни, прививается ребёнку в самом раннем возрасте и способствовать этому должны больше всего родители. В ходе исследования были собраны и обработаны статистические данные по результатам опросов, на основании чего были сделаны соответствующие выводы. Параллельно основной гипотезе было определено еще несколько целей исследования. В проекте предложены некоторые варианты решения проблемы.

Цель и задачи проведения исследования

Цель проекта:
Исследовать читательские интересы современного школьника и выявить факторы, влияющих отношение детей к чтению книг.

Задачи:

  1. Разработать анкету;
  2. Провести опросы школьников;
  3. Обработать данные и представить их в виде графиков/диаграмм;
  4. Сделать выводы на основании статистики;
  5. Выделить основные причины потери интереса к чтению;
  6. Предложить пути решения проблем;
  7. Подготовить данные и оформить их в виде презентации.

Описание хода выполнения работы

В процессе выполнения проекта:

  1. была разработана анкета, которая была предназначена для сбора информации в форме коллективного интервью и интервью-диалога;
  2. выбраны группы детей разного возраста для анкетирования;
  3. данные были введены в электронную таблицу, обработаны и представлены в виде гистограмм и круговых диаграмм;
  4. Произвели поиск и отбор материалов по результатам социологических исследований на Web-сайтах;
  5. выбрана программа для представления материалов – программа для подготовки презентаций MSPowerPoint.
  6. проанализированы данные и сделаны выводы;
  7. Разработана структура презентации (содержание);
  8. создана презентация, на слайдах которой вставлены графические объекты (диаграммы и рисунки) и тексты, выполнена анимация объектов;
  9. создан отчет с использованием текстового редактора MSWord 2010.

Результаты, анализ, выводы и обобщения о проделанной работе

  • Анкетирование, проведенное среди детей разных возрастов в школе № 525 и учащихся ДДЮТ Фрунзенского и последующая обработка результатов подтвердила снижение интереса к чтению книг;
  • Изучение электронных и бумажных источников показало снижение интереса к чтению книг, как у взрослых, так и у детей;
  • Всё, чем человек подсознательно руководствуется в течение всей своей жизни, прививается ему в семье.
Почему дети не хотят читать?
  • Недостаточная обученность ребёнка чтению;
  • Привыкание к чтению как к скучной и нудной обязанности, которой ребёнок пытается избежать;
  • Отсутствие примера читающих взрослых (родителей) в семье;
  • Неспособность родителей поддержать интерес ребёнка к чтению;
  • Слишком большое количество отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
  • Нехватка свободного времени;
  • Обыкновенная лень;
  • Плохо развитое образное мышление.

Выводы

Результаты исследования показали:

  1. Привыкание к систематическому чтению и любовь к книге в ребёнке воспитываются с самого раннего возраста и решающую роль в этом играют его родители.
  2. Снижение или полное отсутствие интереса к чтению происходит на подростковом этапе (в возрасте от 9 до 11 лет), после чего ко многим подросткам любовь к чтению не возвращается, сказывается привычка детей к другим видам досуга.

Решение проблемы

На развитие ребенка оказывает влияние несколько социальных систем:

  • Семья;
  • Средства массовой информации и коммуникации (интернет);
  • Школа;
  • Учреждения культуры (театры, библиотеки, концертные залы)
  • Дополнительное образование;
  • Улица.
  1. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса, пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.  Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, родители тем самым помогают ему быть успешным в жизни. Родителям надо читать вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему.Надо учить ребенка сочинять, сочиняйте с ним разные истории.
  2. Основное внимание необходимо обратить на СМИ, в частности, интернет и телевещание. На главной странице поисковых систем должно быть место для презентации книжных новинок, которые могут существовать в бумажной и электронной версии. На телевидении – организации, которые хотят рекламировать свои товары и услуги должны платить деньги не только за свою рекламу, но и за презентацию новых книг, журналов и авторов.
  3. Районная библиотека должна стать современным культурным центром. Должно измениться все, начиная от помещения и заканчивая использованием информационных и коммуникационных технологий для организации взаимодействия с читателем, в том числе, с использованием удаленного доступа (из дома) к электронному каталогу библиотеки, возможности предварительного заказа книг, оформления читательского билета и пр. Библиотека должна стать семейным культурным центром, который должен приглашать авторов интересных книг, критиков, киносценаристов, постановщиков спектаклей. Встречи с интересными людьми, ориентированные именно на семью.
  4. Система дополнительного образования должна организовывать различные мероприятия, проекты, например, «Я и книга», праздники «Семейное чтение», литературные вечера и др.
  5. В школе должен быть специальный педагог (свободный от других нагрузок), который хотя бы 3-4 раза в год проводил мероприятий с привлечением школьной библиотеки, родителей и детей. Школьные библиотеки также могут стать культурным центром школы.

Список использованных интернет-ресурсов

http://www.nauchforum.ru/node/1290
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/part/search.php?id=2162&r=2
http://library.gimna1.ru/p15aa1.html
http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/384-elektronnoe-chtenie-v-rossii.html

Приложение

Анкета для учащихся

1) Любите ли вы читать?

  1. Да, люблю
  2. Да, но нет времени
  3. Не очень
  4. Нет

2) Какие книги вы выбираете для летнего чтения?

  1. Рекомендованные
  2. Подбираю сам
  3. Я не читаю летом

3) Какой литературный жанр вы предпочитаете?

  1. Фантастика
  2. Классика
  3. Это не имеет значения

4) Помогают ли вам книги в жизни?

  1. Да
  2. Нет

5) Когда вы начали читать?

  1. В 3 – 4 года
  2. В 5-7 лет

6) Какая литература вам нравится больше?

  1. Зарубежная
  2. Отечественная
  3. Какие книги вы предпочитаете?
  4. Электронные
  5. Бумажные
Гайдар

Posted in Всем обо всём

Навигация по записям

← Белый медведь – вымирающий вид?
Экскурсия «Памятники литераторам в Санкт-Петербурге» →

Автор: admin

Рубрики

  • В помощь руководителю
  • Всем обо всём
  • Давайте разберёмся
  • Материалы конференций
  • Наследники Н.М. Карамзина и Ф.И. Янковича
  • Наука об искусстве
  • Познание мира
  • Юный естествоиспытатель

Контакты

Главный редактор: Никитин Дмитрий Борисович

E-mail: kunddut@gmail.com

Адрес редакции:

192071, г. Санкт-Петербург, Будапештская ул., д. 30, корп. 2, каб. 210

E-mail: metodist.ddut.fr@gmail.com

Авторское право © 2023 Первая ласточка | Дизайн ThemesDNA.com